У меня вопрос по первой главе книге пророка Йехезкеля: что означают все его видения? В 4-ой главе книги Йехезкеля Творец говорит, чтобы пророк лежал 390 дней на левом боку за беззакония Израиля и 40 дней – за беззакония колена Йеуды – на правом. О каких беззакониях говорит Всевышний? И почему такая разница?
Ася, Бат Ям

Маасе меркава
Пророчество, с которого начинается книга Йехезкеля, называется в наших источниках маасе меркава. У нас нет возможности привести здесь какие-либо комментарии по этому поводу, в соответствии со сказанным в мишне (Хагига, 11б):
«…Не изучают маасе берешит [Рамбам: о тайнах и истинной сущности материального мира] с двумя учениками [т. е. в этом случае учитель может обучать не более одного ученика]. Обучать же маасе меркава [Рамбам: о сущности духовных миров и созданий, о сущности ангелов и даже о сущности Творца] запрещается даже одного ученика, кроме случаев, когда ученик является мудрецом Торы и обладает способностью постичь глубину материала при наличии лишь немногих намеков».
Продолжает мишна: «Всякий, кто пытается выведать четыре вещи: что наверху [о высших духовных мирах], и что внизу [ниже мира ангелов], что позади [что предшествовало мирозданию], и что впереди [что будет в будущем], – о таком сказано, что лучше бы ему не родиться. И каждый, кто не относится с должным трепетом и почтением ко Всевышнему – лучше бы ему не родиться».
Далее (Хагига, 13а) приводится высказывание бен Сира: «Непостижимое не пытайся трактовать, сокрытое от тебя не пытайся исследовать; старайся лишь понять то, что тебе разрешено; и не пытайся постичь то, что преднамеренно сокрыто от тебя».
Пророчества четвертой главы книги Йехезкеля
Рамбан в комментарии к главе Лех Леха говорит, что каждое пророчество, к которому добавляется какое-либо физическое действие, означает, что больше не дано ничего изменить, и что пророчество это обязательно будет реализовано.
В 4 и 5 главах книги пророка Йехезкеля есть несколько пророчеств, которые не только непонятны и кажутся странными, но даже противоречат закону. Так, например, Всевышний приказывает Йехезкелю взять бритву и побрить себе бороду и волосы на голове. Проблема не только в том, что для стрижки запрещено использовать бритву – есть места, которые вообще нельзя выбривать, даже разрешенным в других случаях способом. Это стало причиной для утверждений части комментаторов, что Йехезкелю не было приказано выполнить на практике эти действия, все это было лишь показано ему в пророческих видениях. Так пишет Рамбам в «Море Невухим» (ч. 2, гл.46), и к его мнению присоединяются другие великие комментаторы – Радак и Абарбанель. При этом немало мудрецов (и среди них – Раши) считают, что все это было приказано реализовать на практике.
«И ты, сын человеческий, возьми себе черепицу и положи ее пред собой, и начертай на ней город – Иерусалим. И изобрази на ней осаду, и сооруди на ней укрепления, и насыпь на ней вал, и расположи на ней станы, и расставь на ней стенобитные машины» (Йехезкель, 4:1,2).
Это пророчество о том, как Иерусалим будет осажден врагами.
«И ты возьми себе железный противень, и поставь его, (как) железную стену, между собой и городом этим, и обрати лицо твое к нему, и он будет в осаде, и ты будешь осаждать его. Это – знамение дому Израиля» (Йехезкель, 4:3).
Это, возможно, тяжелейшее из пророчеств, в котором металлическая сковорода между Иерусалимом и пророком выступает в роли железного занавеса, который не будет пропускать молитвы евреев ко Всевышнему. Речь идет не о молитвах вообще, а о молитвах за спасение Иерусалима и Храма от разрушения. Отныне город обречен.
«И ты ляг на левый бок твой, и возложи на него вину дома Израиля; (и) число дней, что будешь лежать на нем, ты будешь нести вину их. И Я определил тебе число дней по годам вины их: триста девяносто дней, и будешь нести вину дома Израиля. И исполнишь это, и ляжешь вторично – на правый бок твой, и будешь нести вину дома Йеуды сорок дней, день за год, день за год Я определил тебе» (Йехезкель, 4:5-6).
Вновь нужно подчеркнуть, что вряд ли это было лишь видение, а не приказ, который нужно было выполнить на практике.
По поводу количества дней комментаторы сходятся во мнении, что они означают триста девяносто лет, в которые евреи не соблюдали годы шмиты – с момента входа наших праотцев в Святую Землю и до окончательного уничтожения Царства десяти колен (Северного царства).
Сорок дополнительных дней – это намек на сорок лет от момента потери независимости Иудеи и до разрушения Первого Храма. Приводит мидраш «Седер Олам Раба», что Йехезкелю было приказано дважды лежать на разных боках во искупление грехов народа Израиля: «день за год, день за год». Всего – 430 дней за 430 лет, когда не соблюдались годы шмиты. Таково наиболее принятое объяснение.
В заключение приведем несколько важных для этой темы цитат наших мудрецов. Рамбам пишет: «И пусть не придет тебе в голову, что Всевышний станет выставлять Своих пророков на посмешище, заставляя их делать такие глупости на практике, впридачу к видению о сбривании (всего волосяного покрова с головы)». При этом говорит Абарбанель: «Но не подумай, что, если Всевышний передал такие видения, в них нет смысла, и это – глупость».
С уважением, рав Нахум Шатхин
