Кто виноват? — Уроки книги Йоны

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

365
Книга Йоны с комментарием Виленского Гаона

 «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие…» (Дварим, 11:26) Хатам Софер пишет: «Этот стих начинается в единственном числе – «смотри», а продолжается во множественном: «Я даю вам». Есть много комментариев на это. Можно объяснить, что это – намек на сказанное в трактате «Кидушин» (40б): «Человек всегда должен смотреть на себя и на весь мир так, как будто количество его грехов и заслуг уравновешено. Так что если он удостоился выполнить одну заповедь – замечателен его удел, ведь благодаря его заповеди его собственные заслуги и заслуги всего мира перевесили, а если, не дай Б-г, наоборот – то и весы опускаются в противоположную сторону. Так, человеку следует смотреть на себя в каждом своем деле, и говорить себе: «Ведь я уничтожаю или оживляю весь мир своими поступками». Эта заповедь дана каждому индивидуально: «смотри», ты можешь всегда мысленно говорить всему миру и его жителям: «я даю вам сегодня» – своими поступками – «благословение» или «проклятие», все зависит от моих заслуг»».

Как-то раз меня пригласили за границу провести серию духовно укрепляющих и пробуждающих выступлений. Я пришел к великому раву Хаиму Каневскому и спросил, о чем говорить, на чем заострить внимание. Он сказал мне: «Пробуждай людей, чтобы каждый знал – «все беды в мире – из-за меня!»».

Страшно подумать! Но это ясно сказано в Брайте (Кидушин, 40б), и Рамбам приводит, как заповедь («Законы раскаяния», 3:4):»Человек всегда должен смотреть на себя и на весь мир так, как будто количество его грехов и заслуг уравновешено. Так что если он удостоился выполнить одну заповедь – замечателен его удел, ведь благодаря его заповеди заслуги его и всего мира перевесили. А если он совершил один грех – горе ему, ведь тогда его грехи и грехи всего мира перевесили!» Подобное сказано и в трактате «Йома» (86б): если один человек сделал тшуву, Свыше прощают и ему, и благодаря ему – всему миру.

Какова же претензия к человеку, если он не раскаивается, а лишь продолжает добавлять грехи!

Рав Хаим добавил: «Конечно же, все беды и катастрофы произошли не прямо из-за него, он виновен лишь косвенным образом. Однако сказано в трактате «Бава Кама» (55б и 119а), что тот, кто причиняет ущерб другому косвенным образом, свободен от человеческого суда, но его судят Небесным Судом!»

Как пишет Хафец Хаим (Шмират а-Лашон, ч.2, гл.4) о человеке, говорящем злословие: «Кто знает, сколько людей разорилось из-за него, а сколько умерло из-за него!»

Теперь мы можем понять один из основных, самых важных уроков, которые преподает нам книга Йоны.

Пророку Йоне было велено прийти в город Ниневию и объявить пророчество, предостеречь их, что, если они не исправят свои пути – будут уничтожены. Йона решил сдержать это пророчество и убежать, чтобы не пробуждать обвинения Свыше против народа Израиля, поскольку он знал, что неевреи легко раскаиваются (но и возвращаются на путь грехов тоже очень легко. Факт, что раскаяние Ниневии продержалось всего лишь сорок лет, а потом они заново начали грешить и были поглощены нижним Геиномом – см. «Пиркей де-раби Элиезер», 42), и их раскаяние пробудит Свыше гнев на евреев, которых пророки укоряют с утра до вечера, а они не раскаиваются.

Так что Йона сбежал из Земли Израиля за границу, поскольку знал, что пророчество существует только на Святой Земле. Однако он не знал, что пророк, впервые получивший пророчество на Святой Земле, продолжать получать его и в диаспоре. (Моэд Катан, 25а).

Йона уезжает на корабле. Мы даже и представить себе не можем, от чего он отказался, чтобы не пробуждать обвинения против еврейского народа! Ведь в те времена все евреи проживали в Израиле. Он по собственному желанию отказался от пророчества, от Святой Земли и Иерусалима, от Бейт-Микдаша! Простился со своей семьей, с друзьями и учениками. Выбрал жить в изгнании, на чужбине. А что будет с Ниневией? Ну, хватает пророков! В то время жил Элиша, и вообще, было множество пророков. Ведь сказано в трактате «Мегила» (14а), что у народа Израиля было пророков вдвое больше, чем тех, кто выходили из Египта. Так что Всевышний даст эту задачу другому пророку, не страшно!

