Одной из центральных тем, проходящих через всю Тору, и определяющих еврейский образ жизни является кдушат а-зманим.
Это дословно переводится как «святость времён». Речь идёт о придании отдельным периодам времени и годовщинам определённых событий особого статуса, выделяющего их из будней. Рамхаль в своей книге «Даат Твунот» пишет, что источник этого – более возвышенное духовное озарение, снисходящее из высших миров и раскрывающееся в нашем мире. Это то, о чем мы говорим в праздничной молитве: «Освящающий Израиль и времена».
Происхождение особой святости отдельных периодов времени в нашей жизни имеет два источника. Один из них – это придание им этого статуса самой Торой в качестве заповедей. Сюда относятся Шаббат, а также праздники и новомесячье (рош ходеш), в освящении которых участвует и еврейский народ. Другим источником являются чудесные события, происшедшие по воле Всевышнего с еврейским народом, духовное влияние которых возвращается заново каждый год. В силу этого наши мудрецы постановили сделать их даты праздничными днями. Речь идёт о Хануке и Пуриме.
Сегодня мы находимся во временном периоде отсчёта Омера. Этот период начинается с Песаха и заканчивается в Шавуот, и имеет прямое отношение к затронутой здесь теме святости времени. Источником особой святости этого периода являются события, происшедшие с нашим народом от выхода из Египта и до получения Торы, описанные в недельных главах Бешалах и Итро.
Во все дни Песаха в молитве Мусаф мы называем этот праздник зман херутейну (время свободы нашей).
И здесь я вижу некоторое противоречие. Сказано в Пиркей Авот (6:2): «А скрижали – создание Б-га, и письмена на них – письмена Б-га, вырезанные (харут) в скрижалях. Читай не харут, а херут (свобода)». То есть истинного освобождения мы удостоились с получением скрижалей, день получения их – это то, что мы празднуем каждый год в праздник Шавуот. Почему же Песах, а не Шавуот, праздник дарования Торы, мы называем зман херутейну (время свободы нашей)? Те, кто пытаются объяснить себе смысл Песаха, не углубляясь в Тору и слова мудрецов, противоречия здесь не видят. Для них Песах – это праздник освобождения от физического рабства. Если понимать его таким образом, то можно и праздновать, как это делают в Израиле в некоторых левых кибуцах, поедая мацу вместе с хлебом. Однако не это истинное понимание слов зман херутейну. Книга «Зоар» говорит, что есть два уровня освобождения: низший и высший. Первый — это Песах, а второй – Шавуот.
Наше порабощение в Египте касалось не только каторжной работы.
Наш народ там оказался порабощён духовно, оказавшись в плену верований египтян с их обрядами и обычаями. Эта проблема актуальна и сегодня. Многие евреи Европы и Америки искренне радуются выходному дню, который в христианских странах выпадает на воскресенье. Это чисто христианский праздник. Эта радость не так уж безобидна. Она свидетельствует о нашем духовном порабощении царством Эсава, когда чуждые нам ценности проникают в наш народ. Истинное освобождения для нас – это освобождение от духовного порабощения этими ценностями. В этом плане первой стадией духовного освобождения евреев от египетского рабства было принесение в жертву Всевышнему ягнят, которым поклонялись египтяне.
Евреям в Египте, не так-то просто было решиться на это. Пребывание под властью египтян оказывало дурное влияние на евреев. Пребывание наших предков в египетском рабстве и наше сегодняшнее проживание в среде народов мира, живущими согласно идеалам, далёким от идеалов Торы, оказывало и сегодня оказывает на нас тяжелейшее влияние. Часто мы смотрим на себя их глазами и стыдимся поступать «не как люди», полагая таковыми не себя, а представителей окружающего нас большинства. При этом мы разрешаем себе то, что считается дозволенным у них. Это актуально и для сегодняшнего Израиля.
