Подготовка к Песаху

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1697

Введение

В преддверии великого и радостного праздника рождения еврейского народа, праздника Песах, мы сталкиваемся с великой массой технических деталей, необходимых для того, чтобы исполнить заповеди этого особенного времени, как это предписано законом. Чрезвычайно важно во время подготовки к Песаху не упустить самое важное, не выплеснуть вместе с мыльной водой, которой пользовались для мытья дома, «ребенка», т. е. не потерять самое главное – дух времени выхода из рабства, атмосферу духовной свободы и независимость от дурного начала. Важно не дать бытовым действиям отодвинуть на второй план самое главное – наше служение Творцу, который заповедовал нам отмечать Песах и передал через Тору и мудрецов четкие предписания, связанные с подготовкой и проведением этого праздника.

В самой известной песне пасхального седера «Одного кто знает?» упомянуты самые основные национальные ценности: Скрижали Завета, наши праотцы и праматери, Письменная и Устная Тора, союз обрезания и т.д. Но что еврейское мы воспеваем, говоря о девяти месяцах беременности? Ведь это естественный физиологический (пусть даже невероятно важный, поскольку в результате него рождается на свет человек) процесс, присущий всем народам! Но нет! Мы восхваляем Единого Творца за то, что в течение девяти месяцев нахождения плода в утробе матери, он изучает со специально посланным ему ангелом всю Тору. С первого дня каждый еврей и еврейка облачены святостью, только необходимо это чествовать, жить возвышенно, ощущая постоянную связь с Создателем.

Это в полной мере верно и в отношении подготовки дома к Песаху – любое наше действие может быть вознесено до самого престола Всевышнего. В наших силах превратить всякий бытовой будничный рутинный процесс в святое деяние, в заповедь, в исполнение воли нашего Небесного Отца!

Общие сведения

В Торе находится пять предписаний, связанных с запретом квасного в Песах. Квасное запрещено употреблять в пищу, как сказано: «…кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та будет истреблена из среды Израиля» (Шмот, 12:15). Из него запрещено извлекать пользу, как сказано: «…и не должно скармливаться (животным) квасное» (там же, 13:3). Оно не должно принадлежать еврею, как сказано: «И да не видно будет у тебя закваски во всех пределах твоих семь дней…» (Дварим, 16:4). Запрещено, чтобы квасное находилось во владении еврея, как сказано: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших…» (Шмот, 12:19). Существует обязанность устранить его из дома, как сказано: «…к первому дню устраните квасное из домов ваших…» (там же, 12:15). Нарушение запрета владеть квасным и держать его у себя во владении происходит, если его объем достигает ке-зайт (примерно 33см3, согласно другим мнениям – 17,3см3). Запрет употреблять квасное в пищу распространяется на самое ничтожное количество продукта: даже очень маленькая крошка не должна попасть в еду или напиток. Чтобы исключить возможность попадания квасного в пищу, необходимо максимально тщательно очистить дом от всего квасного.

Что такое квасное (хамец)?

Квасным является любой из пяти видов злаков: пшеница, ячмень, полба, рожь и овес, который как минимум в течение 18 минут находился в контакте с водой, будучи в пассивном состоянии (т. е. его не месили, не раскатывали и т. п.).

Чтобы удостовериться в том, что в доме не осталось ничего квасного (во избежание нарушения пяти перечисленных выше предписаний Торы), предварительно необходимо навести тщательный порядок. Имеется в виду, что нужно очистить все места, где может находиться квасное. Мытье окон, побелка стен и потолков, стирка занавесей и постельного белья может прибавить приятное ощущение в праздник, но никак не связано с обязанностью избавиться от квасного.

