Искоренение влияния Амалека

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1037

Происходящие события вынуждают меня вернуться к теме борьбы со злом. Скоро наступит Шаббат Захор, когда читается отрывок, суть которого – напоминание о том, что сделал нам Амалек. Повествованию об Амалеке сопутствуют слова ваикар и кара (с корневыми буквами קר). Корень этих слов связан с понятием микрэ (случай). Буквы слова микрэ образуют также слова «только от Всевышнего» (רק מה’). Одной из главных негативных характеристик Амалека является то, что он верил в случайность событий, а не в управляемость ими Всевышним. Еще один смысл корня קר связан с понятием «холод». Наши мудрецы говорят, что Амалек «остудил кипящий котел» веры в Творца. Эти два значения корня קר связаны между собой. Когда человек видит только случайность там, где действует воля Творца, стремление к исправлению себя сходит «на нет».

Катастрофы усиливаются тогда, когда результат правления Всевышнего люди считают случайностью. Наш великий учитель Рамбан говорил в своем комментарии к недельной главе Бо, что у человека не будет удела в Торе до тех пор, пока он не осознает, что все происходящее с нами – это правление Творца, а не «естественный ход событий». Мы должны знать, что зло связано именно с нашим восприятием происходящих событий, как случайных, не связанных с волей Творца.

Как известно, зло Амалека настолько глубоко укоренено в нем, что нет никаких шансов на исправление. Для того, чтобы в этом мире полностью раскрылось царство Творца, Амалек должен быть уничтожен. Он, в частности, противостоит Всевышнему тем, что все Его наказания, все пророчества он объявляет случайностью.

Мы – слишком маленькие люди, чтобы постигнуть в полной мере пути Всевышнего. Но если человек думает, что в укусе комара виноват комар – это путь в сумасшедший дом. Даже, если мы чего-то не понимаем, в мире нет случайностей. Все – только от Всевышнего. Когда это касается нас самих, то можно попытаться осмыслить происходящее, исходя из принципа «мера за меру». И здесь человек, обладающий тем, что на святом языке называется свара яшара (прямое разумение), способен понять, что ему нужно в себе исправить. Это можно и необходимо делать. Несмотря на то, что мы сегодня мало что понимаем, Всевышний ведет нас по тому пути, который мы сами себе выбираем. Если человек с целью исправления себя по-настоящему, захочет понять, что с ним делает Творец, у нас есть обещание помощи свыше в этом деле. Если же это касается других людей, то, безусловно, это не наша забота.

Однако, если происходит нечто, потрясшее всю святую еврейскую общину Земли Израиля, то каждый из нас обязан разделить бремя страданий наших братьев от последствий арабской поножовщины или тяжелейшей катастрофы автобуса. Это касается абсолютно каждого! Молиться и горевать вместе с родными пострадавших – это один из способов приобретения Торы. Но должны ли мы пытаться осмыслить происходящее и сделать из этого выводы? Можно было бы подумать, что это касается только тех, кого это, так или иначе, затронуло. Мне видится, что это не так. Когда произошло страшнейшее убийство в синагоге в иерусалимском районе Ар Ноф, величайшие мудрецы поколения сказали, что, безусловно, гибель всех людей там была предрешена в Рош а-Шана и Йом Кипур. Но, ради того, чтобы побудить наш народ ктшуве, Всевышний свел всех этих праведников в одно место, и предрешил им погибнуть в одной страшнейшей бойне, которая потрясла весь еврейский мир. Ведь каждый из них мог умереть и в своей кровати или в отдельной катастрофе. Когда Всевышний собирает всех обреченных на смерть в одном месте, это особое потрясение, требующее от нас задуматься о произошедшем.

Задумаемся над «совпадениями», связанными с катастрофой автобуса Иерусалим-Бней Брак. Грузовик встал на обочине дороги, а автобус на скорости свернул на обочину со своего обычного пути. У каждого из водителей была своя причина это сделать. Что же здесь произошло? Всевышний свел два этих события в одно и то же место и время. Если бы они произошли в разных местах или в разное время, катастрофы бы не произошло. То, что эти два события совпали по времени и месту и, – это только от Творца.

В трактате Сукка рассказывается о том, что ангел смерти должен был забрать из этого мира двух приближенных царя Шломо. Он не знал, как это сделать. Когда царь Шломо узнал об этом, то направил их обоих туда, где у ангела смерти нет власти. Но на подходе к этому месту ангел все-таки забрал их. И ангел смерти объяснил Шломо, что ему было позволено забрать этих людей только там, где это и произошло. Царь Шломо ответил на это, что ноги человека сами приводят его туда, где он должен покинуть этот мир. Одна из подруг моей дочери должна была ехать на том самом автобусе, но что-то у нее не сложилось. Нет случая, кроме как от Всевышнего! Безусловно, не наше дело делать расчеты по поводу семей, которых постигло это горе.

За последнее время наш народ пережил целую череду страшных терактов и катастроф. Я помню, как трагически ушел из этого мира рав Пинкус с женой и дочерью в результате автокатастрофы. Это было страшнейшее потрясение для всей религиозной общины. Гибель нескольких человек в разных трагических происшествиях не потрясает никого, кроме близких им людей. Но когда это происходит в одном месте и одновременно, то потрясает всех. Это – величайшее искупление для нашего народа. Почему? Потому что, когда «болит» душа у всего народа – это большое искупление грехов. Реально погибшие и раненые в таких случаях искупают не только свои грехи, но и грехи всех, кто страдает из-за случившегося с ними. Само потрясение и боль, испытываемая евреями от факта гибели многих в групповых терактах и авариях стало очень большим искуплением грехов. Великая милость Творца в этих случаях проявляется в том, что с нашего народа взыскивают грехи не самым тяжким для всего народа способом. Нужно четко понимать, что за грехи нашего поколения наше наказание может быть куда более тяжким.

Во всем этом есть еще один аспект. Когда человек своими страданиями, своим уходом из жизни становится причиной пробуждения и исправления других людей, это дает ему огромную заслугу перед Всевышним и искупает грехи. Я не претендую на знание и понимание путей Творца, но если человеку суждено преждевременно уйти из этого мира, и он уходит таким образом, что это вызывает духовное пробуждение и тшувунашего народа, то это – очень большая заслуга для него.

Для нас очень важно понять, что в мире нет места случайности. Попытки объяснить трагические события стечением случайных обстоятельств – это источник силы Амалека. Есть слова, которые в русском переводе многие не понимают: эйн од мильвадо – нет никого, кроме НегоПо-русски даже поют: «Нет, нет никого, кроме Б-га одного». Самое простое понимание этих слов: нет в мире ничего, что совершалось бы помимо воли Творца. Она властвует над всем. Даже, если человек выбирает зло, вопреки желанию Всевышнего, это происходит потому, что Творец дал ему саму возможность такого выбора. Хотя, безусловно, не было воли Творца на то, чтобы человек согрешил. Мы, с Б-жьей помощью должны сделать вывод из происходящих с нами трагических событий, что в мире нет места случайностям, и усилить свою веру и доверие к Творцу. Мы обязаны усилиться в понимании того, что все, что Он делает – к лучшему, даже если мы этого не осознаем. Это станет действительно великим искуплением для всего нашего народа и великой заслугой погибших. Ведь их смерть приведет к укреплению нашего народа. А кроме того – послужит искоренению влияния Амалека, стремящегося всеми силами доказать, что все происходящее – случайность, а не воля Творца.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=24512