Всякий раз, когда случается задуматься о событиях Пурима, возникает вопрос, откуда праведник Мордехай знал настолько точно, как следует поступать? Верно, что в трактате Мегила мудрецы Талмуда утверждают, что Свиток Эстер был написан бэруах а-кодеш, т. е. в состоянии, близком к пророческому виденью, из чего видно, что Мордехай и Эстер обладали духом святого постижения. Однако стих из книги Коэлет: «Когда и как поступать – ведает сердце мудреца» (8:5), согласно Мидрашу, говорит о Мордехае. Из этого следует, что не пророчество направляло Мордехая совершить верный выбор, а мудрость. Один из авторитетных источников, на которые полагаются систематизаторы еврейских законов, – это книга «Алахот Гдолот». Согласно мнению автора этого труда, обязанность чтения Свитка Эстер является одной из 613 заповедей Торы. Рамбам в «Книге Заповедей» («Сефер а-Мицвот», пункт 301) задает вопрос, который напрашивается сам собой: события, описанные в Свитке, происходили намного позже дарования Торы, так как же Тора заранее могла говорить о том, что произойдет более чем через 950 лет?!
Рамбан, отстаивая позицию автора книги «Алахот Гдолот», приводит цитату из Вавилонского Талмуда, который трактует фразу в книге Шмот (17:14) «Напиши это на память в книгу» – запиши в Торе то, что будет в будущем записано в свитке Эстер. И Иерусалимский Талмуд говорит, что Свиток Эстер был получен, как и Пятикнижие, во время Синайского Откровения. То есть все события, которые случатся, записаны в Торе и переданы нам. А мудрое сердце может это прочитать и согласно этому поступить в любой возникшей ситуации. Это подразумевает царь Шломо, когда говорит: «Нет ничего нового под солнцем».
Приведем вкратце законы этого замечательного времени: месяца адар и праздника Пурим. В месяц адар, а в високосные годы, когда этот месяц удваивается, – в оба адара принято привносить в жизнь больше радости и веселья. Эта пора в особенности благоприятна для всяческих решений, проектов и воплощения планов.
Пост Эстер
В память о том, что в дни Мордехая и Эстер евреи постились перед сражением, мудрецы учредили общественный пост перед праздником Пурим. В годы, когда Пурим следует после субботы, постятся в четверг перед праздником. Тот, кто забыл или не смог поститься в четверг, обязан поститься в пятницу. Законы поста Эстер менее строги, чем законы других общественных постов. Поэтому тот, кому тяжело поститься в связи с состоянием здоровья или из-за преклонного возраста, не обязан это делать. Тем более не обязаны поститься беременные и кормящие женщины, роженицы, больные и дети. Тому, кто не постится, следует есть простую пищу и не баловать себя деликатесами и сладостями.
Память о сборе полушекелевых монет
В день поста Эстер перед послеполуденной молитвой Минха принято исполнять обычай, установленный в память о сборе полушекелевых монет. Принято давать неимущим ходовую монету того государства, где они находятся, в названии номинала которой фигурирует слово половина. Например: полдоллара, полфранка и тому подобное. Некоторые дают три такие монеты, так как в главе о сборе полушекелевых монет слово трума – пожертвование – использовано три раза. В странах, монеты которых не имеют половинчатых номиналов, можно дать любую достойную монету – одну или три. Поскольку доллар считается ходовой монетой, во многих странах принято давать в память о полушекеле три полудолларовые монеты. Некоторые рассчитывают сумму пожертвования согласно количеству серебра, которое содержали полушекелевые монеты в то время, когда евреи находились в Синайской пустыне. В Израиле некоторые дают три полушекелевые монеты. В этом случае не следует давать шекель с половиной, а именно три полушекелевые монеты. Принято давать за каждого члена семьи, хотя обязанность давать полшекеля распространяется только на мужчин 13-ти лет и старше. Это традиционное пожертвование не идет в счет десятины (десятой части от доходов, которую жертвуют неимущим).