Йона совершил свой поступок от всего сердца, без всяких сомнений, а Всевышний любит тех, кто оправдывает народ Израиля (Ялкут Шимони, Шофтим 6), и тем более – тех, кто жертвует собой, чтобы не пробуждать обвинений. Вспомним, Моше рабейну отказался идти спасать народ Израиля из-за опасения, что заденет честь Аарона, и сказал Всевышнему: «Пожалуйста, пошли через посланника», т.е. другого человека. Мы не видим, что он был наказан за это. А уж тем более – если человек делает это, чтобы не пробуждать обвинения против сынов Творца!

Йона отправился в путь на корабле, полном идолопоклонников. «Всевышний послал сильный ветер на море, и поднялась буря, так что корабль начал трещать. Матросы увидели это, и начали взывать каждый к своему божку. А Йона спустился в трюм корабля, лег и заснул» (Йона, 1:4-5). Сказано в книге «Кад а-кемах», что Йона лег, «как человек, чье сердце совершенно спокойно, и не ощущает никакого страха». Раши объясняет, что Йона считал: моряки – поклоняются разным идолам, им положено пропасть. А ему, который «трепещет перед Б-гом небесным, Создавшим море и сушу», положено спастись. Он полностью полагался на Всевышнего.

Капитан корабля будит его, бросают жребий, чтобы понять, из-за кого разразилась буря, и жребий выпадает на Йону. Йона рассказывает свою историю, и моряки ощущают великий страх. «Спросили они: «Что же нам сделать с тобой, чтобы море утихло?» Ответил Йона: «Поднимите меня и бросьте в море, и море утихнет. Ведь я знаю, что из-за меня эта страшная буря (напала) на вас»» (Йона, 1:11-12).

Вот они, эти ключевые слова: «Ведь я знаю, что из-за меня эта страшная буря (напала) на вас».

Наверняка, на его счету было множество заповедей – ведь он был пророком. Да и этот поступок был совершен только из лучших намерений, как сказано: «Как велик грех ради Небес!» (Назир, 23б) А моряки были идолопоклонниками, что даже для нееврея является смертным грехом. Не говоря уж об остальных их грехах… И тем не менее – каждый человек обязан сказать себе: «Из-за меня разразилась эта страшная буря!»

Причем речь не только о грехах, что, возможно, мы склонили весы всего мира в плохую сторону, не дай Б-г. С нас спрашивают, даже если мы, например, могли помолиться, а не помолились (за весь мир)!

Ведь сказано в трактате «Макот» (11а), что матери первосвященников поставляли еду и одежду тем, кто был изгнан в города-убежища, чтобы те изгнанники молились об их сыновьях, и они не умирали (поскольку непреднамеренный убийца обязан жить в городе-убежище только до смерти первосвященника). Гемара спрашивает: а что, если они не будут молиться, первосвященник умрет? Чем он виноват? И отвечает: он был обязан просить милосердия за свое поколение (чтобы не было в поколении непреднамеренных убийц), и не просил! Рабби Йеошуа бен Леви каждый день учился вместе с пророком Элияу. Однажды лев задрал человека на расстоянии трех парсаот (около 10 км.) от места проживания рабби Йеошуа, и в наказание пророк Элияу не приходил к нему три дня!

А Потоп? Ноаху была предъявлена претензия Свыше: почему он не молился за свое поколение? Рабби Ицхак из Бердичева комментирует, что Ноах был маловерцем по отношению к самому себе: он не верил, что его молитва обладает силой отменить приговор всему поколению!

Ну, а мы как сможем оправдаться? Скажем, что нашу молитву и сравнить нельзя с молитвой первосвященника или рабби Йеошуа бен Леви, и уж тем более – с молитвой пророка Ноаха, совершенного праведника! Но ведь о каждом человеке сказано (Брахот, 12б), что каждый, кто может просить милосердия о своем друге, и не просит, называется грешником, а в трактате «Недарим» (40а) говорится, что тот, кто не просит милосердия о больном, приводит к его смерти! Б-же упаси!

В целом, человек должен ощущать «Из-за меня разразилась эта страшная буря!», должен опасаться, вдруг он нанес другим ущерб своими проступками. А поскольку он не знает наверняка – должен вести себя, как тот, кто «украл и не знает, у кого украл – пусть даст эти деньги на общественные нужды» (Бейца, 29а). А что до нас – нет больших  «общественных нужд», чем добавить учебы Торы и выполнения заповедей, и тем самым мы сами и весь мир окажемся на чаше заслуг!

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=91177