Проверка на наличие квасного

Проверка на наличие квасного в доме происходит в ночь с тринадцатого на четырнадцатое Нисана (в годы, когда Песах начинается сразу после субботы, — в ночь с двенадцатого на тринадцатое), т. е. после того, как все уже вымыто и убрано; все вещи и продукты лежат на своих местах. Как можно осуществить проверку, чтобы не пришлось вынимать все вещи и продукты, что является достаточно трудоемким процессом, тем более в наше время, когда у многих людей большие квартиры и огромное количество вещей? Можно во время пасхальной уборки квартиры осуществлять местные проверки каждого убранного участка до того, как класть предметы на их места. Например, после того, как помыли шкаф, можно его сразу проверить на наличие квасного и уже после этого заполнять предметами. Такая проверка может осуществляться за несколько дней до праздника. Проверка, если ее делают ночью, должна осуществляться при свете пламени свечи или фонарика (со спиральной лампочкой), а если ее проводят днем – при ярком прямом дневном свете — как, например, это бывает в ясный солнечный день на балконе или напротив открытого окна («Швут Ицхак», «Песах», стр. 31). Предметы, которые можно протрусить со всех сторон, как, например, одежду (включая ее карманы, складки и манжеты), сумки, выдвижные ящики столов и шкафов и т.п., нет обязанности проверять со свечой.

Чтобы исполнить заповедь проверять дом на наличие квасного в установленное для этого время, следует оставить непроверенным небольшой участок квартиры (лучше целую комнату) и проверить его при свете свечи в ночь с тринадцатого на четырнадцатое Нисана (в годы, когда Песах начинается сразу после субботы, — в ночь с двенадцатого на тринадцатое).

После того, как наступило время проверки, т. е., начиная с выхода звезд вечера тринадцатого Нисана (в годы, когда Песах начинается сразу после субботы, — двенадцатого), и пока не завершат проверку, ничего не едят и не ложатся спать («Мишна Брура», 470:6). Тому, кто из-за голода или усталости не может осуществить проверку, разрешено немного перекусить (он может съесть хлеб или другой вид выпечки объемом не более 56см3 или другую пищу даже в большем количестве, а также выпить любое количество безалкогольного напитка).

Проверку осуществляют после того, как помолились Маарив (вечернюю молитву). Принято раскладывать десять пакетиков с кусочками хлеба, каждый из которых меньше коробка спичек. Перед проверкой произносят благословение: «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и повелел нам уничтожить квасное» (аль биюр хамец). Зажигают свечу или включают фонарик и тщательно проверяют все места, куда могло в течение года попасть квасное (которые не проверили до сих пор). Нет надобности гасить свет, чтобы осуществить поиски [по свидетельствам очевидцев, Хазон Иш и Стайплер не гасили свет во время проверки дома на наличие квасного]. Если глава дома по какой-либо причине не может осуществить проверку, ее могут сделать жена или дети, которые достигли алахического совершеннолетия (юноши, которым уже исполнилось тринадцать лет и девушки двенадцати лет и старше). Если проверку осуществляют только с целью найти разложенные кусочки квасного, заповедь не исполняется («Дерех Пикудеха», заповедь 9). Тот, кто не смог проверить ночью, должен проверить утром или днем («Шулхан Арух», там же, 435:1; «Шулхан Арух а-Рав», там же, п. 3; «Бен Иш Хай», шана ришона, Цав, п. 3).

После проверки произносят текст отказа от квасного, которое не обнаружили во время проверки. Затем все квасное, которое собираются есть или сжигать, необходимо убрать в такое место, из которого оно не сможет попасть (например, с помощью детей) в проверенные на наличие квасного места («Мишна Брура», 444:3). Если начинают проверку заранее, очень важно поместить квасное в одно определенное место, по крайней мере, не есть дома на ходу и не давать детям квасное не за столом, иначе, если не контролировать перемещения квасного по дому, уже проделанная проверка может оказаться недействительной.

Места и предметы, которые необходимо очищать и проверять

Перечислим наиболее распространенные места и предметы, которые необходимо очистить от квасного, а затем проверить на его наличие. Подвал, чулан, амбар, кладовая, сарай, лестничная площадка (если туда даже изредка заходят с квасным). Синагога, школа, магазин, ресторан и другие точки общепита, офис и другие служебные места. Гостиничный номер, больничная палата, каюта. Антресоли, шкафы, тумбы, почтовый ящик, выемки, в которые вставлены подвижные окна, автомобиль (в том числе и снятый напрокат), детская и продуктовая коляска, кровати. Портфели, сумки, чемоданы, карманы и манжеты одежды (перед стиркой можно вывернуть карманы и манжеты наружу), ковры, игрушки, бытовая техника (магнитофон, телефон, компьютер и пр.), кольца, браслеты, наручные часы. Кухонные шкафчики, столы, стулья, холодильник, морозильная камера, плиты, духовки, тостеры и другие кухонные приборы, посуда. Книги рецептов и другие печатные издания, которыми пользуются во время готовки или употребления пищи.