Чтение Свитка Эстер
Одной из заповедей праздника Пурим является чтение Свитка Эстер. Свиток читают дважды: один раз вечером, по завершении вечерней молитвы, второй раз – в конце утренней молитвы. Причем утреннее или дневное чтение Свитка считается более важной заповедью, так как многие считают, что она установлена пророками. Поэтому, если есть возможность прочитать Свиток только один раз, следует сделать это после восхода солнца в Пурим. Время исполнения заповеди ночного чтения Свитка – от выхода звезд и до восхода солнца. Утреннего – от восхода солнца и до заката. В случае если не успели прочитать Свиток вечером и уже начался рассвет, его читают без благословения. Тот же закон относится к ситуации, когда утреннее чтение не выполнили до захода солнца – читают после захода солнца без благословений. В случае большой необходимости разрешено изначально провести вечернее чтение Свитка за час с четвертью до захода солнца – в плаг а-минха.
Перед чтением Свитка Эстер запрещено спать, есть и заниматься делами, чтобы не пропустить заповедь. Любую заповедь, которую возможно выполнить позже, следует отложить до завершения чтения Свитка. Слушать свиток желательно в месте, где есть большое стечение народа.
Заповедь читать Свиток Эстер относится как мужчинам, так и женщинам. Принято с раннего возраста приучать детей слушать чтение Мегилы, при условии, что они не будут отвлекать окружающих своим поведением. Читающий для общины должен быть мужчиной старше 13-ти лет. В случае, когда для женщин устраивают специальное чтение Свитка, тот, кто читает, произносит благословения для них, даже если он уже исполнил заповедь прежде.
Перед чтением Свитка чтец произносит три благословения: «Благословен Ты, Всевышний Б-г, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями и заповедовал читать Свиток», «Благословен Ты и т. д., Который совершил чудеса отцам нашим в дни прежние в это время», «Благословен Ты и т. д., Который дал нам дожить, и сохранил нас, и довел нас до этого времени». Причем в ашкеназских общинах все три благословения произносят как перед вечерним, так и перед утренним чтением Свитка. В сефардских общинах перед вторым, утренним чтением Свитка третье благословение не произносят. Тот, кто произносит благословения, должен иметь в виду, что он говорит их для всех. Слушающие должны знать, что благословения сказаны за них. Во время произнесения и слушания благословений, следует иметь в виду, что они распространяются и на остальные заповеди дня: подарки неимущим – матанот ле-эвьйоним, посылание угощений знакомым – мишлоах манот, и праздничное застолье – миштэ. Во время произнесения благословений принято стоять.
Существует обычай раскладывать Свиток «гармошкой», как раньше было принято читать письма. Необходимо проследить, чтобы Свиток не свешивался над полом. Принято повсеместно читать Свиток Эстер на лашон а-кодеш – Святом Языке, хотя по закону человек выполняет заповедь, прослушав Свиток на любом понятном ему языке. В случае, когда читают на лашон а-кодеш, слушающие выполняют заповедь, даже если не понимают языка. Благословения на Свиток Эстер произносятся только в том случае, когда это кошерный свиток, написанный на пергаменте, согласно законам написания Свитка Эстер. В противном случае заповедь чтения свитка не выполняется, и благословения, конечно же, не произносятся. Свиток Эстер следует слушать именно в том порядке, в котором он записан, не пропуская ни одного слова, и без перерывов. Слушая чтение Свитка через усилитель, по телефону, по радио, посредством аудио- или видеозаписи, человек не исполняет заповедь.
