Пурим — Скрытое чудо

Дата: | Автор материала: Рав Элияу Элиэзер Деслер

3660

Говорится в Талмуде (Мегила 16): Аман взял одеяние и коня; пошел и обнаружил, что мудрецы сидят перед ним <Мордехаем> и вопрошают его о законах «кмица» <часть теста из приношения Минха, которую коэн отделяет тремя пальцами и сжигает на жертвеннике>. Раши объясняет, что речь идет о приношении Омер, <которое осуществлялось во второй день праздника Песах>. Когда Мордехай увидел Амана, он испугался, думая, что тот пришел, чтобы его убить. Он встал, облачился в талит и начал молиться. Аман спросил его: «Чем вы тут занимаетесь?» Мордехай ответил ему: “В то время, когда стоял Храм, тот, кто дарил Храму приношение Минха, отдавал горсть чистой муки и искупал свой грех”. Аман сказал: «Ваша горсть муки одолела мои десять тысяч слитков серебра, <которыми я хотел заплатить за вас Ахашверошу>». И приводится в Мидраше Ялкут (гл. 643): «Ни в коем случае не относитесь легкомысленно к заповеди приносить Омер. Рабби Леви сказал: заслуга выполнения этой заповеди спасла их в дни Амана». Необходимо понять, в чем связь между приношением Омер и историей с Аманом. Неужели просто из-за того, что эти события выпали на время принесения Омера, евреи спаслись именно благодаря этой заслуге? Маараль из Праги написал в книге «Ор хадаш», что это очень глубокий вопрос. Тем не менее, давайте постараемся понять, в чем тут дело.

Чему учат чудеса

Рамбам писал (Законы основ Торы, гл. 8): «В истинность пророчества Моше поверили не благодаря совершенным им чудесам, ибо у того, кто верит во что-либо благодаря знамениям, в сердце остается подозрение, ведь может быть, что знак был сделан с помощью колдовства! Получается, что такая вера не вечна, она всегда остается предметом пересмотров и сомнений». Отсюда следует, что от чудес есть толк только для тех, кто и так верует. А тот, кто верить не хочет, всегда найдет правдоподобное объяснение даже самым явным чудесам. И см. комментарий Раши, где идет речь о строительстве Вавилонской башни (Берейшит, 11:1): «Они сказали: каждые 1656 лет небо рушится, как это случилось во время потопа». То есть даже потоп они объяснили законами природы! Только тому, кто саму природу рассматривает как скрытое чудо, показывают явные чудеса, чтобы помочь ему укрепиться в вере. И поэтому в Первом Храме постоянно происходили чудеса, а позже они происходили с определенными людьми, например с такими, как рабби Ханина бен Доса, и ему подобными.

На самом деле другим людям тоже показывают чудеса, но они завуалированы феноменом, который называется «природа». Это – скрытые чудеса. А они, в свою очередь, тоже разделяются на две категории: более явные и более скрытые. Более явные – это чудеса, в которых заметно управление Всевышнего, видно, как Он направляет причины событий и причины их причин таким образом, чтобы все они привели к желаемому результату. Все это происходит так, что если рассмотреть произошедшее, невозможно сказать, что все это произошло нечаянно, как невозможно сказать, что совместимость между деталями функционирующей машины – это игра случая.

Когда человек замечает это, его охватывает радостное изумление: он воочию увидел деяние Всевышнего! И хотя все происходило по законам природы, тем не менее, можно ощутить в этом проявление Творца.

А полностью скрытое чудо – это так называемые «естественные события», к которым мы так привыкли. И из-за этой привычки, из-за того, что мы не видим в них ничего нового для себя, они не пробуждают в нас никаких чувств, и их истинные причины остаются полностью скрытыми от нас. А тот, кто видит руку Творца даже в месте полного сокрытия, удостаивается стать свидетелем и более явных чудес. И таким образом он постоянно углубляется в постижение Всевышнего, используя для этого окружающий его мир. Он постоянно раскрывает для себя скрытый смысл происходящего, и благодаря этому удостаивается все большего и большего раскрытия.

Смысл приношения Омер

Смысл приношения Омер заключается в том, что оно помогает увидеть деяния Всевышнего в самой природе. См. Мидраш Ялкут (гл. 643): «Сказал Реби: обычный ход событий в этом мире таков, что человек покупает на рынке порцию мяса, и после этого ему нужно приложить немалые усилия, чтобы приготовить его в пищу. С другой стороны, пока люди спят в своих постелях, Всевышний посылает облака, взращивает растения и пестует плоды. И все, что люди дают Ему в благодарность за это – это приношение Омер! Сказал рабби Пинхас: человек, который постирал одежду в дождливый сезон, должен приложить немалые усилия, чтобы ее высушить. С другой стороны, пока люди спят в своих постелях, Всевышний посылает небольшой ветер и высушивает землю».

