Все наоборот
Особенная уникальность Пурима проявляется в идее «наафох у» – «все наоборот».
Сказано в Берешит (25:63-64): «Под вечер Ицхак вышел в поле для молитвы… А Ривка… увидев Ицхака, упала с верблюда». Пишет «Мидраш Раба»: «Увидела его величественным, и устрашилась его». Что это все означает?
Есть еще один мидраш, рассказывающий, что Ицхак гулял по Ган Эдену, и когда Ривка подняла глаза, она увидела его выходящим из Ган Эдена. А почему она упала с верблюда? Потому что те, кто выходят из Ган Эдена, выходят вверх ногами – ноги вверху, голова внизу. Поэтому-то она и упала с верблюда…
Здесь не место подробно объяснять, что там произошло. То, что имеет к нам отношение, – что Ицхак выполнил сказанное «все наоборот», выйдя так, как выходят из Ган Эдена. Да и само имя «Ицхак» (буквально – «засмеется») намекает на этот момент. Объясним это в дальнейшем.
Личный подарок Всевышнего
Центральный момент Пурима, внутренний смысл всех праздников, да и всей Торы – это связь между Всевышним и народом Израиля. Однако есть некая преграда, не дающая этой связи проявиться: законы природы. Естественные процессы.
Приведем пример, который дает нам ясное доказательство этого. У каждого человека есть великий подарок Творца – воздух. Без воздуха человек не может жить. Почему же он вовсе не восхищается этим подарком? По идее, он должен был бы кричать: «Спасибо Тебе, Всевышний!» Объяснение простое: воздух есть у всех, не только у меня. Всевышний обеспечивает воздухом весь мир, ну и я тоже получаю вместе со всеми. Человек встает утром – дома есть хлеб. Он не чувствует ничего особенного в этом подарке! Ведь у всех есть хлеб!
Представим себе человека, который приходит к кому-то в гости и видит на столе тарелку с печеньем. Можно посмотреть на нее с двух точек зрения. С одной стороны, возможно, хозяин поставил на стол тарелку с двадцатью печеньями для двадцати людей, и наш гость среди них. Но вполне вероятно и то, что хозяин положил печенье именно для этого гостя, и просто добавил еще несколько штук, чтобы гость не чувствовал себя неловко.
Точно так же человек дышит. Всевышний создал человеку его порцию воздуха, но, поскольку у Него есть причина скрыть силу этого благодеяния, Он добавил еще несколько миллиардов порций воздуха. Но на самом деле человек должен знать, что речь идет о хеседе, который был оказан ему лично!
Приведем еще пример. Человек заходит в магазин и покупает пакет молока. Как он относится к этому молоку? Он наверняка думает, что Всевышний послал 500 пакетов молока для всех жителей этого района, ну и он сам среди них. Но истина заключается в том, что Всевышний с любовью прислал пакет молока именно этой семье, и только потому, что мы живем в мире тьмы, Ему пришлось скрыть это чудо и положить вокруг этого пакета еще 499 других пакетов…
Здесь-то и проявляется «наафох у» («наоборот») Пурима. В Пурим нам раскрывается истинная правда: мы должны перевернуть свой взгляд на природу. Все наоборот! Если тот человек в магазине до сих пор думал, что там лежат 500 пакетов молока, то в Пурим мы видим, что это неправда: «Здесь есть один пакет молока, который Всевышний приготовил с любовью именно для меня!»»
Мегила – от слова гилуй (раскрытие)
Первая заповедь Пурима – чтение Мегилы. Слово «мегила» – от слова мегала, раскрывает. Во все остальные праздники мы учим, что такое еврейство, что такое заповеди, и поднимаемся над законами природы. Однако Пурим коренным образом отличается от них. Пурим учит нас, как объяснить реальность, называемую «природа», помогает раскрыть законы природы и понять, что, по сути, во всех естественных процессах заложена великая мощь связи и любви между Всевышним и нами. Вокруг этого и вертится вся история Мегилы.
Например, в начале Мегилы говорится: «Когда сидел Ахашверош на царском троне в столице Шушан» (1:2). Почему вдруг Ахашверош установил свой трон в городе Шушан (и, соответственно, сделал его столицей)? Ведь все предыдущие цари сидели в городе Вавилоне. Дело в том, что Ахашверош мечтал сесть на трон царя Шломо, но он знал, что если только осмелится подняться на этот трон, животные, охранявшие трон, набросятся на него. Тогда он решил сам построить трон, подобный трону Шломо. Он заказал трон искусным мастерам Персии. Однако построенное сооружение оказалось настолько тяжелым, что его невозможно было перевезти в Вавилон. Тогда Ахашверош, не моргнув глазом, изменил существовавший порядок, и провозгласил город Шушан столицей вместо Вавилона («Мидраш Раба», 21:12)
Зачем Всевышний устроил все это? Потому что праведник Мордехай жил в Шушане! Так что, уже читая первые строки Мегилы – «на царском троне» – мы видим, что весь мир вертелся вокруг Мордехая! Поэтому-то Мегила и называется так, поскольку она мегала – раскрывает — нам настоящую реальность.
Близость Творца – в рамках природы
По этой же причине в Мегиле ни разу не упоминается Имя Всевышнего – ни одно из Его Имен. Ведь если было бы написано Имя Творца открытым образом – это был бы уже выход за рамки природы. А это касается Песаха. Пурим же раскрывает нам, что любая вещь в рамках природы, «заслоняющей» Творца, — это вершина любви! «Все наоборот»: то, что ты видишь, как нечто естественное – это на самом деле вершина любви!