Во время чтения Свитка чтец стоит, а вся община сидит. Несколько фраз из Свитка принято произносить всем вместе. Чтец должен произнести имена десяти сыновей Амана на одном дыхании, показывая тем самым, что они были повешены одновременно. Фразу «В ту ночь царю не спалось» принято читать несколько громче остального текста. Когда читают слова «письмо это», принято потрясти Свиток. Свиток необходимо слушать внимательно от начала до конца, не пропуская ни одного слова. Если по какой-то причине пришлось выйти, или даже если было пропущено хотя бы одно слово, необходимо послушать чтение свитка заново, или хотя бы с того места, где прервался. Если человек отсутствовал такое время, за которое можно успеть прочитать весь Свиток полностью, находясь в таком месте или будучи в таком состоянии, что согласно закону ему было запрещено заниматься словами Торы, то он обязан по возвращении прочитать Свиток с начала до конца. Если из-за шума и т. п. слушающий пропустил одно или несколько слов или предложений, то он может постфактум сам дочитать книгу Эстер по печатному тексту Мегилы.
После чтения Свитка Эстер его скручивают в трубочку, а затем благословляют «А-рав эт ривейну», произносят «Шошанат Яаков», а вечером прибавляют «Ашер Эни» – все, как приводится в сидурах. Тот, кто читает специально для женщин или без миньяна, не произносит благословение «А-рав эт ривэйну».
Подарки неимущим
Одна из заповедей Пурима – дать подарки двум неимущим. Неимущим считается тот, у кого нет достаточно средств на минимальные нужды его самого и членов его семьи. Можно выполнить эту заповедь, дав подарок неимущему ребенку. Время исполнения заповеди – в Пурим с утра и до захода солнца. Желательно исполнить эту заповедь как можно раньше. Подарки следует дать именно двум разным людям. Одарить одного и того же человека дважды недостаточно. Согласно многим поским (законоучителям), заповедь считается выполненной, если дали один подарок мужу, а второй – жене, или один – отцу, а другой – сыну, хотя они являются членами одной семьи и бюджет у них общий. Согласно некоторым мнениям, заповедь выполняется подарком в размере пруты – древней медной монеты. Сегодня это примерно пять американских или евроцентов.
Большинство раввинов считает, что изначально необходимо дать подарок как минимум в размере, достаточном для небольшой трапезы, то есть от трех до 15-ти долларов каждому. Можно дать деньгами, можно продуктами, но не одеждой, не предметами обихода, не книгами, не посудой и т. п. Обязанность дать в Пурим подарки двум неимущим возложена и на тех, кто сам живет на подаяния. Деньги, собранные для неимущих в Пурим, запрещено использовать для других целей. Если нет неимущих, то следует сохранить деньги, и когда неимущие появятся, дать деньги им. Каждому, кто в Пурим протягивает руку, следует дать хотя бы небольшой подарок. Отсроченным банковским чеком или чеком, который по другой причине невозможно обналичить в Пурим, заповедь выполнить нельзя. Дать подарки двум неимущим обязаны как мужчины, так и женщины. Принято приучать детей к этой заповеди с раннего возраста.
Посылание угощений знакомым
Еще одна заповедь пуримского праздника – посылать два угощения товарищу. Делать это также обязаны как мужчины, так и женщины. Причем правильно, чтобы женщина сама позаботилась о том, чтобы послать угощение двум подругам, и не полагалась на то, что ее муж исполнит эту заповедь за нее. К этой заповеди также принято приучать детей с ранних лет. Количество и ценность угощений определяются состоятельностью того, кому их дарят. Поэтому, если богатому человеку подарят недостаточно роскошные угощения, заповедь не будет исполнена. Причины, по которым мудрецы установили эту заповедь – это, во-первых, чтобы увеличить, усилить и укрепить дружбу и любовь между людьми, а во-вторых, чтобы пуримское застолье стало более разнообразным и богатым.
