Четыре вида растений — Различные объяснения

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

3341

Наиболее известное объяснение наших мудрецов заключается в том, что четыре вида растений намекают на четыре типа евреев.

Этрог, у которого есть вкус и запах, символизирует мудреца Торы, в котором тоже есть вкус (Тора) и запах (заповеди).

Лулав (пальмовая ветвь), у которого есть вкус (финики), но нет запаха, символизирует того, у кого также есть вкус (Тора), но нет заповедей (нет добрых дел).

Адас (мирт), у которого есть запах, но нет вкуса, символизирует того, у кого есть запах (заповеди), но нет вкуса (изучения Торы).

Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, символизирует тех, у кого нет ни Торы, ни заповедей.

Однако посредством того, что все они объединяются, даже самые незначительные поднимаются наверх. В наших святых книгах написано, что именно «этрог» оказывает влияние на «иву». Когда мы берем пальмовую ветвь в правую руку, ива привязана к нему слева. Этрог находится в левой руке и соприкасается с ивой! Это намекает на то, что тот, кто обладает как Торой, так и добрыми делами, может заниматься приближением других!

Известный мидраш говорит, что в Рош а-Шана еврейский народ и народы мира судятся друг с другом, и неизвестно, кто выиграл суд. А когда в Сукот мы берем лулав – это означает, что мы победили.

Один замечательный ученик из Петербурга спросил меня: «Разве может быть сомнение в том, кто победил? Ведь еврейский народ, обладающий святостью Торы и заповедей, несомненно, лучше!» Я ответил ему: «Если бы все евреи были похожи на тебя, сомнения бы не было. Но проблема в том, что есть евреи, отличие которых от представителей других народов невозможно увидеть глазами человека. Именно в отношении них есть сомнение в Рош а-Шана!»

Чем же помогает лулав? Тем, что в Сукот мы провозглашаем, что являемся единым целым, и тем самым можем поднять худших из нас. Среди других народов, напротив, каждый сам за себя – у них нет силы общины!

А вот что написано в «Мидраш Раба» на недельную главу Эмор: «…“Дерева густолиственного” (Ваикра, 23:40) – это еврейский народ. Так же, как у мирта есть запах, но нет вкуса, так и среди евреев есть такие, у которых есть добрые дела, но нет Торы. “И верб речных” (там же) – это еврейский народ. Так же, как у вербы нет вкуса и нет запаха, так и среди евреев есть люди, у которых нет ни Торы, ни добрых дел. Что же Святой, благословен Он, делает с ними? Уничтожить их не возможно. Поэтому сказал Святой, благословен Он: “Пусть все они будут объединены в одно целое, и одни будут искупать других. И если вы так поступите, то в тот же час Я вознесусь”. Об этом написано: “Выстроил Он в небесах верхнюю (обитель) Свою” (Амос 9:6). Когда же Он поднимается? Когда они становятся одним целым, как сказано (там же): “…а свод Свой основал на земле”. Поэтому Моше предупреждает Израиль: “И возьмите себе в первый день…”»

А в трактате Менахот Вавилонского Талмуда (27а) написано так: «Два из них (четырех видов) дают плоды, а два из них – не дают плоды. Те, которые дают плоды, будут объединены с теми, которые не дают плоды, а те, которые не дают плоды, будут объединены с теми, которые дают плоды, и человек не сможет выполнить обязанность, пока все они не будут объединены в одно целое. И точно так же евреи: когда они постятся, (они не получат ответ на свои молитвы) пока все они не станут единым целым».

Я заметил, что некоторые люди, стремящиеся выполнять заповеди наилучшим образом, тратят 200 долларов на самый лучший этрог. (Если они благословлены материальным изобилием – это прекрасно. Но если они и так с трудом сводят концы с концами – ясно, что им нельзя тратить столько денег на покупку четырех видов растений превосходного качества! Пусть лучше такой человек купит просто пригодные для исполнения заповеди четыре вида, а на остальные деньги купит большое количество еды в честь праздника, а также новую одежду либо украшение для своей жены. Так он, с одной стороны, выполнит заповедь о четырех видах растений, а с другой – исполнит заповедь «и будешь радоваться в твой праздник» тем образом, который указали нам наши мудрецы.) 50 долларов они тратят на очень хороший лулав, а еще 50 долларов – на очень хорошие ветви мирта. Однако ветви ивы они покупают самые дешевые, и зачастую их ветви ивы непригодны для выполнения заповеди. Например, они могут купить ветви ивы у детей. Такие ветви непригодны для исполнения заповеди в первый день, поскольку ребенок не может ничего продать. Также существует вероятность, что неправедные дети либо юноши воруют эти ветви, что тоже делает их непригодными для исполнения заповеди.

По-видимому, они забыли мишну из трактата Менахот, которая учит, что заповедь о четырех видах растений выполняется только в том случае, если все четыре вида пригодны для исполнения заповеди. Если же хотя бы одно из растений непригодно, то наличие всех остальных видов не имеет смысла.

