Почему 10 заповедей записаны по-разному?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

249
10 заповедей записаны по-разному

Шалом!

Хотел спросить, я не понимаю, почему 10 заповедей записаны по-разному в Торе, а именно, почему есть разница в речении, которое говорил Б-г Моисею о заповеди шаббата, Исх. 20:8-11 и Втор. 5:12-15?

Как может быть, что 2 разных слова (помни и храни) одновременно говорил Б-г Моисею? Какое из этих двух слов стояло на каменных скрижалях?

Спасибо, Михайло.


Уважаемый Михайло!

Вы задали очень хороший вопрос. Действительно, повторяя десять заповедей, которые были высечены на скрижалях, Тора приводит их по-разному. Эта разница и её смысл, конечно же, обсуждаются в книгах наших мудрецов. В трактате Рош а-Шана (27а) приводится: «’помни’ и ’храни’ были сказаны одним речением, что уста не могут произнести, а ухо не может воспринять».

То есть, одно из чудес дарования Торы заключалось в том, что эти два слова были произнесены одновременно, и восприняты людьми именно таким образом.

Зачем же Всевышнему было нужно произносить два слова?

Мудрецы (см. Брахот 20б) говорят нам, что эти два слова говорят о существовании двух заповедей, связанных с Субботой, одной повелительной, и одной запретительной.

Повелительная заповедь заключается в том, чтобы выделять и упоминать Субботний день. Мы выполняем её, когда упоминаем Шаббат в молитве и когда произносим кидуш. По некоторым мнениям, мы также выполняем её, произнося авдалу на исходе Субботы.

Запретительная заповедь выливается в запрет исполнять 39 видов работы, упомянутых в трактате Шаббат.

Что касается скрижалей, на первых скрижалях, которые Моше разбил, было начертано «помни», а на вторых скрижалях, которые Моше высек из камня, — «храни».

С уважением, Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=47214