Подготовку к Песаху следует начать загодя, чтобы успеть все сделать основательно и не спеша и успеть немного отдохнуть перед началом пасхального седера.

Подготовка предметов к Песаху

Изначально было бы правильно всю кухонную утварь и другие предметы, находящиеся в тесном контакте с пищей в течение всего года, тщательно очистить и изъять из обращения на время Песаха и вместо них пользоваться новыми или предназначенными специально для Песаха. Но не все предметы дано заменить на новые, поэтому следует основательно изучить, как тот или иной кухонный предмет можно подготовить к использованию в Песах.

Посуда, которой пользуются для квасного, должна пройти процесс кашерования в соответствии с законами, изложенными в своде законов. Заметим, что не любую посуду возможно подготовить к использованию на Песах (например, изготовленную из глины и фарфора). В последнее время принято пользоваться в Песах специально пасхальной посудой, а ту, которой пользуются в течение всего года, тщательно очищают и изымают из пользования до завершения Песаха.

Поверхности, предназначенные для готовки, на которые кладут продуты питания и ставят кастрюли с пищей, необходимо тщательно очистить, вымыть, высушить и обдать бурлящей от кипения водой. [Всякий раз, когда речь идет об ошпаривании поверхностей кипятком, нужно стараться, чтобы вода всякий раз попадала на сухой участок. Если кипятком обдают наклонную или отвесную поверхность, вначале воду льют на нижнюю часть, а затем постепенно поднимаются выше (см. «Шоэль у-Мешив», хамишая, п. 4).] Некоторые в качестве устрожения в дополнение к сказанному, покрывают поверхность линолеумом или другим плотным материалом («Ор ле-Цион», ч. 3, 10:3; «Ашрэй а-Иш», ч. 3, 53:40).

Стены (как облицованные, например, керамической плиткой, так и необлицованные), примыкающие к поверхностям, на которые кладут продуты питания и ставят кастрюли с пищей, необходимо тщательно очистить, вымыть, высушить, обдать бурлящей от кипения водой или закрыть плотным материалом до высоты, которой достигают пасхальные продукты и посуда («Швут Ицхак», «Динэй Микрогаль», 5:4). Окна и дверки шкафов, находящиеся рядом с поверхностями, на которые кладут продукты питания и ставят кастрюли с пищей, также необходимо тщательно очистить, т.к. на них оседают пары, исходящие от квасной горячей пищи.

Кухонные раковины (керамические и металлические) необходимо тщательно очистить, высушить, обдать бурлящей от кипения водой, а затем вставить в них, желательно на некотором расстоянии от стенок раковины, съемные раковины, предназначенные специально для Песаха («Швут Ицхак», там же). Сефардам достаточно тщательно очистить раковину, выждать 24 часа и обдать бурлящей от кипения водой. Некоторые в качестве устрожения так же, как ашкеназы вставляют после этого съемные раковины, предназначенные специально для Песаха («Песах Кашер ве-Самеах», рав Моше Вайя, гл. 6 от имени рава Бен-Циона Аба Шауля). Решетки, которыми пользуются, чтобы не допустить попадания твердых отходов из раковины в канализацию, нужно либо тщательно очистить и выварить в бурлящей от кипения воде, либо заменить на новые или пасхальные.

Кухонные краны нужно тщательно вычистить и вымыть, после чего обдать их кипятком, предварительно открыв их так, чтобы из них текла максимально горячая вода, нагретая с помощью электричества или газа (но не от солнечных батарей). Сефарды могут ограничиться тщательным очищением кранов.

При возможности следует приобрести для пользования в Песах новую плиту и духовку. Приведем рекомендации для тех, кто хочет пользоваться на Песаха плитами и духовками, с помощью которых готовили пищу в течение всего года.

