Тяга к запретному

Дата: | Автор материала: Рав Зэев Урман

1901

Вопрос уважаемым раввинам о статье рава Купермана «Решающее влияние жены на мужа». У меня есть вопрос на приведенное в статье мнение рава Эльяшива, объясняющее, почему мятежники Кораха и его компании ретировались при виде жены Она бен Пелета с распущенными волосами. Рав Эльяшив говорит: эти люди попрали все законы, объявили войну нашему учителю Моше и хотели разрушить всю веру, так почему же они избегали вида волос замужней женщины? Он ответил, что отдаление от разврата, в том числе от того, чтобы смотреть на запрещенное, укоренилось в нашем народе в силу наставлений и личного примера праведника Йосефа в Египте. Мой вопрос следующий: а как же рассматривать в контексте ответа рава Эльяшива историю массового разврата – поклонения Баал Пеору? За это были наказаны и погибли 24 тысячи евреев. Мы читаем об этом всего лишь через несколько глав, также в книге Бемидбар. Как же объяснить данное несоответствие? Видимо, пример праведника Йосефа не повлиял на них должным образом?

Спасибо, Авраам Эпштейн


Здравствуйте, Авраам!

Спасибо за интересный вопрос. Прежде всего, я поспорил бы с Вашим утверждением и не называл бы это массовым грехом. В недельной главе Пинхас (Бемидбар, 26:1-2) мы находим: «И было после мора [тех самых 24 тысяч погибших]. И сказал Г-сподь Моше и Элазару, сыну Аарона-священнослужителя так: определите число всей общины сынов Израиля от двадцатилетнего и старше по домам их отцов, всех идущих в войско Израиля». Написано дальше (Бемидбар, 26:51): «Вот подсчитанные сыны Израиля – шестьсот одна тысяча семьсот тридцать». Если мы примем в расчет молодых мужчин до 20 лет, то эта цифра еще больше увеличится. То есть, по самым осторожным предположениям, до семисот с лишним тысяч мужчин прошли испытание активными и целенаправленными соблазнениями мидьянитянок и моавитянок. Таким образом, получается более семисот тысяч мужчин, выдержавших испытание, против двадцати четырех тысяч, не сумевших выстоять. Откуда такая сила духа? Разве не от праведника Йосефа?

Хотелось бы посмотреть на Ваш вопрос и с другой стороны. Необходимо различать между духовным качеством отдаленности от разврата, укоренившегося в заслугу Йосефа в нашем народе, и возможностью согрешить и нарушить запрет. Отдаленность от разврата не означает полное отсутствие интереса к вожделению. Интерес мужчины к женщине существовал всегда и является одним из самых сильных испытаний на пути к духовной чистоте и святости. Если бы не было у нас тяги к подобным нарушениям, то не было бы необходимости в подобном запрете Торы. Более того, это вожделение заложено Всевышним в суть самого Творения, как говорит мидраш «Ялкут Шимони»: «Если бы не дурное начало, не строил бы человек дом, не женился бы и не рожал детей». До тех пор, пока мы не разрешаем этому вожделению выйти из установленных для него четких границ, оно является добром и выполняет важные функции: даёт возможность продолжения рода, способствует установлению мира в семье, объединяя супругов.

К сожалению, уже давно этот инструмент реализации замысла Творения превращен людьми в грубую похоть, стал самоцелью. В наши дни моральная распущенность, достигнув небывалого роста, стала абсолютной нормой западного общества, поперев все идеалы общественной морали, разрушая ценности семейной жизни. Известно, что многие люди сегодня отказываются от брака, перестают рожать детей. Разврат перестал считаться чем-то порицаемым. Облачившись в романтические одеяния, он занял центральное место в искусстве, культуре, рекламе, средствах массовой информации, шоу-бизнесе, превратившись в выгодный товар. Более того, он стал символом «свободной» жизни.

Отдаленность от всех этих порочных представлений, неприятие опошления супружеских отношений – это и есть то качество, которое удалось приобрести еврейскому народу в заслугу праведности Йосефа, который в своем непростом испытании смог победить дурное начало. И это заложило в нашем народе основы нравственной чистоты, давшие нам возможность противостоять искушению. Мы видим проявление этого качества в описанном случае с женой Она бен Пелета. Проявление благословения Йосефа можно увидеть в том, что ценность крепкой еврейской семьи, порядочность и верность не покидали наш народ и были известны среди наших нееврейских соседей, даже когда многие наши собратья уже были оторваны от жизни по Торе.

Да, небольшая часть нашего народа не выдержала испытания с дочерями Мидьяна и Моава. Но это не было причиной их внутренней развращенности! Известно, что в момент, когда дурное начало атакует нас, ни у кого нет гарантии выстоять под его натиском. Как сказано эйн апотропус аль арайот – ни у кого нет «опекуна» в вопросах разврата, то есть, никто не защищен от этого испытания. Именно поэтому Тора неоднократно предупреждает нас: не приближайтесь к этому греху! Даже праведники могут не выдержать такого искушения. Рав Ицхак Зильбер в своей книге «Беседы о Торе» пишет: «Как известно, Билам, искусно продумал особую тактику “поэтапного совращения”, которое начиналось с безобидных обращений к израильтянам с предложением купить товары первой необходимости. У входа в палатку их зазывали пожилые продавщицы и предлагали зайти внутрь, посмотреть льняные одежды. Но уже внутри их встречали молодые привлекательные девушки, которые дружелюбно обращались: “Будь как дома. Мы вас любим. А вы почему нас не любите? Ведь у нас один предок — Терах, отец Авраама. Мы чтим все религии. Вот телята и куры, режьте по вашему закону и ешьте. Угощайся, выпей вина” (тогда мудрецы еще не запретили пить вино неевреев; запрет был введен потом, именно в связи с этим эпизодом). Развитие событий нетрудно предугадать». Из того, какие усилия пришлось приложить для того, чтобы совратить еврейских мужчин на распутные действия, и того, какой мизерный результат был достигнут, можно сделать вывод о том, на каком духовном уровне находились даже «худшие» из нашего народа.

С уважением, рав Зэев Урман

http://www.beerot.ru/?p=27785