Когда мы начинаем изучать события Пурима, возникают несколько вопросов. Сказано в трактате Йома (29:2): «Сказал рав Аси: Почему Эстер сравнивается с зарей? [Как сказано о ней в Теилим (22:1): “Руководителю хора: об утренней заре”] Это учит нас: как заря – конец ночи, так и Эстер – конец всех чудес». То есть во времена Эстер происходили последние чудеса в истории народа Израиля.
Здесь и возникает наш первый вопрос: разве с Пурима до сегодняшнего дня больше не было чудес? Да ведь их было несчетное количество!
Вспомним хотя бы сравнительно недавние события, например, войну в Персидском заливе. Кто не помнит это великое чудо – когда ракеты, начиненные четвертью тонны взрывчатки, падали на дома, разрушая их, но практически не приносили вреда людям? Когда ракета попадала в дом – хозяев то не было дома, то они находились в соседней комнате и оставались целыми невредимыми. А в самых последних войнах? Тысячи ракет были выпущены на Израиль – и потери тоже были практически нулевыми. Когда одного из террористов журналисты спросили, что ж они так плохо целятся, он честно ответил: «Мы целимся очень хорошо, это Б-г евреев отводит ракеты в сторону!» Как же можно сказать, что «Эстер – конец всех чудес»?
Второй вопрос: известны слова мудрецов, что, когда народ Израиля пришел на гору Синай, Всевышний поднял над ними гору, как корыто, и сказал им: «Если вы примете Тору – хорошо, если нет – там будет ваша могила». Об этом сказал рав Аха бар Яаков: «Отсюда мы учим важный урок о Торе». Объясняет Раши: «Если их вызовут в Суд с претензией: почему вы не исполнили то, что приняли на себя, у них будет ответ: мы были вынуждены принять.
Сказал Раба: «Несмотря на это, заново приняли ее во времена Ахашвероша». То есть, этот ответ имел силу только до Пурима, поскольку в Пурим евреи приняли Тору по собственному желанию. Почему? Говорит Раши: «Из любви к чуду, которое произошло с ними».
То есть, наконец-то произошло с народом Израиля хоть какое-то чудо. А до этого они не знали, что есть в мире чудеса. Рассечение вод Ям Суф не было чудом, да и десять египетских казней – тоже не особо чудо, и ман в пустыне тоже не произвел впечатления. Только в Пурим было чудо, так, что ли? А до Пурима что?
Третий вопрос. В трактате Хулин (139б) говорится: «Где мы находим в Торе упоминание об Эстер? В стихе: «А Я скроя (астер), сокрою (астир) Лик Свой» (Дварим, 31:18)». Где здесь намек на Эстер – неужели только похожее звучание слов?
Если читать Мегилат Эстер по-настоящему, видя, что вроде бы властители этого мира – лишь марионетки (см. подробнее в книге «Маток а-ор» на Мегилат Эстер, стр. 11-57), которыми управляет рука Творца, то ответы на эти вопросы становятся очевидны. [Однако их выбор зла был самостоятельным, и за это все они и все прочие наши ненавистники будут сурово наказаны.]
Начнем с последнего: намек на Эстер в стихе «А Я, скроя, сокрою Лик Свой». Конечно же, Всевышний, и никто иной, продолжает управлять этим миром, Он – автор и постановщик спектакля под названием «Мегилат Эстер», но Он находится как бы за кулисами, Его самого уже не видно.
Поэтому-то и сказано, что «Эстер – конец всех чудес». Речь об открытых чудесах! Отсюда и далее Всевышний управляет миром скрытым образом, как в кукольном театре. Он берет марионетки и тянет их за нитки, а нам кажется, что они действуют самостоятельно.
Поэтому-то евреи и приняли Тору в Пурим из любви к чуду. Почему? Конечно же, и до этого были великие чудеса, но чудеса эти все были сверхъестественными, вне рамок природы. Сказал народ Израиля: Владыка мира, мы видим, что Ты в состоянии изменить природу. Но Ты ведь велишь нам соблюдать заповеди в рамках природы, а как это вообще возможно?
Пурим показывает, что нет такого абсолютного понятия – законы природы. Сама природа – это тоже Всевышний [т. е. раскрытие Его воли], а то, мы видим своими глазами – лишь кукольный театр, и все на этом. Так что можно соблюдать заповеди и в рамках законов природы. Поэтому евреи и приняли Тору из любви.
