За грех, которым грешили перед Тобой, завидуя

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

564
кому завидовать
Зависть – это первое из чувств, которые выводят человека из этого мира (см. Пиркей Авот, гл. 4), превращают его жизнь в Геином. А ведь на самом деле нет никакого смысла завидовать!

Почему? Сказано в Торе: «Не возжелай дом твоего ближнего, не возжелай жену своего ближнего, ни его раба, ни его рабыню, ни его быка, ни его осла, ничего, что есть у твоего ближнего». Возникает вопрос: если в конце сказано «ничего, что есть у твоего ближнего», зачем нужно было вначале перечислять – дом, жену, быка и т. д.?

Представим себе: человек живет с женой и десятью детьми в маленькой трехкомнатной квартире, дышать нечем. И вот однажды проходит мимо виллы, видит за забором цветущий сад, а за ним – огромный дом, минимум десять комнат. И живут там всего-навсего пара с двумя детьми. Как тут не позавидуешь?

Но минуточку. А ты знаешь, что у них нет мира в семье, что каждый день ссоры, и жизнь – как в Геиноме? Не знаю, а кто вам рассказал? Я тоже не знаю, но вполне возможно, так что завидовать нечему.

Ты хотел бы поменяться с этим богачом его жизнью – включая его язву и камни в почках? А ты знаешь, что он на самом деле в долгах, и недавно взял ссуду на черном рынке? Откуда ты знаешь, что стоит ему завидовать? Что есть чему завидовать?

Не смотри только на дом, на осла или машину, на жену или домработницу. Все ведь идет в комплекте, «всего, что есть у ближнего». А есть и сюрпризы. Ну что, ты готов меняться? Да нет уж, лучше останусь при своем…

Рассказывают, что один человек ждал в очереди у ребе из Александрува (Александрув-Лудзки, Польша), рава Йерхамиэля Исраэля Ицхака Данцигера, автора «Исмах Исраэль». И обратил внимание на возмутительное явление: бедняки входят, подают ребе записку, пару копеек, получают благословения, и сразу же выходят. А богачи, которые приносят приличные суммы, остаются долгое время, ребе долго с ними беседует.

Ему стало нехорошо: он знал, что так заведено в мире. Так ведут себя врачи, и в банке тоже так же относятся. Но здесь, у мудреца Торы и праведника, не должно быть такой несправедливости!

Когда подошла его очередь, он не выдержал и задал вопрос. Ребе не рассердился и ответил с улыбкой: «Поверьте мне, мое время дорого. Я бы не стал его просто так тратить, мне есть еще чем заняться: учиться, служить Всевышнему… Но я посвящаю часть времени помощи евреям. Я даю им советы, благословляю и помогаю, насколько могу.

Когда приходит бедняк и высказывает свою просьбу, я обычно тут же знаю, чего ему не хватает, что ему нужно. Я сразу же благословляю его и даю совет. Когда же приходит богач, он обычно самодовольно улыбается. Я спрашиваю, как дела, и он отвечает, что слава Б-гу, все в порядке. Всего хватает. Но когда я начинаю расспрашивать подробнее, выясняется, что это всего лишь маска. Поднимаешь ковер, и все жуки становятся видны. Мир в семье не очень, дети доставляют сердечную боль, бизнес в опасности краха, дом заложен… Сколько нужно советовать и благословлять!

Но поймите, обнаружить, что богач на самом деле тоже нуждающийся – занимает время!»

Ну, так кому завидовать?

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=54991