Пророчество и пророческий дар

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Каплан

1906

Шалом, уважаемый рав.

Хотелось бы спросить о феномене пророчества. Кто такие библейские пророки?

Каков спектр значений термина «нави» [נביא]? [В библеистике дается следующее определение: «тот, кто призывает» или в пассивном смысле — «тот, кто призван»].

И объясните, пожалуйста, следующее изречение из Талмуда:
«Одно и то же знамение (сигнон) дается многим пророкам, но нет двух пророков, передающих один и тот же сигнон» (Вавилонский Талмуд, Санедрин 89а).

Заранее благодарю за ответ,

Руслан, Россия


Уважаемый Руслан!

Начнем с рассмотрения этимологии слова нави, пророк. Раши на стих Теилим (90:12): נביא לבב חכמה – «у пророка в сердце мудрость» объясняет происхождение слова нави – от слова להביא – «приносить». Имеется в виду, что пророк называется так, поскольку он приносит знание из Высшего мира. Буква «нун» в начале слова указывает на пассивное действие, т. е. он приносит только то, что ему передается Свыше. Второе значение слова мы учим из комментария к стиху (Шмот, 7:1): «А Аарон, брат твой будет твоим пророком». Говорит Раши: «Твоим глашатаем; и всякий раз, когда встречается слово невуа (пророчество), имеется в виду возвещать, доносить до народа увещевания. Происходит от слова ניב שפתים (речение уст)».

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

1)      Пророчество – это способ передачи знания из Высшего мира в низший (наш мир) через человека, называемого пророком.

2)      Он это делает словесным образом: свое постижение в Высших сферах он облекает в понятные нам слова.

3)      Задача пророчества – увещевание, упрек. Пророк – это посланник Всевышнего, задача которого донести до народа послание Творца с тем, чтобы они могли избежать заблуждений и прегрешений, дабы они могли исправиться и избежать наказания.

Подобное объяснение приводит и Рамбам в «Законах основ Торы» в кодексе «Мишне Тора» (гл. 7).

Приведем слова Рамбама, определяющие шестую «основу веры» (из комментария к Мишне, предисловие к главе Хелек трактата Санедрин):

«Основа шестая – пророчество. Следует знать, что есть люди, обладающие весьма благочестивыми качествами и великим совершенством. Их души настолько совершенны, что они принимают форму разума (полностью подчиняются разуму). Затем такой человеческий разум “прилепится“ к ”активному“ [см. пояснение далее] разуму, из которого на него снизойдет высшее озарение. Это и есть пророки».

Пророчество – это связь человека с Б-гом. Оно является необходимым условием для существования Торы в нашем мире, поэтому пророчество – одна из основ веры. Высший разум называется «активным», потому что творит реальность. Если Всевышний о чем-то думает, то это уже существует. Пророк – это человек, который через свой разум имеет связь с Высшим разумом.

Мудрецы перечислили три условия для того, чтобы человек стал пророком (Шаббат, 92а):

  1. Мудрость – развитый до совершенства аппарат интеллектуального постижения;
  2. Сила – силен тот, кто владеет собой;
  3. Богатство – богатым называется тот, кто рад тому, что у него есть ;

Рамбам в предисловии к «Пиркей Авот» обобщает все эти признаки в два условия: интеллектуальное совершенство (1) и благочестивые качества души (2 и 3). Но кроме этих условий, касающихся человека, есть еще одно необходимое условие – наличие пророчества в мире, т. е. состояние мира, в котором не нарушена связь Высшего мира с низшим. Этого, к сожалению, мы лишились после разрушения Первого Храма. Пророки существовали в мире до смерти последнего из них – Малахи (он же Эзра) в начале периода Второго Храма, но их пророчество открылось раньше – во времена Первого Храма. С тех пор новые пророки больше не появлялись.

У пророков были разные уровни восприятия. Наивысшим уровнем обладал Моше. Ему посвящена отдельная «основа веры» (седьмая). Он удостоился величайшего уровня пророческого откровения потому, что максимально исправил свои душевные качества. Поэтому он был избран Б-гом для получения Торы, а для этого было необходимо обладать высшим уровнем восприятия, насколько это возможно для человека.

Перейдем к Вашему вопросу по поводу пророчества из трактата Санедрин (89а). Раши объясняет, что имеется в виду. Слово «сигнон» здесь употребляется дважды. Первый раз – по отношению к тому, что передается пророкам, т.е. многие пророки могут получить одно и то же знание Свыше. Однако нет двух пророков, которые передали бы его одними и теми же словами. В этом контексте употребляется слово «сигнон» второй раз. Причину этого объясняет Хазон Иш: пророки получали аллегорическое видение и ключ к его пониманию, но не получали информацию в виде слов. Описание словами каждый пророк подбирал самостоятельно. И поскольку «как лица людей не схожи, так и их разум не схож » (Брахот, 58а), невозможно, чтобы два пророка сформулировали одно и то же видение одинаковыми словами. [Дополнение рава Игаля Полищука: см. также книгу «Даат Твунот», предпоследний раздел там посвящен пророчеству.]

С уважением, рав Шалом Каплан

 

http://www.beerot.ru/?p=17717