Слова наших мудрецов о том, что с наступлением месяца Адар умножают радость, мы находим в трактате Таанит (29а), а не в трактате Мегила, посвященном празднику Пурим. Неясно также, почему следует приумножать радость в течение всего месяца Адар, а не только в день праздника или близкие к нему дни. Как может однодневный праздник так сильно влиять на весь месяц? Такого нет даже в месяц Тишрей, в котором мы празднуем Суккот и Шмини Ацерет, названные «временем нашей радости», продолжающиеся вместе восемь дней и установленные Торой, а не мудрецами!
Сказали мудрецы: «Так же как с наступлением месяца Ав уменьшают радость, с наступлением месяца Адар приумножают радость». Основным событием здесь представляется уменьшение радости с начала месяца Ав, хотя траурная дата выпадает на девятое число, а не на начало месяца, а приумножение радости в Адаре представляется по аналогии: два этих месяца, Ав и Адар, обладают общим свойством, которого нет у других, так что мы не умножаем радость ни в Тишрей, ни в Нисан, и не уменьшаем ее ни в Тамуз, ни в другие месяцы, на которые выпадает пост.
Еще вопрос: почему в месяце Ав мы именно «уменьшаем радость», а не увеличиваем печаль, притом, что мы вступаем в месяц Ав в период «между теснин»? Даже в месяце ав все же остается место для какой-то, пусть уменьшенной, радости (по крайней мере, при изучении Торы, кроме собственно 9-го Ава, и при исполнении заповедей).
То, что «влияние месяца» распространяется на весь месяц, а не только на начало и середину (несмотря на то, что законы траура в Аве действуют только до 10-го числа включительно), видно из продолжения сказанного в трактате Таанит (29б): «Сказал рав Папа: поэтому еврей, у которого есть судебное дело против нееврея, должен уклоняться от суда в Аве, поскольку мазаль (влияние духовных сил из определенного уровня высших миров) его неблагоприятен, и постараться провести его в Адаре, когда мазаль благоприятен», – и здесь в обоих случаях речь идет обо всем месяце.
Нигде больше мы не видим, чтобы один еврей, а тем более весь народ должны были принимать в расчет влияние мазаля в том или ином месяце в своих важнейших практических делах (мы не говорим здесь об отдельных случаях, относящихся в особых обстоятельствах к отдельным людям, как «меняющий место жительства – меняет мазаль»).
Есть спор мудрецов (Шаббат, 156а), где раби Ханина говорит: «Мазаль дает мудрость, мазаль дает богатство, и есть мазаль у Израиля», а раби Йоханан говорит свои знаменитые слова: «Нет мазаля у Израиля», и этим объясняется, возможно, то, что Рамбам не включает это правило – когда судиться и когда не судиться с неевреем – в Алаху (практический закон). Мнение раби Ханины можно связать с известным изречением мудрецов: «Все – с Небес (то есть богатство, здоровье, умственные способности), кроме страха перед Небесами», то есть у каждого человека – свое предназначение и свой путь в жизни, в соответствии с которым ему даются силы и способности, и это – его мазаль.
И с этим спорит раби Йоханан, который говорит лишь о том, что человек из народа Израиля может выйти за рамки своего изначального предназначения, как это сделал наш праотец Авраам, который своим самоотверженным трудом в служении достиг того, что Всевышний «вывел его наружу» (Берешит, 15:5) – вывел из-под влияния окружения и взял под Свою непосредственную «опеку». Так и в наше время, к примеру, человек, имеющий от природы способности ниже средних, может «вдруг», как говорил об этом Хазон Иш, если очень постарается, стать великим в Торе…
По словам Ритва, два упомянутых месяца, Ав и Адар, отличаются тем, что влияние мазаля в них действительно сильнее, чем в остальные месяцы. Это происходит потому, что данные месяцы – время гзерот (постановлений с Небес), жестоких в Аве и милосердных – в Адаре. Поэтому мы должны считаться с мазалем в некоторых наших важных делах, например, в суде с неевреем, поскольку в свое время мы вели в эти месяцы важнейшие, судьбоносные войны с ними, одну из которых выиграли, а другую проиграли.