Чтобы подготовить газовые плиты к использованию на Песах, необходимо тщательно очистить чугунные подставки (решетки), на которые ставят кастрюли и сковородки, а также конфорки и прокалить их на огне, совершая вращающие движения. Подставки прокаливают в течение 5-6 секунд, а конфорки – около 15 минут. Верхнюю поверхность плиты после тщательной очистки обливают кипятком, а затем ее и подставки для кастрюль желательно покрыть толстой фольгой («Беэр Исраэль», стр. 17; «Ашрэй а-Иш», ч. 3, 53:19). Регуляторы нужно тщательно почистить. Крышку, которой закрывают плиту следует убрать на время Песаха из места, где находятся продукты. Вытяжку нужно тщательно очистить, насколько это позволяет ее строение и не пользоваться ею до завершения Песаха.

Электроплиты тщательно очищают, выжидают 24 часа, а затем включают на час, устанавливая максимальный уровень накаливания. После этого их плотно оборачивают толстой фольгой.

Керамические плиты невозможно откашеровать. Их чистят и закрывают на Песах. Индукционные плиты в месте, где ставят кастрюли и сковородки, достаточно тщательно очистить. Остальная поверхность плиты не поддается очищению и на нее необходимо положить специальное покрытие.

Электрическими духовками можно пользоваться в Песах только при особой нужде. Все внутренние поверхности духовки моют с помощью мощных химикатов, выжидают 24 часа и включают на час, устанавливая максимальный уровень накаливания. После этого оборачивают внутренние поверхности толстой фольгой. Противнями, которыми пользовались для готовки квасного, в Песах пользоваться запрещено.

Тостерами и скороварками, которыми пользовались для готовки квасного, в Песах пользоваться запрещено.

Микроволновую печь тщательно очищают, ставят в нее два стакана с мыльным раствором, включают и ждут пока она не наполнится парами. Ашкеназы должны заменить «вращающееся» блюдо на пасхальное. Некоторые в качестве устрожения пользуются очищенной вышеприведенным способом микроволновкой только после того, как положат нагреваемый в ней продукт в закрытый сосуд.

Субботнюю плату тщательно очищают со всех сторон, включая электрошнур, включают на два часа, и сразу после того, как выключили, устанавливают в наклонном виде и обливают водой. Многие и после этого оборачивают ее на Песах толстой фольгой.

Самоочищающимися духовками, температура которых достигает 500℃, не пользуются 24 часа, после чего их устанавливают на «долгий» режим самоочистки. Подставки для противней и решетки, которые нельзя оставлять в духовки во время самоочищения, нужно тщательно очистить и, после того как завершили подготовку духовки, поставить их в нее на полчаса, установив ее температуру на 250℃. Противнями, которыми пользовались для готовки квасного, в Песах пользоваться запрещено.

Холодильник и морозильник тщательно вымывают с помощью моющих средств, обращая особое внимание, чтобы не остались крошки внутри складок дверной резины и других местах, где они могут задержаться («Ор ле-Цион», ч. 3, 10:10; «Ашрэй а-Иш», ч. 3, 53:33).

Кулеры тщательно моют, включают на режим кипения и обдают кипятком краны и поднос.

Посудомоечные аппараты, все части которых изготовлены из металла или пластмассы, оставляют на 24 часа, очищают фильтр, обдают кипятком решетчатые подставки и включают на полчаса на максимальную температуру, используя сильные химические средства.

Кухонные комбайны, миксеры и мясорубки, которыми пользовались для квасного, по мнению большинства законоучителей невозможно очистить для пользования на Песах.

Столы и стулья тщательно очищают. Детские кухонные стулья обдают кипятком. На столы кладут два плотных покрытия, например, толстую клеенку.

Кухонные шкафчики, полки и выдвижные ящики тщательно моют и желательно покрыть их бумагой или клеенкой («Ашрэй а-Иш», ч. 3, 53:34).

Подставку для сушки посуды по букве закона достаточно тщательно отмыть, хотя и ее обычно заменяют на пасхальную.

Веники, метелки, мусорные совки и ведра нужно очистить и поставить в месте, которое сдали нееврею вместе с проданным ему квасным.

Вставные зубы вычищают, не пользуются ими для квасного в течение 24 часов, после чего обдают кипятком, если они от этого не испортятся («Ор ле-Цион», ч. 3, 10:15; «Швут Ицхак», «Диней Бишуль», 19:3:3; «Шевет а-Леви», ч. 1, п. 148).

