Секрет радости — Духовное содержание месяца Адар

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

3313

Что имели в виду наши мудрецы, говоря: «С наступлением Адара увеличивают в радости»?

Является ли это просто хорошим советом или четкой алахической установкой? Очевидно, что это все же нечто большее, чем просто хороший совет. В словах мудрецов есть обязательство увеличить радость в месяце Адар.

Но что это обязательство влечет за собой? Мы должны петь больше песен за субботним столом? Или же петь их громче? Да и как вообще можно обязать человека увеличить радость? Является ли это понятие чем-то, что мы в состоянии контролировать и менять в соответствии с установками наших мудрецов? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Однажды рав Хаим из Воложина, расставаясь со своим великим наставником – Гаоном из Вильно – попросил его благословения. Великий Гаон ответил загадочно: «твоя жизнь должна состоять из тмидим кесидрам».

Рав Хаим хорошо знал, как Гаон взвешивает каждое сказанное слово, и понял, что в загадочном благословении (точнее, в двух словах – тамидим кесидрам) скрыт глубочайший смысл.

После долгих размышлений рав Хаим понял сказанное Гаоном. Разгадка крылась в словах, которые говорит Рамо в своем комментарии к «Шульхан Арух». В начале своего комментария к законам о том, как еврей должен вести себя после пробуждения утром, Рамо цитирует стих из Теилим (16:8). В нем царь Давид говорит о том, как человек должен ощущать присутствие Всевышнего: шивити Ашем ленегди тамид – «представляю Г-спода перед собой всегда!» Рамо пишет, что в этих словах описано поведение еврея, который по-настоящему живет с Творцом. С утреннего пробуждения и до позднего вечера нам надлежит постоянно ощущать Его присутствие и вести себя в соответствии с этим.

Вместе с тем, в конце своего комментария к первой части «Шульхан Аруха» – «Орах Хаим» (посвященной законам, которые составляют основу повседневной жизни еврея) – Рамо приводит отрывок еще одного стиха (Мишлей, 15:15): коль ямей ани раим, ве-тов лев миштэ тамид – «все дни бедного плохи, а у доброго сердцем – всегда пиршество». Отрывок из этого стиха «у доброго сердцем – всегда пиршество» закрывает комментарий Рамо к законам Пурима и чтения Мегилат Эстер.

Таким образом, первый и последний комментарии Рамо к «Орах Хаим» содержат стихи с одним и тем же словом – тамид (всегда). Из этого рав Хаим из Воложина сделал вывод, какое благословение дал ему Гаон: нужно построить свою жизнь на основании этих двух тмидим – ощущении и осознании постоянного присутствия Творца и радости.

Что касается первой части – присутствия Всевышнего в нашей жизни – все кажется очевидным. Это фундаментальный принцип еврейства, без которого невозможен духовный рост человека. Но как быть с радостью? Какова ее роль в двух «всегда»?

Радость позволяет человеку вести продуктивную жизнь и стимулирует духовный рост. Она является своеобразным катализатором, который помогает человеку развиваться и расти. Это легко можно понять, детально изучив приведенный стих из Мишлей.

Стих говорит, что дни бедного человека плохи, а у доброго сердцем – всегда пиршество. Говорит ли нам это о контрасте между богачами и бедняками? Казалось бы, бедняк, которому постоянно не хватает даже на самое необходимое, не имеет поводов для радости. А богач – всегда сыт и доволен. Но на деле все совсем наоборот. Богатство далеко не всегда является причиной для радости. Известны примеры людей, которые имели все, что только возможно из материальных благ, и при этом были глубоко несчастны. И наоборот – есть бедняки, живущие на мизерные доходы, и при этом заражающие окружающих радостью и добродушием. Бедный человек с добрым сердцем способен ценить даже то небольшое, что у него есть, и во всем видеть светлую сторону. Человек, живущий с подлинной верой и упованием на Творца, по принципу «шивити Ашем ленегди тамид», видит, что все происходит по Его замыслу. И он может радоваться даже в самых стесненных обстоятельствах.

Рав Шауль Едидья Элазар Тауб, ребе из Моджиц, чудом вырвался из объятой войной Европы и пережил страшные годы Холокоста. Он прибыл в Америку, когда война была в самом разгаре. Очень скоро вокруг него собралась новая группа учеников. Ребе из Моджиц был особым человеком, излучавшим радость, – послушать его приходили люди очень далекие от хасидизма, а за его субботним столом всегда было множество гостей. Ребе славился особыми нигуним – напевами, которые буквально исходили из глубины души (при этом ребе не был профессиональным музыкантом или певцом).