И даже из того, что Аман бросал жребий, мы видим, что он очень хорошо знал, что такое мазаль. И он не ошибся: Адар для евреев в отношении мазаля действительно «особый месяц», поскольку, согласно раби Ханине, «есть мазаль у Израиля», как у всех народов, и этот месяц был для евреев как будто самый плохой, что и увидел Аман. Однако он совершил ошибку, подводя евреев под «общее правило», верное для остальных народов. Негодяй Аман не учел, что после нашего праотца Авраама что-то изменилось.
Еврейский народ существует для того, чтобы дать всем народам знание, что единый Б-г управляет во всех мирах всеми делами добра и зла, и так говорил Йосеф фараону: все твои сны, все хорошее и плохое, что ты в них видел – полные и тощие колосья, тучные и тощие коровы, – «сон один это», все – из одного источника! И все, что увидел Аман, – это лишь внешняя сторона скрытого замысла Творца.
Общность месяца Адар с месяцем Ав – в смене изначального предназначения. Сказано в связи с разрушением Храма: «Превратился в скорбь (радостный) танец наш» (Эйха, 5:15), и сказано о месяце Адар: «…Месяц, что превратил для них печаль в радость и скорбь – в праздник» (Эстер, 9:22). Два месяца – две смены изначального предназначения. День девятого Ава назван в Писании «моэд», хотя обычное значение этого слова – торжественное собрание и праздник, как сказано: «Вот моадей (праздники) Г-спода, священные собрания, которые вы должны созывать в назначенное для них время» (Ваикра, 23:4). Говорит Радак (в комментарии к Ошеа, 9:5): «День разрушения Храма называется моэд и праздник, как сказано: “Радостно кричат (враги) в доме Г-спода, как в день моэд”, и день разрушения – это день моэд и праздника Г-спода, ибо созвал Он врагов прийти вместе в дом Г-спода для разрушения его». Месяц Ав был изначально предназначен для добра: девятого Ава должны были вернуться разведчики с доброй вестью, но грех, их самих и всего народа, обратил радость в скорбь.
А в месяце Адар, в заслугу Мордехая и Эстер и духовной работы всего народа, по бесконечной милости Всевышнего – «…Месяц (то есть их мазаль) превратил для них печаль в радость и скорбь – в праздник»! Самый неблагоприятный, казалось бы, мазаль содержал в себе скрытый замысел Всевышнего – стать благом для евреев и смертельной западней для наших врагов! И столь радостен праздник Пурим именно тем, что эта «смена мазаля», милость Всевышнего во тьме естественного хода событий, была неожиданна и для евреев, и для их врагов… И столь любимым стал для нашего народа этот праздник именно в изгнании – благодаря ему мы знаем, что даже в самом большом зле, подстерегающем нас, есть скрытый замысел, ведущий к добру.
Все и всегда в нашем мире находится под контролем, ибо сказано: «С ним (народом Израиля) Я в бедствии» (Теилим, 91:15). События Пурима продолжались девять лет, но у Всевышнего есть и более долгосрочные замыслы, и мы в нашем долгом изгнании знаем, что разрушение Храма было лишь начальным этапом плана по его восстановлению, и потому сказали мудрецы, что Машиах «родился» в день разрушения Храма.
В месяце Ав враги вошли в Храм, в место, о котором сказано, что «всякий, кто приблизится, умрет». Над этим святым местом осуществляется особое Б-жественное наблюдение и управление, не допускающее туда посторонних. Враги вошли и остались живы – это означает переворот в ходе событий, сокрытие, выражающееся в кажущемся приближении хода событий к естественному. И это то, о чем плакали товарищи раби Акивы в известной истории с лисицей, вышедшей из Святая Святых Храма. В рамках естественного хода событий нет ничего удивительного, что лисицы бродят среди развалин. Другими словами, остатки Храма стали как бы обычными руинами, где нет ни наказания для людей, входящих туда, ни страха для животных, даже для такого слабого и пугливого зверя, как лисица.