Для того чтобы исполнить заповедь, необходимо послать именно продукты питания, включая напитки, но не сигареты или другие несъедобные предметы. Человек выполняет заповедь, даже посылая молочные продукты тому, кто съел мясо и в течение шести часов не сможет попробовать присланное угощение, а тем временем Пурим закончится. Таков же закон, если послали продукты, которые получатель не сможет съесть по причинам здоровья. Но если посылают непригодные для еды продукты или некошерные продукты – заповедь не выполняется.
Обычно заповеди лучше выполнять самому, нежели назначать посланника. Однако в отношении заповеди посылать угощения знакомым в Пурим – все наоборот. Желательно это сделать через третье лицо. Если тяжело найти посыльного, то разрешено принести самому. Почему именно через посланника? Этому есть несколько объяснений. С помощью посыльного более почетно. Кроме того, если человек будет разносить подарки всем друзьям, знакомым и соседям, когда он сам насладится пуримским застольем?!
Неимущие также обязаны выполнять эту заповедь. Сын может послать угощение отцу, и наоборот; ученик может послать угощение учителю, и наоборот. Обязательно нужно позаботиться о том, чтобы получатель знал, кто прислал ему угощения. Оба угощения должны быть отправлены одновременно, а не одно после другого. Угощения должны быть разными, а не две порции одного и того же блюда. Если угощения были отправлены до Пурима, то даже если тот, кому их послали, будет есть их в Пурим, согласно некоторым мнениям, заповедь не выполняется.
Пуримское застолье
Обязанностью этого особенного дня является застолье. Заповедь выполняется днем, но и вечером, в начале Пурима, следует веселиться и пировать. В память о бобовых и зернах, которыми в основном питались пророк Даниэль и праведница Эстер, когда содержались в нееврейских дворцах, из-за того, что остальная еда могла оказаться некошерной, принято в пуримской трапезе есть бобовые и зерна. Существует обычай есть выпечку треугольной формы под названием «уши Амана». Некоторые едят пельмени, в которых начинка скрыта от глаз, подобно тому, как в происходящих в Пурим событиях тяжело сразу верно разглядеть четкую причинно-следственную связь. В пуримской трапезе принято есть хлеб, мясо, пить вино.
Обязанность опьянеть в Пурим, согласно некоторым мнениям, следует понимать буквально. Другие считают, что нужно выпить немного больше обычного и поспать, чтобы во время сна потерять способность различать между фразой «благословен Мордехай» и фразой «проклят Аман». (Эти фразы имеют одинаковое числовое значение – гиматрию.) В любом случае, если есть вероятность, что выпив вина, человек не сможет как положено исполнить какую-либо заповедь или будет вести себя недостойно, пить запрещено. Если отец запретил сыну пить, тот обязан послушать отца. Принято молиться дневную молитву Минха и после этого устраивать праздничное застолье. В годы, когда Пурим выпадает на пятницу, застолье устраивают как можно раньше, чтобы осталось время на подготовку к Шабату. Нельзя молиться в нетрезвом состоянии, но можно произносить благословление после еды – Биркат а-Мазон.
Пуримские молитвы и некоторые другие законы
Принято в Пурим надевать субботние одежды. По букве закона разрешено работать в Пурим, но заниматься в этот день будничными делами не принято. Следует сделать Пурим настоящим праздничным днем. Мудрецы говорят, что тот, кто работает в Пурим, не видит благословения от этой работы. Разрешено писать и делать все, что необходимо для Пурима. В Пурим запрещено поститься и произносить траурные речи об усопших. Существует древний обычай переодеваться в карнавальные одежды в Пурим. Нельзя допускать, чтобы мужчина использовал в костюме элементы женского туалета, и наоборот.