А нам нужно помнить, что не только Аман и Ахашверош были куклами! Сказано: «сердце царей в руках Творца». И Саддам Хуссейн, и Ясир Арафат, и прочие, на первый взгляд, могущественные люди, все они – куклы в руках Всевышнего. Они думают, что они совершают деяния, что они сами что-то решают. На самом же деле решает только Он один.
Пурим – это праздник веры, праздник, когда мы приходим к ясному осознанию, что все, происходящее вокруг – это один великий спектакль.
Тем не менее, у нас, евреев, есть одна привилегия, которая является и серьезной ответственностью: мы можем изменить конец спектакля. Он уже написан, но отсюда и далее – мы можем менять.
Сказано: «Всевышний – тень твоей правой руки» (Теилим, 121:5). Всевышний как бы наша тень. Тень делает то, что делает человек. Так и Всевышний говорит нам: будете вести себя хорошо – и Я буду хорошим по отношению к вам. Будете, не дай Б-г, плохими – Я тоже… Все зависит только от вас.
Наши мудрецы делают и еще один вывод из истории Мегилы: «Тот, кто прочел Мегилу лемафреа – не выполнил заповедь». Слово «лемафреа» по-простому означает – с конца до начала, наоборот. Но раби из Коцка объясняет это по-другому: тот, кто прочел лемафреа – тот, кто думает, что это события минувших дней, это было когда-то давно – не выполнил заповедь! Он не понял глубину событий Мегилы. Мы должны знать, что и сегодня все происходит точно так же. Нет случайностей, все идет по четкому плану!
Как-то сказал мне великий рав Нисим Карелиц: «Мы сегодня живем в мире отрицания веры. И не думай, что я говорю о светских. Среди нас тоже нет чистой веры. Например: кто сегодня вообще молится о дождях? Чего вдруг молиться о дожде? Ведь если в прогнозе погоды сказано, что на этой неделе пойдет дождь – пойдет и без молитвы, а если сказано, что не пойдет – так какой смысл молиться?»
Рав Элазар Менахем Шах приводил притчу на эту тему: когда был изобретен поезд, люди не могли понять, как он работает. Как едет телега без лошадей? В одной деревне крестьяне решили послать двоих «разведчиков», чтобы те проверили, где прячутся лошади. Те провели немало времени, наблюдая за движением поезда, и вернулись домой с поучительными выводами: девяносто процентов загадки разрешено!
«Как, неужели?» – спросили их наивные соотечественники.
«Да-да, вот послушайте: мы увидели, что поезд состоит из паровоза и девяти вагонов. Ну, в последнем вагоне лошадей нет, но это не проблема – он же прикреплен к предыдущему. И предпоследнем тоже лошадей нет, но и он прикреплен к другому вагону. И все остальные тоже. Так что 90% вопроса решено: все девять вагонов прикреплены к паровозу. А десять процентов мы не поняли – как сам паровоз едет. Но ведь это только одна десятая!»
Так и у нас, говорил рав Шах: «Нам сообщают прогноз погоды, и говорят так: «Есть теплый поток воздуха над Средиземным морем, который идет со стороны Кипра, и он смешивается с холодным потоком, идущим с Сибири, поэтому ожидаются сильные порывы ветра и дождь…» Ну, так что вы здесь сделали – обнаружили предыдущий вагон! А кто направляет теплый поток воздуха? А холодный? Кто посылает ветер и дождь?»
«Основа всех основ и столп всего знания – знать, что есть Первопричина всего существующего, и Он сотворил все существующее, и всё сотворенное во всех мирах является следствием этой истинной первопричины» (Рамбам, начало законов «Основы Торы»).
Это и есть наш дорогой праздник Пурим! Пурим – это не только события прошлого, по его схеме развиваются события и сегодня.
Пурим учит нас, что «Нет никого, кроме Б-га», лишь Он управляет миром, и если мы не видим Его, а считаем, что все случайно – и Он ведет себя с нами «случайным образом». Если же мы идем по прямому пути – Эстер может быть с зеленоватым лицом, и нравиться всем, кто ее видит, а Мордехай может задирать Амана, и тот в итоге будет кланяться ему, Эстер может предъявлять царю непомерные требования, а он будет вести себя, как хороший мальчик.
Почему? Потому, что Всевышний – Владыка мира! Как любит петь великий праведник, рав Дан Сегаль: «Нет, нет никого, кроме Б-га одного! Нет природы, нет случая, это все Ты – Ты, наш Отец!»