Шушан Пурим

Дата: | Автор материала: Рав Шмуэль Бурнштейн из Сохачева

580
шушан пурим
Как известно, в еврейском календаре есть два праздника Пурим. Один называется просто «Пурим», а другой — «Шушан Пурим». Пурим празднуют четырнадцатого числа месяца Адар, а Шушан Пурим — пятнадцатого, если только пятнадцатое не выпадает на субботу. Причина, по которой Пурим празднуют в разные дни, приведена в самой книге Эстер (9:17-19): «(это было) на тринадцатый день месяца Адара, а на четырнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья. А иудеи, которые в Шушане, собирались в тринадцатый день этого (месяца) и в четырнадцатый день его; а в пятнадцатый день его был покой, и сделали его днем пиршества и веселья. Поэтому иудеи-горожане, живущие в открытых городах, делают четырнадцатый день месяца Адара (днем) веселья и пиршества, и днем праздника и посылания подарков друг другу».
В талмудическом трактате Мегила мудрецы приводят, что пятнадцатого числа Пурим празднуют не только в самом городе Шушан, но также и в любом другом городе, который был окружён стеной во времена Йеошуа бен Нуна. Жители же всех остальных городов и других населенных пунктов празднуют Пурим четырнадцатого числа.
В данном тексте автор объясняет некоторые скрытые аспекты этих двух дней:

Написано о праотце Яакове: «И боролся с ним человек» (Берешит, 32:25). Сказали об этом мудрецы в книге «Зоар» (том 1, 170а): «Это Сатан, это духовный повелитель Эсава». А в Талмуде об этом сказано так (Хулин, 91а): «Один из мудрецов сказал: показалось ему [Яакову], что это идолопоклонник. А другой сказал: ему показалось, что это был мудрец Торы».

Мой праведный отец, господин, учитель и наставник [рав Авраам Бурнштейн из Сохачева, автор книг «Иглей Таль» и «Авней Незер»], благословенной памяти, объяснял, что существует два вида дурного начала. Один из них подстрекает человека нарушить запрет, даже несмотря на то, что ему известно, что это запрет. И на это намекает то, что сказано «ему показалось, что это идолопоклонник». А другой вид дурного начала находит причины и оправдания, по которым данное запрещённое действие на самом деле разрешено, и даже является заповедью. И об этом сказано: «ему показалось, что это мудрец Торы». Так объяснял мой отец.

Пользуясь этим принципом, также можно объяснить то, что сказано в Талмуде:

«Рав сказал: дурное начало напоминает муху, и оно сидит между двумя отверстиями сердца; а Шмуэль сказал: оно напоминает пшеничное зерно» (Брахот, 61а). Рав говорит о дурном начале, которое подстрекает человека нарушить известный ему запрет, и это должно быть ему отвратительно, — на что намекает муха.

А Шмуэль говорит о дурном начале, которое объясняет ему, каким образом данная запрещённая вещь в действительности разрешена и даже является заповедью. И на это намекает пшеница, которая связана с развитием интеллекта, как сказано «Дитя не может сказать “папа, мама”, пока не познает вкус злаков» (Брахот, 40а). Таким образом, пшеница оделяет человека пониманием; а дурное начало тоже даёт ему понимание, но это понимание превратно.

[Следующий отрывок основывается на законе, по которому кошерное обрезание состоит из двух основных стадий: часть кожи отрезают (мила), а часть — загибают (приа).]

Можно также добавить, что эти виды дурного начала соответствуют двум слоям крайней плоти, которые закрывают святой брит. Кожа, которую отрезают, — это дурное начало, подстрекающее на нарушение явного запрета и сравниваемое с отвратительной мухой. И про крайнюю плоть также сказали мудрецы, что она отвратительна (Недарим, 31б)…

А кожа, которую загибают, — это дурное начало, ослепляющее человека и говорящее ему, что нечистое — это чистое. Загибание (приа) убирает кожу, которая закрывает корону, и та остаётся открытой. И это намекает на то, что разум становится открытым, а восприятие — неискажённым.

Сила Амалека [народа, к которому принадлежал Аман] — это Сатан, духовный повелитель народа Эсава.

Этой силе удалось взять верх над народом Израиля из-за двух видов грехов, совершенных народом. Один грех — это то, что они поклонились идолу во времена Навухаднецара. Второй — они наслаждались пиром Ахашвероша. Что касается поклонения идолу, им было известно, что это несомненно является нарушением. И этот грех подчинил их силе Амалека, которая подбивает человека нарушить явный запрет.

А что касается наслаждения от пира Ахашвероша, они не ощущали, что совершают нечто запрещённое. Ведь написано в мидраше («Эстер Раба», гл. 2): «Слова [Мегилат Эстер] “без принуждения” говорят о том, что их не заставляли пить вино, которое возлили идолам». И написано в «Пиркей де-раби Элиэзер» (гл. 49): «Всякому, кто ел в чистоте, давали чистую еду». И тем более им подавали кошерную еду. Из-за этого можно было прийти к ошибочному выводу, что в этом пире не было запрета.

В действительности же участвовать в этом пире было запрещено, так как весь пир был задуман только для того, чтобы вовлечь людей в разврат.

