Повелевающая заповедь из Торы считать сорок девять дней со дня приношения Омера (мера объема муки, около 2 л.), который приходится на 16 нисана, как сказано (Ваикра, 23:15-16): «И сосчитайте себе от следующего дня после шаббата (покоя в первый день Песаха), со дня принесения вами Омера проведения, семь недель, цельными будут они. До следующего дня после седьмой недели считайте пятьдесят дней, и принесете новое хлебное приношение Б-гу».
Видна связь между двумя заповедями – счетом Омера и приношением Омера.
Когда существовал Храм и приносился Омер, тогда счет Омера являлся заповедью Торы. Но, когда Храма нет, что происходит со счетом Омера? В этом вопросе разделились мнения наших учителей. Рамбам («Тмидин у-Мусафин» 7:24) написал, что эта заповедь актуальна в любом месте и в любое время. Слышно из его слов, что даже в то время, когда нет Храма, есть обязанность по Торе считать Омер. Такого же мнения придерживаются Раавья и «Шиболей а-Лекет» от имени р. Ишая. Однако, мнение большинства учителей, что счет Омера в наше время является заповедью мудрецов.
В основе заповеди счета Омера мы находим еще один спор между нашими учителями: является ли счет Омера в течение 49 дней одной заповедью (таково мнение «Бааль Алахот Гдолот») или же это 49 отдельных заповедей (так считают Тосафот, Менахот, 66а) и Рош (Псахим, 10:41).
Период счета Омера соединяет между собой два больших праздника – Песах и Шавуот.
В Песах наш народ приобрел физическую свободу, покинув место порабощения — Египет, где пребывали 210 лет. В Шавуот наш народ удостоился приобрести духовную свободу, получив Святую Тору на горе Синай.
Что такое духовная свобода? Говорят наши мудрецы (Пиркей Авот, 6:2): «И сказано: “А скрижали — создание Б-га Всесильного, и письмо на них — письмо Б-га Всесильного, вырезанное (харут) в скрижалях”. Читай не харут, а херут (“свобода”). Ибо только тот свободен, кто занят изучением Торы». Только тот, который предан изучению и соблюдению Торы, свободен от своих вожделений и нехороших побуждений. Он управляет своими желаниями, а не они им – этого мы удостоились на горе Синай.
Так пишет Рамбан в комментарии к Торе (Ваикра, 23:36), что целью счета Омера является соединение между Песахом и Шавуотом, создание подобия продолжающегося праздника на протяжение 49 дней. Песах – это первый праздничный день, Шавуот – последний, а дни счета Омера подобны дням холь а-моэд (полупраздничные дни), подобно дням между началом Суккота и Шмини Ацерет. Поэтому мудрецы в Талмуде называют праздник Шавуот словом «Ацерет», чтобы указать на схожесть со Шмини Ацерет.
Тора указывает в своем тексте даты всех праздников. И только у Шавуота нет даты! Почему? Пишет Хизкуни (Ваикра, 23:21), что, если бы у праздника Шавуот была дата, мы бы опирались на нее, чтобы провести праздник вовремя, но не уделяли бы должного внимания счету Омера. Из этих слов нам понятно, что проведение праздника Шавуот напрямую зависит от счета Омера.
Что скрыто в этом счете?
Для этого ответим на другой важный вопрос: почему Б-г не дал Тору еврейскому народу сразу при выходе из Египта? Для чего ждать 49 дней? Написано в святых книгах, что еврейский народ, находясь в Египте, самом грязном и развратном месте мира, опустился в духовном плане на 49 ступень скверны (из 50 возможных!). На таком уровне невозможно принять Тору. Нужно исправить себя и сделать пригодным для ее получения. И так наши предки каждый день поднимались еще на одну ступень, и еще на одну, и на 49 день уже поднялись настолько, что стали достойными дарования Торы. Счет дней Омера указывает нам на ежедневную подготовку к дарованию Торы. Без этого не может быть праздника Шавуот.
Интересный намек мы находим в приношениях, которые осуществлялись в эти дни. Приношение Омер производилось из ячменя, который является кормом для скота. В Шавуот мы приносим два хлеба из нового урожая пшеницы – человеческой пищи. Еврейский народ, выйдя из Египта, был схож с уровнем животных. Но, подготовившись и приняв Тору в Шавуот, достигли уровня человека. Еврей без Торы не похож на настоящего человека.
