Какое самое страшное наказание в иудаизме?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

7898
наказание

Какое самое страшное наказание в иудаизме? Верите ли вы в вечное наказание в озере огненном? Какое наказание постигнет самых закоренелых грешников? Какое наказание постигнет сатану и бесов? Будут ли они мучиться вечно, или Б-г их полностью уничтожит со временем?


Уважаемая …!

Вы задали очень интересные и правильные вопросы — какие наказания есть в иудаизме, и есть ли в нём понятие вечного наказания.

Начнём со второй половины вопроса.

Мишна (Эдуйот, 2:10) приводит, что грешники-евреи подвергаются наказанию в аду в течение 12 месяцев. После этого наказание заканчивается, и душа переселяется в место, в котором она получает вечное наслаждение. (Мудрецы каббалы также учат нас, что в некоторых случаях душа перевоплощается и живёт в этом мире ещё раз или ещё несколько раз. Но в любом случае количество перевоплощений ограничено.)

Однако в другом месте мишна (Санедрин, 10:1) приводит, что не все удостаиваются удела в Грядущем мире. Из этого можно было бы сделать вывод, что души некоторых грешников будут стёрты навечно. Но рав Шломо Эльяшив в книге «Лешем, Шво ве-Ахлама» доказывает, что в конце концов все еврейские души будут исправлены.

В любом случае такого понятия, как вечное наказание для души, в иудаизме нет. Есть только понятие вечного наслаждения.

Этот факт является следствием одного из основополагающих принципов иудаизма. Его суть в том, что Всевышний — это любящий Отец, Который желает Своим творениям только добра. Из этого принципа, в свою очередь, следуют несколько выводов.

Во-первых, в конце концов, все творения получат только добро. Поэтому ни о каком вечном наказании говорить даже не приходится. Цель мира — это вечное наслаждение. Всевышний, несомненно, приведёт мир к этой цели, и ничто не может Ему помешать.
Во-вторых, любые испытания или наказания преследуют только одну цель — очистить человека и дать ему большую награду в Грядущем мире.
В-третьих, любое зло имеет ограниченную по времени и по спектру цель — осуществить задуманное Всевышним испытание или наказание.

Напомним, что Всевышний всецело добр. Поскольку Его цель — это оказать Своим творениям максимальное добро, следует вывод, что любое зло, выполнив свою ограниченную функцию, обязательно прекратит существование или будет исправлено. В качестве зла у него нет роли в вечности.

Более того, нужно помнить следующее. Всевышний хочет дать нам максимальное добро. Только для этого Он допускает существование зла, которое обеспечивает свободу выбора и получение награды или наказания. Таким образом, даже само зло и сам суд, который может наказать того, кто заслуживает наказания, проистекают из желания сделать добро. Всё это пишет рав Моше Хаим Луцатто в начале книги «138 врат мудрости» (перевод первых глав этой книги можно найти на страницах журнала «Беерот Ицхак»)

Что касается Ангела Смерти, в песне «Хад Гадья», которую поют в конце Пасхального Седера, написано открытым текстом, что в конце дней Всевышний убьёт его. Он перестанет существовать.

Мудрецы пишут, что сама природа наших действий в этом мире такова, что из них следует временное наказание и вечная награда.

Рав Моше Кордоверо в книге «Томер Двора» (сфира 1, качество 8) пишет: «Всевышний поступает с Израилем согласно качеству «покорения беззакония (т. е. греха)». Ибо заповедь уподоблена «цветущей виноградной лозе, на которой появились почки», она возносится вверх, в бесконечную высь, чтобы предстать перед Творцом. Грехи же не вхожи туда, не дай Б-г, и Всевышний покоряет их, чтобы они не могли войти, как написано (Теилим, 5:5): «Не уживется с тобой дурное», следовательно, зло не может войти внутрь».

Это объясняется следующим образом.

Так как Создатель совершенно бесконечен, то, что приходит к Нему должно быть бесконечным. Заповедь приносит бесконечную награду тому, кто ее выполняет. А за грех полагается конечное, ограниченное наказание.

Далее автор пишет: «И поэтому “в этом мире нет награды за заповедь” (Кидушин, 39), – потому что заповеди предстают перед Творцом. Как же можно дать в этом материальном мире духовную награду?! Ведь весь этот мир не стоит одной заповеди, и малейшее чувство духовного удовлетворения перед Всевышним больше всех удовольствий этого мира вместе взятых».

Далее автор объясняет, что грехи обладают ограниченной сферой действия, а награда за выполнение заповедей — безгранична. Поэтому человек вначале получает ограниченное, конечное наказание за совершённые им грехи, а потом, очистившись — бесконечную награду за совершённые им заповеди.

Теперь давайте рассмотрим Ваш первый вопрос: какие наказания есть в иудаизме, то есть к каким наказаниям может приговорить людей еврейский суд.

Самое страшное наказание, предписанное законом Торы — это скила, при которой приговорённого казнят, бросив с определённой высоты на камни. Если он от этого не умирает, его забрасывают камнями. (Это наказание полагается, в частности, за преднамеренное нарушение Шаббата.)

Однако это и другие телесные наказания не применяются в наше время. Дело в том, что еврейский суд имеет права давать телесные наказания только тогда, когда Высший суд (Большой Санедрин) заседает в Храме. После того, как Храм был разрушен, высший суд был вынужденно перенесён в другое место, и еврейские суды потеряли возможность приговаривать виновных к смерти. Тем более невозможно выносить смертные приговоры сейчас, после того как Большой Санедрин перестал существовать. Тем не менее тех, кто злонамеренно совершает преступления, за которые полагается смертная казнь, постигает смерть, подобная заслуженной ими казни.

Словами мудрецов (см. Ктубот, 30а-б): «Тот, кто заслуживает избиения камнями, падает с крыши, или его загрызает дикий зверь. Тот, кто заслуживает сожжения, либо падает в огонь, либо его жалит змея. Тот, кто заслуживает обезглавливания, либо попадает в руки <нееврейских> властей, либо на него нападают бандиты. Тот, кто заслуживает удушения, либо тонет в реке, либо умирает от дифтерии».

Законы четырёх казней также продолжают действовать в аду.

Хоть в этом мире и перестали приговаривать к четырём смертным казням, в аду нарушающий волю Всевышнего испытывает казни и страдания, во много раз превышающие то, что он может испытать в этом мире. Но ещё раз повторю, что эти наказания не вечны. В конце концов все удостаиваются награды.

Дай нам Б-г всем избежать наказания и заслужить награду.

С уважением, рав Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=47184