Приближение Рош а-Шана пробуждает во мне отрицательные чувства…

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1474

Уважаемый раввин!

Для меня приближение Рош а-Шана – еврейского Нового Года – каждый раз пробуждает отрицательные чувства: тревогу, страх, угнетение и нервозность. Я не люблю этот праздник. Должно ли это так быть? И если нет, то что делать? Как изменить мой подход к нему?

С уважением, Саша

 


Уважаемый Саша!

Несомненно, у человека, осознающего, что все его дела предстанут перед Небесным судом, на котором решится его участь в ближайшем году, приближение Судных Дней пробуждает страх и тревогу. Подобное свидетельствует царь Давид о себе (Теилим, 119:120): «Содрогнулась от страха пред Тобой плоть моя, и судов Твоих боюсь я». Но ни в коем случае этот страх не должен привести человека к чувству угнетения или подавленности, поскольку Милосердный Судья любит нас и желает, чтобы мы удостоились оправдания на этом суде. Поэтому всегда вместе со страхом перед Творцом есть и определённое чувство радости, как сказано (Теилим, 2:11): «Служите Б-гу со страхом и ликуйте в трепете».

То, что Творец строго спрашивает за каждый проступок, связано также с Его любовью к нам и желанием вознаградить нас за добрые дела в подобающей мере. Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» (4-ая часть) пишет: «Святой, благословен Он, желает правосудия, и если бы Он закрыл глаза на вину, то это было бы таким же нарушением правосудия, как если бы Он забыл заслугу. Поэтому, раз уж Он пожелал правосудия, Он должен воздавать каждому человеку с абсолютной точностью». И в частности поэтому совершенный грех не аннулирует заповедь. С человека взыскивают за грех, чтобы сполна вознаградить за исполненную заповедь. И в этом также проявляется великая милость Творца, ибо наказание за грех ограничено, а вознаграждение за заповедь – вечно («Томер Двора»).

Сам факт, что все наши дела предстают перед Высшим Судьей, также должен радовать нас, поскольку он показывает ценность каждого нашего действия: Творцу вселенной, от воли Которого зависит все, что происходит в мире, важны наши поступки – даже те, которые в наших глазах кажутся нам незначимыми.

Именно по причине Его большой любви к нам Творец установил день для Суда и сообщил нам о нем, чтобы мы смогли подготовиться подобающим образом и возносить Милосердному молитвы в этот день. Он также дал нам большой подарок – Десять Дней между Рош а-Шана и Йом Кипуром, в которые Г-сподь особенно близок к Своим созданиям и с большей легкостью принимает их возвращение к Нему. Кульминация этих дней – Йом Кипур – день, в который Творец по Его великой милости прощает возвращающимся к Нему грехи. Это помогает нам понять, почему наши мудрецы считают (Таанит, 26б), что Йом Кипур является одним из самых радостных дней в году.

Судные Дни дают нам возможность оставить все дурное, начать новую жизнь и стать как бы новыми созданиями, лучшими и более совершенными. Царь Давид сказал: «И созданный народ будет прославлять Г-спода». По мнению  мудрецов («Ялкут Теилим», 855), словами «созданный народ» называются евреи, поскольку, несмотря на то, что некоторым из них полагается смерть за дурные поступки, стоя в молитве перед Творцом в Рош а-Шана и Йом Кипур, они удостаиваются Его прощения, и как бы рождаются заново.

Все это должно вселить в сердце еврея много радости при наступлении Судных Дней.

http://www.beerot.ru/?p=5299