«Сефер а-Хинух» (заповедь 306) объясняет, что счет Омера указывает на сильное желание еврейского народа прийти к получению Торы. Весь наш мир создан ради Торы, как сказано (Йирмияу, 33:25): «Если бы не мой завет (Тора) днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я».
Но, ведь, если мы ждем какого-то важного события, которое произойдет через, допустим, 20 дней, мы же будем считать эти дни в обратном порядке: осталось 20 дней, 19 дней и т.д. Почему же Омер мы считаем наоборот: сегодня один день, два дня и т. д.? Повторим ту же идею: в дни Омера мы строим себя, свой духовный мир. Тот, кто строит многоэтажный дом, не говорит, что ему осталось еще десять этажей, а потом девять. Он говорит: «Я построил уже один этаж, два этажа и т. д.»
Давайте приведем основные законы и обычаи счета Омера:
Законы счета Омера приведены в «Шулхан Арухе» («Орах Хаим», гл. 489).
Как уже было сказано, мы считаем Омер каждый день на протяжении 49 дней, начиная со второго дня Песаха (16 нисана). В этом нет разницы между жителями Израиля и диаспоры. В диаспоре в этот день празднуют второй йом тов и проводят повторный седер.
Принято считать Омер по завершению молитвы Маарив, перед чтением «Алейну лешабэах». Как известно, еврейский календарный день начинается с темноты и появления звезд. Поэтому счет Омера тоже проводят с начала ночи. И, хотя по букве закона можно считать Омер в течение всей ночи, изначально неправильно откладывать это на потом, а следует посчитать как можно быстрее в начале положенного времени.
Сначала произносится благословение: «Барух Ата… аль сфират а-омер», а затем без промедления говорится счет данного дня Омера (как приводится в сидуре). Очень важно знать, что счет Омера – это счет, а не молитва, и поэтому человек должен понимать то, что он отсчитал такой-то день Омера. Безусловно, и молитву следует понимать, но по закону во многих частях молитвы, сказав ее на иврите даже без понимания, молитва засчитывается. Но, если человек посчитал Омер на иврите и не понял какой это день, то заповедь не засчитывается. Поэтому, тот, кто не владеет знанием иврита, должен считать Омер по-русски (или на иврите, если до этого поймет смысл сказанного). Счет Омера вместе с благословением говорится стоя. Если ошибся и прочитал сидя, заповедь засчитывается. Больные и слабые люди могут изначально говорить сидя.
Мы считаем как дни, так и недели. И, начиная с седьмого дня, прибавляем к счету дней также и недели. Если забыл упомянуть недели, следует посчитать еще раз без благословения. Но, если посчитал только недели, не упомянув дни, нужно вернуться и заново посчитать с благословением. Чтобы не приходить к подобным ошибкам, следует перед началом благословения вспомнить (и, если нужно, проверить) какой день и неделю я собираюсь сейчас посчитать.
Неправильно считать Омер раньше времени выхода звезд. Тому, кто посчитал в сумерки (время между заходом солнца и выходом звезд), следует посчитать еще раз после выхода звезд, но без повторного произнесения благословения. Но, если посчитал Омер до захода солнца, то заповедь не засчитывается и нужно все сделать заново после наступления темноты.
Что делать тому, кто забыл посчитать Омер на протяжение всей ночи? Пусть посчитает в дневное время, но без произнесения благословения. А в последующие ночи продолжает считать с благословением. Но тот, кто пропустил полностью хотя бы один день Омера, не посчитав ни ночью и ни днем, со следующего дня и далее продолжает считать без произнесения благословения. В такой ситуации правильно было бы послушать благословение от кантора или другого человека.
Если человек сомневается, посчитал ли он Омер в прошлый день, может продолжать счет в остальные дни с благословением.
После счета Омера принято прочитать небольшой текст, в котором мы просим Творца восстановить Храмовую службу в скором времени, в наши дни. Будем надеяться, что сможем увидеть это своими глазами в скором времени, с приходом Машиаха. Амен!