Что же толкнуло их к такому пренебрежению? Возможно, слова наших мудрецов о том, что ветви ивы символизируют наиболее пустых представителей нашего народа. Но если бы они только знали, что, по другим толкованиям наших мудрецов, ивовая ветвь символизирует Святого, благословен Он! Или нашу праматерь Рахель! Или праведника Йосефа! Если бы они знали об этих толкованиях, то не пренебрегали бы ивовой ветвью. Руководствуясь данным соображением, я решил изложить перед вами эти менее известные объяснения наших мудрецов.

Написано в «Мидраш Раба» (Эмор, 30): «Другое объяснение: “плод дерева красивого” (Ваикра, 23:40) – это Святой, благословен Он, о котором написано (Теилим, 104:1): “…красотой и великолепием облекся”; “ветви пальмовые” (Ваикра, 23:40) – это Святой, благословен Он, о котором написано (Теилим, 92:13): “Праведник, как пальма, расцветет…”; “и ветвь дерева мирта” (Ваикра, 23:40) – это Святой, благословен Он, о котором написано (Захарья, 1:8): “…и стоит он между миртами”; “и верб речных” (Ваикра, 23:40) – это Святой, благословен Он, о котором написано (Теилим, 68:5): “…превозносите Восседающего на небесах Его именем – Г-сподь…” (небеса в этом месте называются на святом языке аравот).

Другое объяснение: “плод дерева красивого (адар)” – это Авраам, которого Святой, благословен Он, украсил (адро) хорошей старостью, как сказано (Берешит, 24): “А Авраам стал стар и в летах преклонных”, и написано (Ваикра, 19:32): “…и уважай (ве-адарта) лицо старца”; “ветви (капот) пальмовые” – это Ицхак, который был связан (капут) и разложен на жертвеннике; “и отростки дерева мирта” – это Яаков: так же, как ветвь мирта богата листьями, так и Яаков был богат сыновьями; “и верб речных” – это Йосеф: так же, как ивовая ветвь увядает быстрее этих трех видов, так и Йосеф умер прежде своих братьев.

Другое объяснение: “плод дерева красивого” – это Сара, которую Святой, благословен Он, украсил хорошей старостью, как сказано (Берешит, 18:11): “Авраам же и Сара были стары…”; “ветви пальмовые” – это Ривка: так же, как у пальмы есть как съедобная часть, так и колючки, так и Ривка выносила праведника и злодея; “и отростки дерева густолиственного” – это Лея: так же, как ветвь мирта богата листьями, так и Лея была богата сыновьями; “и верб речных” – это Рахель: так же, как ивовая ветвь увядает быстрее этих трех видов, так и Рахель умерла прежде своей сестры.

Другое объяснение: “плод дерева красивого” – это Великий Санедрин еврейского народа, членов которого Святой, благословен Он, украсил доброй старостью, как сказано (Ваикра, 19): «Перед сединой вставай…»; “ветви пальмовые” – это мудрецы Торы, заставляющие себя учить Тору друг у друга; “и отростки дерева мирта” – это три ряда учеников, сидящих перед ними; “и верб речных” – это два писца судей, которые стоят перед ними и записывают слова тех, кто оправдывает, и слова тех, кто обвиняет.

Раби Мани начал свое выступление так: “Все кости мои скажут: Г-споди, кто подобен Тебе” (Теилим 35:10). Данный стих сказан в честь лулава. Стебель лулава похож на позвоночник человека. Адас похож на глаз. Ивовая ветвь похожа на рот. Этрог похож на сердце. Сказал Давид: “Среди всех органов нет более великих, чем эти, которые так же значимы, как и все тело, а значит, все кости мои скажут”».

В святых книгах написано, что после того, как мы очистились в Йом Кипур, мы вновь привлекаем наиболее важные органы к служению Б-гу! Позвоночник, являющийся основой строения тела – к служению посредством выполнения заповедей и усердного изучения Торы. Глаз – к изучению Торы, к проверке на наличие квасного (перед Песахом) и к поиску очень хорошего этрога… а также к тому, чтобы хорошо смотреть на наших товарищей. Рот – к изучению Торы, к молитве, а также к тому, чтобы говорить людям то, что обрадует их. А сердце – к любви к Б-гу, к трепету перед Ним и к любви к евреям.

Да раскинет Всевышний над нами шатер (сукку) Его мира!

Дополнение рава Игаля Полищука. Однако самое важное соображение, чтобы не пренебрегать ивой – целостность служения, которая предшествует всем этим замечательным намекам. И если говорить о намеках, то насколько же важно связать евреев, не обладающих ни Торой (вкусом), ни добрыми делами (запахом) в одной связке со всеми. Ведь таким образом появится надежда, что и они захотят учиться и совершать добрые дела. Это совершенно не противоречит тому, что арава (ива) намекает на не самую лучшую часть народа Израиля. Через их приближение к Торе происходит реализация Воли Творца обратить зло к добру. Кроме того, без аравы заповедь просто не может быть исполнена, и это также намекает на то, что без единения всего нашего народа в служении Творцу, мы неполноценны и не годимся для полноценного получения Торы. Ведь Тора была дана нашему народу в состоянии величайшего единства, как сказано «и стал станом Израиль». Раши объясняет, что тут употребляется не множественное, а единственное число, потому что все были как один человек с одним сердцем.

Подготовил рав Э. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=19026