Духовная работа в дни счета Омера

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1877

Отсчет Омера – заповедь, связывающая Песах и Шавуот. Для понимания того, зачем мы считаем Омер, нужно понять общий смысл наших праздников. В русском языке есть слово «годовщина». Так вот, нужно понять, что Песах – не просто годовщина выхода нашего народа из Египта.

В Мегилат Эстер сказано о днях Пурима: «эти дни вспоминаются и исполняются». Простое понимание этих слов таково: «вспоминаются» – читается Мегилат Эстер, «исполняются» – мы делаем веселую пуримскую трапезу. Есть и более глубокое понимание этих слов, полученное нами от светочей каббалы: сама причина праздника повторяется для нас каждый год. Что это означает? Дело в том, что наши праздники (и даже Ханука и Пурим) – это дни, когда с нашим народом происходили чудеса.

На материальном уровне восприятия мира есть четкие законы природы, и нет места для чудес. Тем не менее, мы знаем, что в Храме были чудеса. По этой же причине чудеса Пурима более значимы, чем чудеса Хануки. В Хануку чудеса происходили в Храме, в Земле Израиля. Чудеса Пурима – за пределами Земли Израиля. То есть в тех местах и в то время, когда раскрывается присутствие Творца, законы материального мира отодвигаются. Именно поэтому в Храме и в Земле Израиля были чудеса.

То есть, когда мы говорим о том, что в праздники происходили чудеса, мы должны понимать это так. В те дни происходило величайшее раскрытие света Творца в нашем материальном мире. Именно это является основной духовной причиной наших праздников. И нужно понимать, что «годовщина» – лишь воспоминание о прошедшем событии, тогда как наши праздники – ежегодное раскрытие света Творца, по сути – ежегодное возвращение того Б-жественного света, который был источником чудес.

Часто приходится видеть такую картину. Пасхальный Седер проходит с ощущением большого духовного подъема и воодушевления, а дальше… Дальше происходит духовный спад. Удивительно, но в наших святых книгах написано, что на самом деле так и должно быть. Почему так происходит? Дело в том, что дни после Седера, условно говоря, находятся на более низком духовном уровне. В первый день Песаха Всевышний поднимает нас на гораздо более высокий духовный уровень, чем мы находимся. Поэтому в этот день мы буквально ощущаем особую святость. А затем нас возвращают в исходное духовное состояние ради того, чтобы мы сами начали работать над собой.

Дни отсчета Омера – те самые дни работы над собой, когда мы, вернувшись к своему обычному духовному состоянию, должны сами улучшить себя. В дни после выхода из Египта, которые соответствуют дням счета Омера (нужно помнить, что сама заповедь об этом была дана позже), наш народ пережил величайшие события. Подчеркнем лишь одно из них – величие пророчества Моше. Он удостоился говорить с Творцом буквально лицом к лицу. И таково было величие нашего народа в день дарования Торы – удостоиться пророчества на уровне Моше.

То есть за дни счета Омера наш народ удостоился подняться от сорок девятого уровня нечистоты до сорок девятых врат святости! Все это было величайшим даром Творца. Мидраш говорит, что наш народ отсчитывал дни от выхода из Египта до получения Торы каждый для себя – даже без получения заповеди о счете. Наш народ знал, что идет получать Тору, и готовился к этому. Эта подготовка по сути была очищением от египетской нечистоты перед получением Торы. А получение Торы, в свою очередь, является наивысшим выражением свободы. Песах, как известно, называется зман херутейну, время нашей свободы. И нужно понимать, что именно жизнь по Торе, свободная от нечистоты и влечений дурного начала (которые наш народ получил в Египте и даже, к сожалению, вынес их частично с собой), является истинной свободой. Именно свобода от порабощения дурному началу является для нас основным содержанием Песаха.

Книга «Зоар» говорит, что семь недель счета Омера соответствуют семи дням очищения мужчины (зав) или женщины (зава). И каждый день по сути – еще один уровень очищения. Казалось бы, чем мы заняты? Мы просто считаем дни Омера. Так что же нас очищает, что поднимает нас на духовный уровень Шавуота? Прежде всего, само по себе исполнение заповеди очищает нас.

Здесь имеет смысл пояснить. Есть обычай в Земле Израиля: в детских садах перед Рош а-Шана для девочек трубят в шофар. Естественно, что для детей сама эта церемония, при всей ее условности, производит большое впечатление. В сам Рош а-Шана девочка приходит с родителями в синагогу, и тоже слушает шофар. Но трубление в синагоге не производит на детей такого впечатления. Оно не имеет в глазах детей такого значения, как утренник в детском саду, на котором для них трубили в шофар. Тем не менее, приводят от имени рава Шимшона Пинкуса интересную вещь. В заслугу чего женщина (та самая девочка, которая выросла и вышла замуж) сумеет смолчать в тяжелой внутрисемейной ситуации и удержаться от ссоры? В силу того, что на нее подействовал шофар, который она слышала именно в синагоге, а не в садике. Это и есть сила заповеди. В детских садах принято в пятницу утром делать встречу субботы. Но это не настоящий Каббалат Шаббат, он не имеет духовного влияния. И то же самое с шофаром. Каким бы ни был запоминающимся утренник на Рош а-Шана, на детей повлияет именно полноценное исполнение заповеди в синагоге.