И думал Ахашверош, что после участия в пире, еврейский народ уже невозможно будет спасти, ведь создавалось впечатление, что они дали согласие на то, что там происходило. Поэтому участие в пире являлось осквернением Имени Всевышнего, но дурное начало ослепило их с помощью всевозможных доводов, таких как «вам необходимо поддерживать мирные отношения с царём». И из-за этого они не ощутили, что в их действиях кроется нарушение.

Это привело к тому, что они навлекли на себя также и вторую силу Амалека, которая объясняет, каким образом нечистое якобы является чистым.

Но когда евреи раскаялись и вернулись к Всевышнему из любви, их преднамеренные нарушения уподобились заслугам. И тогда это отрицание поклонения идолу позволило им перебороть первую силу Амалека [влекущую человека к явным нарушениям]. А то, что они раскаялись и исправили грех пира Ахашвероша, помогло им перебороть также и вторую силу. [Однако это не означает, что человек может грешить для того, чтобы раскаяться и вернуться к Всевышнему из любви. Ведь о том, кто грешит с тем, чтобы потом вернуться к Творцу, сказано, что Всевышний не даёт ему раскаяться.]

Написано: «Город взломанный, без стены — человек, не владеющий духом своим» (Мишлей, 25:28).

Из этого следует, что понятие «окружённый стеной» намекает на человека, который владеет своим духом. И это противостоит первой силе зла. [Человек, который владеет собой, не станет нарушать явные запреты.] Но что касается второй силы Амалека, которая убеждает, что нечистое в действительности является чистым, тут стена не поможет. Необходимо подчеркнуть, что грех, при котором евреи наслаждались пиром Ахашвероша, произошёл только в столичном городе Шушан.

Об этом сказали мудрецы Талмуда (Мегила, 12а): «Если так, если пир Ахашвероша явился причиной, по которой было издано постановление об уничтожении всех евреев, то по справедливости только те евреи, что в Шушане, должны были быть уничтожены: ведь именно они пошли на пир Ахашвероша и насладились им. Те же евреи, что во всем остальном мире, не должны были быть уничтожены».

С другой стороны, грех поклонения идолу был совершен во всём мире.

И поэтому когда, в силу любви ко Всевышнему, грехи превратились в заслуги, весь мир, состоящий из людей, живущих в открытых городах и «не владеющих духом своим», смог овладеть своим духом. Но что касается возможной ошибки разума, они не достигли уровня, на котором её всегда можно избежать. Из-за этого они убивали своих ненавистников, потомков Амалека, в течение только одного дня. А в городе Шушан, где люди совершили два греха, но потом смогли перебороть обе силы Амалека, убивали два дня.

Из-за этого день празднования в городах, окружённых стеной, пребывает на более высоком уровне, ведь это день полнолуния. [Так как начало еврейского месяца соответствует новолунию, его середина, пятнадцатое число, выпадает на полнолуние.] Известно, что неполная луна намекает на то, что у сил зла ещё есть возможность уцепиться за святость. С другой стороны, полнолуние говорит о том, что силы зла полностью отвергнуты. И это объяснено в книге «Зоар».

В городе Шушан покорили оба вида сил Амалека и полностью освободились от власти сил зла. Поэтому их праздник в день полнолуния.

Из того, что было сказано, также становится ясно, почему статус жителей других окруженных стеной городов тождественен статусу жителей Шушана. Ведь города, окруженные стеной, «владеют духом» [это намекает на людей, владеющих своим духом], и поэтому первая сила [побуждающая совершать явные нарушения] не властна над ними. А духовный уровень, на который они поднялись в Пурим, был достигнут именно благодаря победе над второй силой [предъявляющей ложные аргументы для того, чтобы разрешить запрещённое].

А жители открытых городов, хоть они и преодолели лишь первый вид силы Амалека, обладают возможностью справиться также и со второй силой благодаря жителям городов, окружённых стеной. [То есть люди, пребывающие на более низком духовном уровне, справляются с дурным началом благодаря людям более высокого уровня.]

И хотя сказано в трактате Мегила (5б), что в оба дня, и четырнадцатого числа, и пятнадцатого, действуют запреты поститься и оплакивать умерших, тем не менее города, окруженные стеной, обладают силой преодоления сами по себе, а открытые города получают её посредством городов, окруженных стеной…

Необходимо также дать дополнительное объяснение словам Иерусалимского Талмуда, чтобы оказать почет Земле Израиля.

Выше мы уже написали, что упомянутые два аспекта соответствуют двум стадиям обрезания: мила (отрезание) и приа (загибание). И даже по мнению, согласно которому праотец Авраам не получил заповедь делать приа, а о заповеди этой мы узнаём из того, что написано про Йеошуа «Опять обрежь сынов Израиля, во второй раз» (Йеошуа, 5:2); и говорит об этом мидраш [«Берешит Раба», гл. 46, на стих «Вот слово, по которому Йеошуа обрезал весь народ» (Йеошуа, 5:4)]: «Слово сказал им Йеошуа, и обрезал их: неужели вы думаете, что войдёте в Землю Израиля необрезанными?!» Из того, что им не хватало только приа, можно сделать вывод, что святость Земли Израиля соответствует именно этой заповеди. И это связано со второй силой зла, как мы объяснили выше. Поэтому Земля Израиля должна рассматриваться, как будто она обнесена стеной.

И благодаря этому города Земли Израиля, которые были обнесены стеной во времена Йеошуа бин Нуна, обладают статусом города Шушан — несмотря на то, что во времена пуримских событий Земля Израиля лежала в руинах, и эти города были разрушены.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=50180