Маараль дал оригинальное объяснение этому мидрашу: «В то время, что не было явных чудес в мире, и все происходило в соответствии с законами природы, их <евреев времен Ахашвероша> спасла заслуга выполнения заповеди приношения Омера, ибо Омер приводит человека к мыслям о Создателе и к осознанию, что природа не существует сама по себе, а находится под полным контролем Всевышнего».

То есть, они распознали, что даже то, что полностью скрыто естественным ходом событий, – это деяния Творца. И это привело к раскрытию, при котором стало очевидно, что естественные события направляются Высшей Силой. В заключение Маараль говорит: «И из-за этого в книге Эстер ни разу не упоминается ни одно из святых Имен Всевышнего, которые запрещается стирать, ибо там говорится только о естественных событиях, а Имена Его, которые делают чудеса, там не раскрываются, книга лишь намекает на них». Иными словами,  в пуримском чуде не было ничего сверхъестественного, оно было скрыто <природой>. (Хотя его и можно увидеть, рассмотрев явное вмешательство Провидения в события Пурима.)

Раскрытие тайного в книге Эстер

Какое явное раскрытие произошло в результате вполне естественных явлений! Давайте рассмотрим ход вещей, как он описывается в книге Эстер.

Первая серия событий: пир Ахашвероша, изгнание Вашти, коронование Эстер. Эстер приходит к царю и приглашает Амана на пир.

Вторая серия событий: заговор Бигтана и Тереша; его раскрытие Мордехаем; Эстер рассказывает обо всем царю от имени Мордехая; царь страдает от бессонницы.

Третья серия событий: царь возвышает Амана, все кланяются ему и падают ниц; Мордехай находится при дворе и не кланяется Аману; Аман приходит к царю, чтобы получить разрешение повесить Мордехая.

Финалы второй и третьей сюжетной линии выпадают на одну и ту же ночь и переплетаются между собой. События второй серии переворачивают смысл событий третьей серии благодаря событиям первой серии, как машина, в которой движение всех составляющих продумано заранее. Мудрецы сказали, что для народа Израиля Всевышний предусматривает выход из тяжелой ситуации еще до того как эту ситуацию создает. Маараль в книге «Ор хадаш» объясняет смысл этого принципа: «…Что касается народа Израиля, то конечная цель – это избавление, и все события ведут только к нему. И это включает само несчастье – оно существует только для того чтобы в конце концов привести к избавлению. Причина этого в том, что роль народа Израиля в этом мире – это раскрытие <славы Всевышнего>, и поэтому цель любого связанного с ним сокрытия – это, в конечном счете, подготовка почвы для раскрытия; это подобно тому, как сумерки зла были созданы только для того, чтобы их развеял свет праведного выбора, совершенного человеком…».

Но и это особое правило управления судьбой еврейского народа – то, что избавление зарождается еще до появления несчастья – тоже скрыто естественным ходом событий.

Сказали мудрецы: «Всевышний намекнул Мордехаю, и тот почувствовал. Мордехай сказал: разве может быть, что такая праведница выйдет замуж за этого необрезанного злодея? Видимо, в будущем с еврейским народом должно что-то произойти, и он будет спасен только с ее помощью». (Ялкут Шмуэль гл. 127) И это тоже включается в интересующее нас развитие событий: «машина» не осталась даже без этой, <казалось бы, незначительной> детали.

Наоборот!

Еще одна закономерность, превалирующая во всей книге Эстер – «все получилось наоборот» (Эстер, 9:1). Аман хотел расправиться со всеми евреями, а получилось наоборот – в назначенный самим Аманом день евреи уничтожили всех своих ненавистников во всех провинциях <персидского> царства. Аман хотел повесить Мордехая, а получилось наоборот – в этот самый день он был вынужден возить Мордехая на царском жеребце. Аман приготовил столб, чтобы повесить Мордехая, а получилось все наоборот – на этом самом столбе повесили самого Амана. И сказали мудрецы (Мегила, 16а): «…Сказать царю, чтобы повесил Мордехая на столбе, который приготовил ему» (Эстер, 6:4) – <слово «ло» ему – может также относиться к самому Аману, то есть> самому себе приготовил. (И в комментарии Раши объясняется: «приготовил сам для себя».) А Маараль объясняет это так: «Здесь подразумевается, что вся сущность Амана такова: все, что он собирался сделать Мордехаю, обернулось против него… и это с самого начала происходило таким образом, что должно было обернуться против него, и в этом нам раскрывается чудесное свойство тех событий… ибо он собирался уничтожить евреев, а их существование зависит только от Самого Всевышнего, следовательно, уничтожить их совершенно невозможно – и поэтому все его планы обернулись против него самого. И это подобно тому, как человек с огромной силой бросает камень на железную стену, чтобы повалить ее, а камень отскакивает прямо на того, кто его бросил».

