Почему рождение и смерть сопровождаются болью?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

14718
рождение и смерть

Уважаемый рав,

почему вход в материальный мир и выход из него — рождение и смерть — такие болезненные?

Спасибо,
Виктор


Уважаемый Виктор!

Как известно, Всевышний приказал Адаму и Хаве под страхом смерти не есть от древа знания добра и зла: «от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, умрешь.» (Берешит 2:17)

К сожалению, они не выдержали испытания, и в первый же день своего существования вкусили запретный плод, плод познания добра и зла.

Всевышний проклял Адама и Хаву за совершённый ими грех. В частности, проклятия Всевышнего включали следующее: «жене сказал: ’умножу муку твою в беременности твоей; в муках будешь рожать детей’ … Адаму же сказал: ’… возвратишься в землю, ибо из нее ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься’». (Берешит 3:16-19) То есть, одно из наказаний за нарушение заповеди Всевышнего — это муки, которые женщина испытывает при родах. Другое — это страдания и смерть, которые ожидает каждого человека (кроме десяти праведников, которые живыми попали в райский Сад).

Известно, что наказания, исходящие от Всевышнего, не являются местью за совершённые грехи. Они призваны исправить урон, который был нанесён грехом. Основываясь на этом принципе, попытаемся ответить на Ваш вопрос.

Комментаторы объясняют, что на святом языке слово «знание» означает соединение с чем-либо. Вкусив от древа познания добра и зла, Адам сделал зло частью себя, оно вселилось в него самого, в его «я». Он также «отравил» злом всё человечество, вышедшее из его чресл, и всё сущее в этом мире. Очевидно, что для того, чтобы исправить грех Адама, необходимо вновь отделить добро от зла, и вернуть мир в то состояние, в котором он был до грехопадения Адама.

Теперь нам необходимо понять, в чем заключается смысл рождения и смерти.

Человеческая душа, которая по природе своей чиста, должна вселиться в тело, состоящее из смеси добра и зла. Из-за того, что душа несравненно больше, чем её воплощение в теле, и из-за того, что в момент рождения в тело входит примесь зла, роды сопровождаются муками. (См. Сфат Эмет гл. Вайера [5663]) Комментарий Маараля (Сота 11а) объясняет, что муки вызваны тем, что духовное (душа) вынуждено войти в рамки материального (тела).

Талмуд описывает, что до рождения, душа человека обладает совершенно необыкновенными свойствами. Она видит весь мир, изучает Тору, и т. д. В момент родов она попадает в рамки тела младенца, который в начале своей жизни вообще не проявляет почти никаких признаков своей духовной сущности. Только с годами, когда человек начинает изучать окружающий мир, осваивать мудрость, и пользоваться свободой выбора, у души появляется возможность хоть как-то проявиться в теле.

Но даже человек, находящийся на высочайшем духовном уровне, не проявляет даже малую толику истинного духовного статуса своей души.

Эффект греха Адама был таков, что при жизни, человек не может полностью очистить свое тело от зла. Для того, чтобы произошло очищение, ему необходима смерть, разрушающая его тело и приводящая к его разложению на составляющие. Процесс отделения души от тела и процесс разложения тела также связаны с мучениями. Эти мучения необходимы для того, чтобы вызволить частички добра, находящиеся в плену у сил зла.

Таким образом, ответ на Ваш вопрос заключается в следующем: Адам и Хава были прокляты за свой грех. Из-за их греха, весь материальный мир состоит из смеси добра и зла. Мучения возникают из-за того, что человеческая душа вынуждена вначале вселиться в материальное тело, а потом отделиться от него.

С уважением,

Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=41493