В частности, в самой книге «Зоар» прямым текстом говорится о дате воскрешения из мертвых: «В шестое тысячелетие, в четыреста восьмой год пробудятся все обитающие в прахе…».
Как это объясняют каббалисты?
помоги Вам Б-г
Уважаемый Курт!
Я нашёл это место в «Зоар», и прочел сказанное и до, и после него. Реально это место параллельно со сказанным и в Талмуде, в трактате Санедрин (97 а,б). И в Талмуде, и в святой книге «Зоар» приводятся разные расчеты, основанные на исследовании стихов Писания, когда будет окончательное избавление, а потом – когда будет оживление умерших. «Зоар» приводит, что окончательное избавление может быть приближено тшувой нашего народа. А в Талмуде наши мудрецы отвергают расчеты окончательного избавления, сделанные другими великими мудрецами. Более того, они обязывают нас надеяться и ожидать прихода Машиаха и окончательного избавления всегда. Однако, в чем смысл приведенных в святых книгах дат избавления? Я видел два объяснения. Одно – в комментарии «Маток миДваш». Объясню его в меру своего понимания. В том же месте трактата Санедрин говорится, что мы желаем и ожидаем прихода Машиаха, и Всевышний желает того же. Талмуд задает вопрос: если так, почему же Машиах не приходит? И отвечает, «Мидат аДин (мера суда) задерживает».
Безусловно, Всевышний не ограничен никакой мерой Суда. Однако таково было Его желание – править миром по суду, и хотя в итоге Всевышний смягчил меру Суда мерой Милосердия, Его замысел не изменился (см. об этом более подробно в 4 главе Месилат Йешаим Рамхаля – по-русски «Путь благочестивых»). Поэтому приводит «Маток миДваш», что если пришла дата избавления, но наш народ был недостоин его, то избавление не происходит. Возможно, что пробуждение меры Суда из-за того, что наш народ не был достоин, может привести к тяжким последствиям (дата, приведенная в книге «Зоар» - это период страшнейшей резни Хмельницкого, да сотрется его имя!).
В недавно опубликованных материалах великого мудреца Торы и великого каббалиста современности рава Исроэля Элияу Вайнтроба זצ''ל он объясняет это немного иначе. Он пишет, что приведенные в наших книгах даты освобождения – это время, более благоприятное для избавления. Это время, когда мы можем удостоиться окончательного избавления в силу большего раскрытия меры Милосердия. (Мы уже упоминали, что правление Всевышнего основано на сочетании меры Суда и меры Милосердия). Более того, он неоднократно пишет, что истинно глубокое изучение Каббалы, доступное только большим мудрецам Торы и праведникам, способствует окончательному избавлению в силу меры Милосердия.
Возвращение нашего народа к серьезному изучению Торы побуждает к истинной Тшуве (раскаянию и исправлению), а также способствует тому, что в нашем народе вырастут большие мудрецы и праведники, которые изучением Торы, в частности, глубоким изучением Каббалы, обусловленным тщательным соблюдением Торы, удостоят нас окончательного избавления Милосердием (однако так называемое «изучение Каббалы» людьми несоблюдающими и не понимающими открытую часть Торы только портит и оскверняет эту часть Торы и усиливает силы Зла).
Мы приближаемся к месяцу Элуль – месяцу тшувы, а также к великим праздникам: Рош а-Шана (день Суда) и Йом Кипур (день Искупления). Именно в эти два дня, как и во все 10 Дней Трепета и тшувы, мы молимся и на этом сосредоточено наше служение, чтобы удостоиться максимального раскрытия Б-жественного милосердия. Именно в эти дни мы особенно молимся об окончательном избавлении.
Дай Б-г и нам и Вам и всему нашему народу по-настоящему раскаяться и вернуться к изучению Торы и исполнению ее, и удостоиться окончательного избавления мерой Милосердия.
Ктива вехатима това!
С уважением, Игаль Полищук