Где мы видим большее проявление любви Творца – в Пурим или в Песах? В событиях Песаха Всевышний поднял нас над этим миром, но в Пуриме мы обнаруживаем Его в каждой точке этого мира. Сказано в Мидраше («Дварим Раба», 11:10), что, когда пришло время Моше покинуть этот мир, «в тот час позвал Всевышний душу выйти из тела, сказав ей: “Дочь моя, Я установил тебе сто двадцать лет пребывать в теле Моше, а теперь пришло время выйти. Выйди и не задерживайся!” Душа ответила: “Не хочу выходить”. Всевышний говорит душе: “Выйди, не задерживайся, и Я подниму тебя на самые верхние уровни небес, посажу тебя под Престолом Моей Славы вместе с возвышенными ангелами”. Однако душа продолжает отказываться: “Два ангела спустились в этот мир и согрешили здесь! А в теле Моше есть больше святости. Пожалуйста, оставь меня в теле Моше!”».
Душа предпочитает тело Моше пребыванию среди ангелов, потому что в теле Моше ощущает больше близости к Творцу! Именно здесь, в этом мире, в рамках природы. Ангелы тоже это знают – они знают истину. Однако люди, живущие в этом мире, не знают истины. Все мы с «ногами внизу». Откуда человек выходит? Из земли. Куда он стремится? На Небо. Однако Ицхак был в обратном состоянии, и именно так Ривка увидела его выходящим из Ган Эдена: ноги вверху, а голова внизу. Он спустился с небес, и его целью было найти Всевышнего именно здесь – в мире, действующем в рамках природы. Это и есть секрет смеха Ицхака: все думают наоборот, а Ицхак знает, что Всевышний здесь, в каждом вдохе и выдохе!
Так каждому еврею и следует смотреть на все «естественное».
Всевышний пожелал скрыть Себя, поэтому Он дал воздух еще пятистам людям вокруг тебя. Однако истина в том, что каждый должен чувствовать: этот подарок предназначен лично для него! Так объяснили наши мудрецы строку из Теилим: «Каждая душа (нешама) прославит Всевышнего»: «За каждый вдох (нешима) прославит Всевышнего!» [Слово נשמה трактуется и как «душа» и как «вздох».]
Первая заповедь Пурима, чтение Мегилы, раскрывает нам подлинную суть этого мира. Маараль («Тиферет Исраэль», гл. 53) пишет, что, когда Всевышний приговорил народ Израиля к смерти, это была самая настоящая смерть. А потом Он сотворил новый народ с новым принятием Торы. Праздник Пурим раскрывает нам не только великую любовь, пробудившуюся в час опасности, но и всю суть этого мира, все, что каждый должен думать, когда он благословляет на стакан воды: «…что все появилось по слову Его». В этот стакан воды еврей может вложить больше близости к Творцу, чем за миллиард лет в мире грядущем. Мегила раскрывает нам: самая большая близость к Творцу существует в этом мире, мире природы! Сила Пурима находится в законах природы!
Заповедь дня — радость
Заповедь радости в Пурим тоже отличается от всех видов радости других праздников. Объясняет это рав Ицхак Зэев Соловейчик (см. книгу «Эмек Браха», законы Пурима): во все праздники мы радуемся со Всевышним – «радуйся в свой праздник», «возликуем и возрадуемся Тебе», «возрадуется Тебе Израиль» и т. п. В праздник Суккот мы берем этрог и радуемся заповеди, которую выполняем с его помощью. Но в Пурим мы обязаны радоваться ради самой радости, без какой-либо другой цели, поскольку это и есть вся суть Пурима, – благодарность Всевышнему за природу, за естественный ход вещей, за жизнь саму по себе. И выражением этой благодарности является радость.
Вообразим себе еврейскую семью за пуримской трапезой. Они сидят и самозабвенно поют песню «Цама Нафши» («Жаждет Тебя душа моя»). Вдруг вбегает ребенок, запрыгивает на стол и «устраивает веселье». Тут же к нему подходит взрослый парень, убирает ребенка со стола и говорит: «Так не празднуют Пурим. Сегодня нужно петь “Цама Нафши…”». Этот парень не прав! Причем не прав с точки зрения алахи. Потому что заповедь этого дня – радость, веселье. А если он этого не понимает, – ну так что с того? Разве заповедь трясти лулав мы до конца понимаем? Заповедь об этроге мы понимаем? Заповедь Пурима – это пир и радость. Радость сама по себе.
Вся идея Пурима – это обнаружить Всевышнего здесь, с нами. Внутри радости, внутри еды и питья! Знать, что то, что я живу, ем и пью, прыгаю и радуюсь, – все это от Всевышнего. Мы говорим: «Б-г живой, Б-г жизни». Мы обязаны каждой клеточкой ощутить, что вся наша жизнь – от Б-га. Чувствовать Его в каждом куске хлеба. А выполнить эту заповедь мы можем, как объяснялось выше, только после чтения Мегилы, которая раскрывает нам сущность этого дня. Без чтения Мегилы мы не знали бы тайну этого великого дня – Пурима.
Перевод — г-жа Лея Шухман