Благодаря особому, острому духовному зрению мудрецов именно такое, вроде бы незначительное событие стало для них знаком – символом переворота и начала новой эпохи. В месяце Ав евреи вошли тогда в эпоху Сокрытия Лика (Всевышнего) – правления, направляющего события по внешне более естественному руслу. Но Б-г не покинул нас, как сказано: «С ним Я в бедствии». Даже в скрытом правлении есть замысел к добру для нас, и поэтому смеялся раби Акива.
То же самое верно и для месяца Адар. Вся Мегилат Эстер – намек на сокрытие. Там нет явных имен Всевышнего, зато обилие «посланников», гонцов, все происходит только через них: вместо того, чтобы сказать, что «царь (или Аман) разослал письма по областям», настойчиво упоминаются действующие безотказно посланники, и Эстер ведет переговоры с Мордехаем подчеркнуто через посредника, названного даже по имени; действуют посланники и в других случаях (а не как в событиях Исхода: «Я, – говорит Всевышний, а не ангел; Я, а не сараф», как говорит Мидраш о поражении первенцев). Но завеса эта прорывается – и Б-жественный свет изливается в мир, и становятся явными планы Творца, иногда через девять лет, иногда – через тысячи. И праздник Пурим дан нам как пример и как знак надежды на будущее.
И потому нет в Аве места печали, тем более – отчаянию, а только скорби, ибо это – нечто иное. Даже скорбь наша в это время – с примесью радости, ибо ее мы только уменьшаем, и это – радость грядущего Избавления, в которое мы верим и в самые скорбные дни. Всевышнему нельзя служить без радости, как сказано: «Повеления Г-спода прямы, радуют сердце», – любые повеления, даже относящиеся к законам скорби.
Есть еще один важный момент. Нет для человека большего потрясения, чем внезапный переворот, будь то к добру или злу (не дай Б-г!). События Пурима приобретают остроту со слов: «И гонцы отправились в путь, подгоняемые словом царским, и дано было знать в Шушане, столице, и царь с Аманом сели пить; а город Шушан был в смятении» (Эстер, 3:15). Раши пишет, что последнее сказано о евреях Шушана, внезапно оказавшихся в смертельной опасности (а некоторые добавляют, что неевреи тоже были удивлены – внезапной переменой судьбы целого народа, совсем недавно пребывавшего в благополучии). И радость праздника Пурим – это не только радость «переворота», который произошел в те дни: «…Месяц, что превратил для них печаль в радость и скорбь в праздник», но и предчувствия нашего полного и окончательного освобождения, которое придет – и тоже внезапно, как сказали наши мудрецы: «Либо как скорпион (для тех, кто не ждет его), либо как находка (для тех, кто ждет)».
И это – то, чем жив каждый еврей каждый день вот уже больше трех тысяч лет, провозглашая утром и вечером:
ШМА, ИСРАЭЛЬ – СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ! Г-СПОДЬ – Б-Г НАШ, Г-СПОДЬ ЕДИН!
Все – от Него! Когда Ахашверош с Аманом садятся пить, и вся столица Шушан в страхе – это от Него; но и когда Амана волокут на виселицу – это тоже от Него. Ибо сказано в Торе: «Смотрите же ныне, что Я (Который сегодня) – это Я умерщвлю – и Я оживлю; Я ранил – и Я исцелю, и никто от руки Моей не избавляет» (Дварим, 32:39). И сказал пророк: «Кто действовал и совершал? (Кто) вызывал поколения (к жизни) с начала (их)? Я, Г-сподь – первый, и с последними – Я тот же» (Йешаяу, 41:4).
И всему нашему народу важно помнить это именно в наше время, когда лишь слепой не видит, какие времена нас ждут, и как будет проверяться наша вера. Вера в то, что Он не оставляет нас, что Он – с нами, последними, самыми слабыми поколениями: «И до старости Я – это Я (все тот же), и до седин (ваших) терпеть Я буду; Я создал – и Я носить (вас) буду!» (там же, 46:4).
И как Он у нас – Единый Б-г, так и мы у Него – единственный народ. Но для чего же мы Им избраны? «Свидетели Мои вы, слово Г-спода, и раб Мой (ты), которого Я избрал, чтобы узнали и поверили вы Мне, и поняли, что Я – это Я (тот же); передо Мной не сотворен был бог, и после Меня не будет!» (там же, 43:10).