Молитвы Пурима такие же, как и в будние дни, но со специальной вставкой на Пурим – «Аль а-Нисим». В Пурим и 14-го, и 15-го адара не говорят таханун. (В високосный год таханун не говорят 14-го и 15-го числа и первого, и второго адара.) В благословении после трапезы с хлебом, «Биркат а-мазон», также делают вставку «Аль а-нисим», но только во второй адар. В случае если забыли произнести эту вставку, ни молитву, ни «Биркат а-мазон» постфактум не читают заново. Желательно в случае, когда забыли произнести вставку «Аль а-нисим», сказать ее в конце молитвы, после фразы «Да будут угодны речения уст моих», и в конце «Биркат а-мазон», когда произносят молитвы, начинающиеся словами «милосердный» – «а-рахаман». Поскольку карнавальные костюмы являются частью пуримского веселья, в них разрешено произносить «Биркат а-мазон».
Города, окруженные и не окруженные крепостной стеной
Согласно постановлению мудрецов, в городах, которые не были окружены крепостной стеной во времена пророка и великого учителя и руководителя еврейского народа Йеошуа бин Нуна, Пурим отмечают 14-го адара. В високосный год – это 14-ое число второго адара. В городах, обнесенных крепостной стеной во времена Йеошуа бин Нуна, Пурим празднуют 15-го адара. Сроки возведения крепостных стен приурочили ко времени пророка Йеошуа бин Нуна в честь Земли Израиля, в которую Йеошуа бин Нун ввел народ и начал ее заселение. Город, о котором точно известно, что он был обнесен крепостной стеной во времена Йеошуа бин Нуна – это Иерусалим. В отношении ряда других городов существует сомнение, когда они были обнесены стеной, из чего следуют некоторые алахические сомнения. Это следующие города: Тверия, Хеврон, Яффо, Цфат, Шхем, Луд, Бейт Шеан, Бээр Шева, Аза, Акко, Хайфа. Некоторые к этому списку добавляют также Тель-Авив и Бней Брак, прилежащие к городу Яффо, а также Ашкелон, Ашдод, Гуш Халав и Рамле и др. В странах диаспоры города, относительно которых существует сомнение – это Дамаск, Багдад, Прага. Если история крепостных стен того или иного города неизвестна, то в нем Пурим отмечают только 14-го адара. В сомнительных случаях принято отмечать Пурим в течение двух дней, включая исполнение всех заповедей этого дня. Жители городов, очень близких к Иерусалиму, празднуют Пурим 15-го адара, даже если Иерусалим из них не видно. Таков же закон в отношении городов, из которых виден Иерусалим, даже если они достаточно далеки от него. В отношении того, какой город считать близлежащим, существуют различные мнения, поэтому всякому, кому это актуально, следует выяснить у раввина, в какой день он должен отмечать Пурим. Города, близлежащие к сомнительным, отмечают Пурим только 14-го адара. Согласно мнению Хазон Иша – и 14-го, и 15-го адара.
Житель окруженного города, обязанный читать Свиток Эстер 15-го адара, не может прочитать его жителям не окруженных городов с тем, чтобы они исполнили заповедь слушать Свиток. Верно и обратное: жители окруженного города не исполняют заповедь, если Свиток им читает житель не окруженного города. Заповедь матанот ле-эвьйоним – дарить подарки неимущим – жители окруженных городов выполняют, когда дарят неимущим, проживающим в окруженных городах, а жители неокруженных – неимущим, проживающим в не окруженных городах. Это же верно в отношении заповеди мишлоах манот – посылания угощений.
Житель окруженного города, который находится в Пурим в не окруженном городе, и наоборот
Часто в Пурим собираются вместе семьи, родственники, друзья. Может случиться, что житель окруженного города в Пурим оказывается в не окруженном городе, или наоборот. В зависимости от того, когда человек покинул свой город, собирается ли вернуться в него, или вернулся на самом деле, он может быть обязан исполнять заповеди Пурима 14-го или 15-го адара.