Сказанное выше верно и относительно счета Омера. Даже если мы не делаем это с воодушевлением, а просто произносим благословение и считаем, – это оказывает огромное влияние на нас. Заповедь имеет силу подготовить нас к получению Торы. Человек, который исполняет заповедь, даже без особого намерения, обретает ее духовную силу. Тот же, кто имеет намерение, но при этом не исполняет, обретает лишь намерение. Можно долго и сосредоточенно думать перед произнесением «Шма». Но если при этом не произнести «Шма» вовремя, как того требует закон, то так и останешься со своими мыслями, но заслугу заповеди не обретешь. Таким образом, в силу самого исполнения заповеди счета Омера, мы получаем духовное очищение. Безусловно, тот, кто понял глубокий смысл заповеди, осознал ее, выполнил заповедь на более высоком уровне, чем тот, кто просто сказал благословение и посчитал день. Но даже простой еврей, не великий каббалист, очищается и поднимается на более высокий духовный уровень в заслугу исполнения заповеди.

Поскольку речь у нас идет о днях подготовки к получению Торы, то святость дней Омера, которая скрыта в заповеди подсчета дней, дает нам необходимое духовное очищение. Это и есть наша работа над собой в дни Омера.

После Песаха мы «спускаемся на землю» с большой духовной высоты. Эта духовная высота в дни Песаха является для нас подарком Всевышнего. В дни счета Омера мы имеем возможность подготовить себя к достижению уникальной духовной высоты в Шавуот уже в силу нашей собственной работы.

В чем состоит особое воодушевление при счете Омера? Казалось бы, в самом действии нет ничего, наполненного особой святостью. Тем не менее, есть способ для каждого из нас наполнить эту заповедь особым намерением. Поскольку Тора – смысл существования нашего народа, в дни счета Омера мы очищаем свою душу ради того, чтобы ее получить. В Шавуот наш народ, обретая Тору, обретает собственное «я». Кроме того, подобно рабам, считающим дни до своего освобождения, мы считаем дни до получения Торы, как истинной свободы.

Именно поэтому при выходе из Египта евреи считали Омер сами по себе, без получения заповеди. Когда человек настраивает себя на великую радость от обретения Торы, обретения истинной свободы, это наполняет счет Омера глубочайшим смыслом. Это намерение просто и доступно каждому из нас.

Есть еще одно намерение, которое наполнит смыслом наш счет Омера как подготовку к получению Торы. В чем особый статус Торы по сравнению с другими науками? Пусть никого не удивляет такое сравнение. Истинные науки (такие, например, как математика) тоже несут в себе мудрость Творца. Речь не идет о псевдонауках вроде китайской философии. Математика и физика, описывая созданный Творцом материальный мир, несут в себе частицу Его мудрости. Так что же отличает Тору? Тору отличает особый свет Творца, который заключен в ней. Этот свет способен влиять на людей за границами реальности материального мира. Источник этого света – мудрость Творца, которая выше этого мира. Для того, чтобы постичь Тору, мы должны прилепится к источнику мудрости – к Творцу. Поэтому Тора несравнимо выше, чем математика. Грехи человека не мешают ему понять математический анализ. А вот понять Тору – мешают. В силу этого мы должны благодарить Всевышнего за то, что он удостоил нас понимания Его Торы, несмотря на наши грехи. Более того, в нашем поколении ситуация такова, что Всевышний дает нам почувствовать радость от изучения Торы даже несмотря на наши грехи. Однако для того, чтобы по-настоящему удостоиться Торы, требуется очищение. Именно поэтому духовная работа в дни счета Омера подобна духовной работе в дни месяца Элуль, ведь наши грехи отдаляют от нас Торы. Это нужно четко осознавать.

Есть еще один духовный аспект, который нам следует понять из логической цепочки Песах – счет Омера – Шавуот. Часто бывает так, что в начале возвращения к Торе человек ощущает огромное воодушевление. А затем это воодушевление проходит. Это тяжелый период в жизни многих баалей тшува, который как раз напоминает то, о чем мы говорим. В Песах нам даются огромные духовные силы. Подобное происходит с теми, кто вернулся к Торе. Они буквально раскрывают для себя мир заново! Но затем происходит духовный спад, когда нужно совершать тяжелую работу над собой, чтобы вернуть прежнее воодушевление и духовный рост. Об этом пишет рав Деслер. Образно сравним эту ситуацию с ребенком, который только-только начал развиваться и ходить. Сначала все радуются его успехам, осыпают его подарками и буквально носят на руках. И ребенок может подумать, что так будет всю его жизнь. Однако реальность такова, что всю жизнь «носят» только калеку.

Всевышний не хочет, чтобы мы были духовными калеками. Он дает нам ощутить духовный подъем в дни Песаха, но затем – в дни счета Омера – мы должны начать работать над собой сами. Он озаряет нас светом Торы в начале пути, хотя мы еще недостойны этого, чтобы дать нам импульс очистится от скверны дурного начала и начать работать над собой.

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=25822