Советники Амана и его жена Зереш предостерегали Амана, что, если Мордехай – из еврейского народа, Аман в итоге упадет перед ним. Почему? Поскольку природа евреев такова, что еще прежде, чем они заканчивают молитву Всевышнему, Он уже спасает их. Как сказано у пророка Йешаяу (65:24): «Они еще говорят, а Я уже внимаю им».
Автор книги «Дегель Маханэ Эфраим» уточняет, что стихи Мегилат Эстер дают намек на это: «”Ты падешь перед ним…” — Они еще говорят…» То есть: ты в итоге падешь перед ним, поскольку, когда народ Израиля еще говорит с Всевышним, Он уже спасает их.
Рассказал мне мой знакомый, рав Нисим Тшува: в Тель-Авиве в свое время жил рав Паллох, замечательный еврей, который всю свою жизнь посвятил приближению светской молодежи к Торе. В районе, где он жил – Рамат а-Хаяль, он открыл в подвале маленький бейт-мидраш. Он собирал там парней, который в жизни не открывали Гемару, в надежде, что сияние Торы вернет их на путь Творца.
Однажды вечером рав Паллох сидел в бейт-мидраше и ждал, но из всей группы, которая должна была прийти, пришел только один парень. Вначале они с юношей решили подождать еще немного, может быть, придут еще люди. Однако через некоторое время они поняли, что нет смысла больше ждать. Никто больше не придет. Парень, который пришел, стал уговаривать рава, поучиться с ним одним. Но рав Паллох не согласился: «Идем, найдем хотя бы еще одного человека, который поучаствует в уроке». Они вышли на улицу, но в такой поздний час там не было никого. Парень снова стал говорить раву Паллоху, что, мол, ничего страшного, можно поучиться вдвоем. «Нет, нет, — не согласился тот, — нужно удостоить Торы хотя бы еще одного еврея!» Немного подумав, он решил постучать в двери окрестных квартир и таким образом собрать людей на урок.
Несмотря на чувство стыда, парень решил присоединиться к нему. Они зашли в ближайший подъезд и постучали в первую квартиру. Дверь открыл нерелигиозный человек, который спросил, что им нужно. Рав Паллох попросту предложил ему пойти поучить с ними Тору.
Услышав его слова, тот человек смертельно побледнел, и было похоже, что вот-вот упадет в обморок. На лбу у него выступил холодный пот. Рав Паллох и его ученик усадили его и дали ему стакан воды. Когда он немного пришел в себя, махнул им рукой, приглашая войти в дом. Он провел их во внутреннюю комнату и показал им приготовленную петлю: «Знайте, что сегодня я дошел до такого отчаяния, что решил покончить с собой. Не мог больше выносить эту жизнь… Я уже приготовил петлю и подошел к ней, но за секунду до последнего шага прошептал: “Владыка мира, если Ты существуешь, дай мне маленький знак, и я обещаю, что вернусь к Тебе!” Я еще не успел договорить, как услышал ваш стук в дверь. И вы позвали меня на урок Торы…»
Не нужно и говорить, что этот еврей, чья жизнь – как физическая, так и духовная, — была спасена, удостоился совершить полную тшуву, и сегодня уроки Торы проходят у него на дому.
Перевод: г-жа Лея Шухман