Платяные шкафы, тумбы, полки и т. п., в которые никогда не кладут квасное (и маленькие дети не могут положить в них квасное, когда взрослые не видят), нет обязанности проверять на наличие квасного. Шкафы и прочие места, в которые даже теоретически может попасть квасное (например, в них есть допуск маленьким детям), необходимо внимательно проверить.

Покупки

Перед тем, как совершать пасхальные покупки продуктов и предметов, которыми пользуются для приготовления и употребления пищи и напитков, нужно подготовить для их транспортировки и хранения тару и место, очищенные от квасного. Другими словами, холодильник, морозильная камера, этажерки для овощей и фруктов, шкафы, кладовые, антресоли, сумки, пакеты, продуктовые коляски, багажник автомобиля и т.п., в которых планируют держать пасхальные продукты и кухонную утварь, должны быть очищены от квасного и проверены, что его в них нет.

Желательно осуществлять покупки заказы в магазинах, где соблюдаются правила кашерности на Песах: четко разделены квасные и пасхальные товары, полки очищены от квасного и покрыты бумагой или пленкой, весы постоянно протираются влажными салфетками и т.д.

Покупая мясо (а согласно некоторым мнениям, также птицу и рыбу), следует следить за тем, чтобы ни на каком языке не произнести, что его приобретают для Песаха, что слышится, как посвящение его в качестве пасхальной жертвы. Следует сказать, что его приобретают в честь праздника. Постфактум, даже если произнес: «это мясо на Песах», продукт разрешен («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 469:1; «Мишна Брура», п. 2). Заметим, что цельные рыбины, как свежие, так и замороженные, не нуждаются в специальном кашруте на Песах (нужно только, чтобы они принадлежали к видам кашерной рабы и в них не было червей).

Желательно промыть или хотя бы протереть овощи, фрукты, бутылки и прочие упаковки с продуктами и посудой, которыми собираются пользоваться на Песах. Яйца не моют во избежание проникновения микробов под скорлупу, а протирают на сухую; контейнеры, в которых они разложены, следует основательно протрясти.

Поскольку в сам Песах квасное, попавшее в пищу не аннулируется в ней, каковы бы ни были соотношения объемов продуктов, а перед запретом квасного – аннулируется, многие стараются совершить все продуктовые покупки до начала праздника. Ведь в этом случае даже если предположить, что в продукт попала частичка квасного, т.к. это произошло до Песаха, она успела аннулироваться при смешивании с продуктом.

Чрезвычайно важно при покупке еды на праздник не полагаться просто на надпись כשר לפסח (кашер ле-Песах), а быть уверенным, что ответственны за это компетентные раввинские организации. В особенности необходимо устрожить при покупке мацы. Очень советуем покупать мацу самой строгой кашерности.

После основательной проверки, раввинские организации, осуществляющие контроль за кашерностью товаров, пришли к заключению, что некоторыми из них разрешено пользоваться в кухне в Песах, даже если они не снабжены специальным ярлыком. Перечислим известные нам товары. Новая посуда; все виды мочалок (подушечек) для мытья посуды; стальная проволока для чистки посуды; моющие средства; резиновые перчатки; одноразовая посуда (включая бумажную, картонную, пенопластовую и пластмассовую); пленки, прилегающие к продуктам и предметам; клеенка; фольга; впитывающие полотенца и салфетки; калька для выпечки; бумага для перестилания полок; бумажные и влажные салфетки; деревянные и пластиковые зубочистки; одноразовые противни и кастрюли; деревянные одноразовые шампуры.

Косметика и уход за телом, которые не нуждаются в ярлыке «кашерно на Песах»: все виды алко-геля, духи, одеколон, туалетная вода, зубная нить. Можно с достаточной уверенностью сказать, что все предметы макияжа не содержат запрещенных в Песах веществ. Вместе с этим, те из них, которые могут попасть в рот напрямую или через продукты питания (например, если к продукту прикоснулись рукой, на которой был крем или мазь), принято использовать в Песах, только если они прошли проверку на отсутствие квасного. Зубную пасту и эликсир для полоскания рта принято приобретать со знаком авторитетной раввинской организации, гарантирующим кашерность на Песах.