И еще одна удивительная закономерность: все поражения, которые потерпел Аман – дело его собственных рук. Он избавился от Вашти – и это привело к коронованию Эстер, как сказали мудрецы в трактате Мегила (12б), что Мемухан, <который посоветовал Ахашверошу убить Вашти>, – это и есть Амман. Он сам решил, какие почести должны быть оказаны человеку, которого царь хочет вознаградить, – и сам же был вынужден выполнить свое решение и оказать почет Мордехаю. Он сам установил столб, на котором его самого же и повесили. А мудрецы сказали нам еще больше в Мидраше Ялкут (Эстер, гл. 1059): «Этот злодей позвал слуг и приказал им: найдите мне столб высотой в пятьдесят локтей, так чтобы его было видно во всем городе! Они ответили Аману: где мы найдем тебе такой столб, если не в твоем дворце? Аман, не задумываясь, пошел и сломал свой балкон, взял оттуда нужное бревно и принес его. Он измерил бревно своим телом. Малах [ангел] Гавриэль сказал: этот столб тебе очень подходит; он приготовлен для тебя с шести дней творения!» – удивительно и чудесно! Аман сломал свой балкон, чтобы вытащить из него бревно, которое было с начала творения приготовлено специально для него – чтобы его же на нем повесили! Более того, он примерил его на себя, чтобы представить себе, что было бы, если бы его повесили на этом бревне. Конечно, он хотел представить себе, как на этом столбе повесят Мордехая. А получилось все наоборот – повесили его самого. Аллегория превратилась в факт, ибо повесили его – и получилось, что он все подготовил своими руками. Разве такую закономерность можно объяснить случайными совпадениями?

Жребий

Теперь давайте задумаемся о жребии, <который бросил Аман>. Ведь жребий никогда не выпадает случайно, его результат, безусловно, определяется сверху. «За пазуху бросается жребий, но от Г-спода все решение его» (Мишлей, 16:33). Из-за того, что человек полагается на жребий, совершенно очевидно, что сверху будет определено, что этот жребий ему покажет. Результат жребия ни в коем случае не случаен. Аман знал эту тайну, и поэтому положился на жребий. Более того, Аман также знал, что жребий показывает истинный ответ только тому, кто действительно искренне заинтересован его получить, безо всяких предпочтений касательно результатов. А тот, кто надеется на определенный ответ, обязательно его получит, ибо «куда человек хочет пойти, туда его и ведут» (Макот 10б). Вот что говорит по этому поводу Маараль («Ор хадаш»): Написано (Эстер 3:7): «бросил пур-жребий> перед Аманом» – Аман не бросал жребий сам… ибо, будучи заинтересованным лицом, он знал, что жребий покажет ему то, что он хочет увидеть… поэтому жребий был брошен другим человеком, не имеющим отношения к делу, чтобы получить достоверный результат. Но у него ничего не вышло, так как человек, которого он назначил, тоже ненавидел евреев, и жребий показал ему не истинный, а желаемый результат.

Это относится к категории «со строптивым поступаешь упрямо» (Шмуэль II, 22:27) – тому, чьи желания противоречат истине, показывают ложь, к которой он стремится. Но даже когда пользуются жребием лживо, в нем остается доля правды, и это видно из того, что жребий показал Аману: он не продемонстрировал ему будущую судьбу евреев; вместо этого он увидел свою собственную судьбу – в этом и заключалась та доля истины. И так сказали Мидраши: «Жребий относился к нему самому»; «Твой жребий – повешение» (Мидраш Рабба гл. 7, 11); «Ты – жребий сынов Моих» (Ялкут Шимони, Эстер, гл. 1054) – то есть жребий, который ты бросаешь, чтобы решить судьбу сынов Моих, на самом деле относится к тебе. Получается, что Аману сверху дали предельно точный ответ, только по принципу «наоборот». Все детали тщательно рассчитаны, и каждая из них занимает свое место и безукоризненно выполняет свою роль. Разве можно себе представить более явное раскрытие Провидения?

Амана повесили шестнадцатого Нисана – день, когда приносится Омер. Это учит нас, что есть скрытые чудеса, и показывает нам, что полностью скрытое и то, что раскрывается из сокрытия, на самом деле равноценны. Ибо и то и другое – самое настоящее чудо. Поэтому не обошлось без столь тонкого соответствия между событиями.

Йешива Поневеж, Бней Брак, среда гл. Тецаве, 5713 (25 февраля 1953)

Перевод – рав Б. Набутовский.


http://www.beerot.ru/?p=24747