Житель окруженного города, который 14-го адара находился в не окруженном городе, и в начале 14-го адара однозначно решил вернуться домой только после восхода солнца, обязан исполнить все заповеди Пурима 14-го адара. Если же вечером, когда начинается 14-ое адара, он решил, что вернется домой до восхода, то даже если он, вопреки планам, оставался в не окруженном городе после восхода, он выполняет заповеди Пурима только 15-го адара. Если он собирался задержаться, но вернулся домой еще до восхода солнца, то согласно «Мишне Бруре», он выполняет пуримские обязанности только 15-го адара. Хазон Иш считал, что он исполняет их и в этом случае 14-го адара. Тот, кто согласно приведенным выше принципам, отметил Пурим 14-го, исполнив все заповеди дня, а затем вернулся 14-го адара домой, исполняет все пуримские обязанности и 15-го адара. Хазон Иш считает, что в любом случае обязанности Пурима человек должен исполнять только один раз. Поэтому по Хазон Ишу, тот, кто выполнил заповеди 14-го адара, не обязан исполнять их еще раз 15-го.
Житель окруженного города, который уезжает в не окруженный город на 15-ое адара – день, когда жители его города отмечают Пурим, согласно некоторым мнениям, освобождает себя от обязанностей Пурима вообще. Другие считают, что он должен исполнить все заповеди. Принятый закон гласит, что он должен исполнить все заповеди, но никакие благословения на чтение Свитка Эстер он не произносит.
Рассмотрим случай, когда житель не окруженного города попал в окруженный город. Если он уехал туда до 14ого числа, с желанием оставаться там и после восхода солнца 15-го числа, то он обязан выполнить заповеди Пурима, равно как и все жители окруженного города, только 15-го адара. Если же в его планах было вернуться до восхода солнца 15-го адара, то он обязан выполнять заповеди Пурима 14-го адара. Если он вопреки планам остался там после выхода солнца – должен исполнить заповдеиы Пурима и 14-го, и 15-го числа. В случае, когда речь идет о городе, в отношении которого существует сомнение, был ли он обнесен крепостной стеной во времена Йеошуа бин Нуна, в приведенной выше ситуации, житель не окруженного города выполняет заповеди Пурима только 14-го адара.
Житель не окруженного города, который, исполнив все заповеди 14-го адара, уехал в окруженный город, не обязан выполнять заповеди Пурима 15-го адара во второй раз.
[Поскольку эта тема включает много деталей и нюансов, и обсудить их все в рамках нашего издания невозможно, в случае, если у Вас возникнет конкретный вопрос по ней, необходимо посоветоваться с компетентным раввином.]
Возвращаясь к тому, с чего мы начали эту статью, заметим, что Мордехай, будучи мудрецом Торы и точно зная причинно-следственную связь – к чему приводят наши поступки – был уверен, что все же Всевышний смилостивится над Своим народом, если мы пожалеем о совершенных ошибках и раскаемся в них. Поэтому он уверенно говорит Эстер, что в любом случае избавление придет. Вопрос только, кто будет тем посланником, через которого проявится это великое чудо. Может быть, Ахашверош прозреет и поймет, кто истинный Царь. Или Аман вдруг решит изменить свою политику, и вместо газовых камер (план «решения еврейского вопроса» гитлеровской Германией в лучших традициях Амалека) отправить ненавистный ему народ в трудовые лагеря – работать на благо страны (персидское царство сталинского режима). Но величие Царя всех царей проявится больше и слава Его увидится яснее, если избавление придет через Его праведников. Тогда всем будет понятно, что не военная подготовка, не физическая мощь, не вооружение и не богатства склоняют борьбу к победе, а праведность, раскаяние, преклонение перед Творцом, осознание того, что Тора и заповеди – это весь человек. «У евреев был свет» – получение Торы с любовью, постижение великого света, который она несет! «И радость» – праздник единения с Творцом! «И веселье» – союз обрезания, связывающий нас кровью с Отцом, который на небесах! «И основа» – тфилин, показывающие, что и разум, и физическая сила в полной мере должны быть подчинены воле Создателя! «И так да будет у нас»!