Витамины должны быть кашерными на Песах. Лекарства, которые принимают орально, желательно чтобы по возможности были кашерными на Песах. Остальные медикаменты не нуждаются в специальных разрешениях для использования на Песах. [Поскольку забота о здоровье является важной заповедью Торы, следует привести ряд замечаний, связанных с принятием лекарств в Песах. Опасному больному, которому для спасения жизни необходима еда, приготовленная из квасного, разрешено в Песах такую еду приобретать, готовить и принимать в пищу. Тем более такому больному разрешено принимать лекарства, содержащие хамец. Если есть возможность еде и лекарствам из хамца найти эквивалент, не содержащий хамец, необходимо это сделать. Люди, жизни которых не угрожает опасность, запрещено в Песах есть, пить и иметь во владении квасное. Лекарства, не имеющие приятного вкуса, которые содержат хамец, по букве закона им разрешены, а те, которые имеют приятный вкус, — запрещены. Для лежачих больных в случае, когда это необходимо, разрешено в Песах готовить еду из китниёт – бобовых и зерновых культур, которые у ашкеназских евреев принято не употреблять в Песах.]

Курение в Песах

Все раввины единодушны в том, что курение является злом, а по мнению многих из них – нарушением заповеди Торы «И очень-очень берегите души свои…» (Дварим, 4:15). Для тех, кто в силу определенных обстоятельств еще не смогли полностью отказаться от курения, приведем ряд законов, связанных с курением в Песах. Прежде всего следует однозначно предупредить о том, что наполнитель электронных сигарет должен быть кашерным на Песах. Для курения кальяна также необходимо пользоваться исключительно кашерными на Песах веществами. Что касается курения табака, согласно целому ряду авторитетов Торы, даже если доподлинно известно, что его вымачивали в квасном, нет запрета его курить в Песах (cм., например, «Мор вt-Кция», гл. 442; Маари Асад, ч. 1, «Орах Хаим», п. 150; «Бейт Меир», «Орах Хаим», 467:8; «Диврей Хаим», «Йоре Деа», п. 20; «Тув Таам ве-Даат», тлитаа, ч. 1, п. 131 и др.). Как поступать на практике, каждый должен выяснить у своего раввина. Заметим лишь, что величайший законоучитель нашего времени, рав Йосеф Шалом Эльяшив («Ковец Тшувот», ч. 1, п. 49) считал, что следует воздержаться от того, чтобы курить в Песах сигареты, в отношении которых нельзя быть уверенным, что в них не содержится квасное.

Подавляющее большинство законоучителей считает, что курение в йом тов является строгим нарушением. Есть облегчающие курить во второй день праздника, в Песах это, соответственно, второй и восьмой дни праздника.

Праздничная одежда в Песах

Существует обязанность красиво одеваться в честь праздника, причем по возможности следует постараться, чтобы праздничная одежда была даже лучше, чем в субботу. То же самое верно в отношении украшений [Псахим, 109а; «Ям Шель Шломо», «Бейца», п. 5; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 529:1; «Мишна Брура», 529:12. И хотя Рамо («Орах Хаим», 471:3) пишет «как в субботу», он имеет в виду, что как в субботу есть заповедь одевать особую одежду, так и в праздники есть такая заповедь и не спорит с тем, что в праздник одежда должна быть более важная («Биркей Йосеф», там же, п. 5). Или сравнение относится к тому, что в праздники, как и в субботу, наряжаться следует заранее, до наступления праздника («Каф а-Хаим», там же, п. 42).]. Это связано с тем, что, помимо заповеди почитать праздник и получать удовольствие в этот день, которые существуют и в отношении субботы, есть дополнительная заповедь радоваться в праздники. Красивая одежда и украшения обычно приносят человеку радость и доброе расположение духа. Помимо простого объяснения, так же и согласно Каббале, почитать праздник следует более красивой одеждой, нежели субботу (Рашаш, прим. к «Шаар а-Каванот», друш «Шавуот», 88б).

Полупраздничные дни (холь а-моэд), которые мы отмечаем в Песах, также должны быть выделены особенными нарядами и украшениями, но, в отличие от праздника, по букве закона они могут быть такими же, как субботние или уровнем чуть ниже. Причина этого в том, что, хотя в полупраздничные дни, так же как в праздник, есть заповедь радоваться, но заповеди почитать эти дни нет и получать в них удовольствие, как это обстоит в случае с субботой и праздниками, — нет («Мишнат Яаков», «Илхот Швитат Йом Тов», 6:22; раби Акива Эйгер, ашматот, ч. 1, п. 1; «Шаар а-Циюн», 530:4). На практике принято в холь а-моэд надевать праздничные наряды.