Как-то раз его спросили, как он может сохранять радость даже в самые страшные дни войны? Ребе из Моджиц ответил: «У меня дома стоит чемодан, в котором я храню грустные мысли и воспоминания. Я открываю его каждый день, оплакиваю и молю Всевышнего о милости. Но потом я закрываю его – и иду служить Творцу в радости всю оставшуюся часть дня».

Однажды группа молодых людей из небольшого израильского поселка решила открыть ешиву. Благое намерение, тем не менее, наткнулось на стену обстоятельств: враждебно настроенная бюрократия, отсутствие денег. С этим они и пришли к нашему учителю и главе поколения, раву Элазару Менахему Шаху. Наш учитель выслушал невеселый рассказ делегации и воскликнул: «Мы с вами живем в удивительное время! Несмотря на огромное противодействие изучению Торы есть огромная помощь Свыше для тех, кто не боится обстоятельств и готов жертвовать ради Торы. И эта помощь ждет тех, кто оттолкнет собственное отчаяние и возьмет ее…»

Те, кто живут в отчаянии, не видят возможностей для роста. Для великих мудрецов Торы всегда было очевидно, что лев тов (доброе сердце)качество, приводящее человека к радости, позволяет людям достичь духовного совершенства и жить счастливо. При этом внешние материальные обстоятельства играют второстепенную роль. Если человек позволяет отчаянию в любой форме овладеть собой, он никогда не сможет полноценно служить Творцу.

Рассказывали про одного иерусалимского бадхана (человека, веселящего жениха и невесту на свадьбе), что однажды он пришел на торжество и объявил: «Сегодня мне причитается мазаль тов! Мой сын накладывал тфилин!» Окружающие со смешанными чувствами посмотрели на седого старика. Некоторые удивились – откуда у него столь юный сын возраста бар-мицвы, когда мальчик впервые накладывает тфилин? Другие решили, что это очередная шутка «свадебного шута». Видя недоумение, бадхан объяснил сказанное: «Моему сыну не тринадцать лет. Ему двадцать семь, и он отец троих детей. Но сегодня он накладывал тфилин, и я рад и благодарен Творцу за то, что Он удостоил меня воспитать хорошего еврея».

Как-то раз выдающийся наставник американского еврейства рав Авигдор Миллер встретил свою замужнюю дочь на улице и воскликнул: «Барух Ашем, что ты замужем!» Дочь рава ответила: «Отец, в этом году нашему браку исполняется двадцать лет, а ты радуешься так, как будто у нас неделя шева брахот». Рав Миллер ответил: «Да. И я благодарю Творца за каждый день заново. Я не принимаю это, как должное…»

Радость не зависит от возраста и времени. Человек радуется тому, чем удостоил его Всевышний, вне зависимости от того, произошло это сейчас или двадцать лет назад.

Гемара в трактате Сукка (и также Эрувин), обсуждая правильные размеры сукки (шалаша), приводит термин тефах сохек – дословно «смеющийся тефах». Этим термином называется расширение допустимых размеров. Видится, что столь оригинальное название можно объяснить и с позиции сказанного выше – человек, живущий в подлинной радости, способен достичь большего.

На долю каждого человека выпадает достаточно испытаний и трудностей. Иногда жизнь кажется совершенной тьмой, в которой легко сбиться с верного маршрута. И только понимание того, что все, что посылает Творец – к лучшему, способно вывести человека на правильный путь. Такое понимание и должно служить фундаментом для нашей радости.

В наши дни в земле Израиля есть множество мудрецов Торы, которые живут в бедности. Их стол не так хорош и богат, их одежда не самая новая и современная, но они полны радости. Их радость – радость от Торы и жизни с Творцом – заменяет материальные богатства. Эти люди рады очередному выученному листу Талмуда, рады детям, которые идут по стопам отцов. Эта радость – совершенно искренняя, подлинная. Ее нельзя подделать или чем-то заменить. Эти люди бесконечно благодарны Всевышнему за все то, что Он им посылает.

С наступлением месяца Адар у всех нас есть возможность увеличить нашу радость от близости с Творцом, радость от того, что мы – евреи. Каким же образом можно увеличить радость и исполнить сказанное нашими мудрецами? Для начала – просто вспомнить о тех великих милостях, которые Творец оказывал каждому из нас. Поняв величие этих «даров Свыше», каждый из нас должен укрепить себя в осознании того, что подлинная радость есть только в жизни со Всевышним и по Его Торе.

Подготовил рав Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=24189