Заповедано также одарять жену и детей подарками, которые обрадуют их в праздник.

Чтение Алеля в Песах

В самом начале праздника Песах (в вечерней молитве Маарив сразу после завершения Амиды), а затем в течение всех семи дней праздника сразу после утренней Амиды мужчины читают Алель. Вечером и утром первого дня Песаха читают полный Алель, а начиная с утра второго дня, — неполный. Дневной Алель разрешено читать, начиная с зари и до захода солнца. Перед тем, как читать Алель, как полный, так и неполный, ашкеназы произносят: «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и повелел нам читать Алель». Сефарды благословляют только на чтение полного Алеля и произносят: «Благословен…и повелел нам заканчивать Алель».

На женщин ]кроме чтения Алеля в начале праздника[ эта заповедь не распространяется, но, тем не менее, принято, что они его читают («Биур Алаха», 422:2). Перед чтением ашкеназки произносят соответствующее благословление, а сефардки не произносят («Ковец Тшувот», ч. 3, п. 105; «Ор ле-Цион», ч. 4, 49:1). Исключение составляет Алель, который читают в начале Песаха, когда и сефардки произносят благословение.

До завершения Алеля запрещено есть («Биюр Алаха», 422:2).

Алель следует читать стоя, не облокачиваясь ни на какие предметы, но тот, кто прочитал его сидя, постфактум исполнил заповедь. Человек, которому тяжело читать Алель стоя, может даже изначально читать, облокотившись или даже сидя («Шулхан Арух», там же, 422:7; «Арух а-Шулхан», там же, 422:13).

По букве закона человеку разрешено читать Алель на любом понятном ему языке, при условии, что жители того места, где он находится, говорят на этом языке. Все же предпочтительней читать Алель на Святом языке. Это верно даже в том случае, когда человек не понимает Святой язык («Шулхан Арух», там же, 62:2; «Мишна Брура», там же, п. 3; «Каф а-Хаим», 422:26).

Алель необходимо читать, не меняя порядка глав и предложений, и даже слов. Тот, кто прочитал Алель не в том порядке, в котором он составлен, обязан читать его заново («Шулхан Арух», там же, 422:6; «Мишна Брура», там же, п. 26 и 27). Аналогичный закон и в случае, если человек опустил даже только одно слово из текста Алеля: он должен прочитать пропущенное слово и продолжить чтение Алеля с этого места и далее («Мишна Брура», 488:2; «Шаар а-Циюн», там же, п. 3; «Шулхан Шломо», 422:5). [Это одна из причин читать Алель именно в оригинале, т.к. очень трудно соблюсти эти детали, читая в переводе.]

Чтение Алеля запрещено прерывать молчанием и, тем более, посторонними разговорами («Шулхан Арух», там же, 422:4; «Мишна Брура», там же, п. 25 и 65:1). Во время чтения Алеля члены общины отвечают, когда хазан произносит вслух Кдушу, а также амен на благословения и на Кадиш («Ишэй Исраэль», 39:46). Если во время чтения Алеля человека вызвали к Торе, ему разрешено подойти к Торе, произнести благословение до и после ее чтения, но не читать вместе с чтецом, а только внимательно слушать, как тот читает. Если для того, чтобы его вызвать к Торе, у него спросили его имя и имя его отца, ему разрешено ответить («Мишна Брура», 66:26).

Изначально следует постараться прочитать Алель вместе с общиной, и, чем больше людей участвует в чтении Алеля, тем выше уровень заповеди, ибо величие царя тем больше, чем больше количество его подданных. Если не представляется возможность прочитать Алель с общиной, следует попросить двух человек, чтобы вместе с ними прочитать строчки, начинающиеся словом Оду. Если невозможно найти даже двух человек, читают Алель в одиночку (Рамо, там же, 422:2; «Мишна Брура», 422:17, 18). Если Алель читали в присутствии миньяна, после его завершения хазан произносит Хаци Кадиш («Мишна Брура», 683:1; «Каф а-Хаим», 683:2).


http://www.beerot.ru/?p=88824