Таким образом, помимо физического освобождения, у нас есть ещё две причины называть исход из Египта временем нашей свободы.
Первая — это освобождение от духовного влияния египтян, а вторая – то, что изначально целью этого исхода было получение Торы. Духовное освобождение нашего народа в Египте началось с прихода Моше, с того, что народ Израиля поверил ему, и далее увидел бессилие египтян и их божков перед Всевышним в период десяти казней. Подготовка нашего народа к получению Торы началась между девятой и десятой египетскими казнями. И именно в этот период наш народ получил заповеди освящения месяца и принесения пасхальной жертвы и так далее на все будущие времена. Смысл же физического освобождения из египетского рабства состоит в том, что с него начался путь к горе Синай. Однако начало этому пути положили действия и явления, имевшие характер духовный: принесение пасхальной жертвы и казнь первенцев. Наш народ вышел из египетского рабства, чтобы получить Тору на горе Синай, зная, что через 49 дней это произойдёт. Поэтому евреи отсчитывали дни Омера. И всё это было началом процесса обретения Торы нашим народом. Таким образом, мы называем Песах зман херутейну именно в знак обретения нами свободы от духовного порабощения египетским мировоззрением во всех его аспектах и подготовки к получению Торы. Подготовка эта – семь недель омера, соответствующие семи чистым дням. Это были 49 дней выхода из 49 врат духовной скверны, из-под того влияния египетских нравов, под которым евреи оказались в Египте. Параллельно с этим происходил подъём на 49 уровней святости. В нашей сегодняшней ситуации очень мало кто из евреев может сказать, что на него не оказывает влияние нравы, царящие в России или Америке, Освобождение от этого влияния и есть тот выход из-под власти Эдома, который мы, с Б-жьей помощью, ожидаем.
И тут я хочу коснуться темы, имеющей отношение к сегодняшней израильской жизни.
В гимне «а-Тиква» говорится о тысячелетней надежде нашего народа стать «свободным народом в своей стране». Однако то, что мы наблюдаем в Земле Израиля сегодня — это не освобождение. Это принесение в Святую землю и в наш народ всех недостатков и пороков, которые есть в культуре окружающих нас народов. Погоня за властью, культ силы и «еврейский» национализм – это на самом деле не еврейское явление. Оно не имеет никакого отношения к двухтысячелетним мечтам нашего народа об освобождении. Первый премьер-министр Израиля Бен-Гурион мечтал о времени, когда будет создано еврейское государство со своими ворами и проститутками. Он сказал, что нужно будет говорить благословение «Шеихияну», когда мы «удостоимся» дожить до этого. Ну что же, его мечта сбылась. Однако нужно хорошо понимать, что это полная противоположность того, что мы в Песах называем временем нашей свободы. Зман херутейну – это время освобождения от власти духовного зла, преобладающего в окружающем нас мире. А то, что нам «продают» под видом свободы – это тяжелейшее духовное и порабощение нашего народа чуждыми ему «измами» и повадками, властвующими в окружающем нас «свободном» и не слишком свободном мире.
Чем большей святостью обладает какое-либо понятие, тем больше силы зла пытаются осквернить его.
Поэтому сегодня у части нашего народа синонимом понятия «свобода» стала распущенность. Есть день, который в Израиле называется Йом Ацмаут (День независимости). Часть сегодняшнего израильского общества вкладывает в понятие независимости в том числе (кроме всего прочего) и независимость от веры, от Творца и от бремени заповедей, данных Им еврейскому народу. Нет ничего более противоречащему духовному наследию еврейского народа, чем это. Для нашего народа оторваться от Всевышнего – это оторваться от основ своего собственного существования.
Нужно хорошо понимать, что сегодня существует грубейшая фальсификация понятий «еврей» и «еврейское государство».
Корень этой фальсификации в непонимании того, что есть «время свободы нашей». К истинному духовному освобождению мы приходим, приближаясь к Шавуоту, когда ведём счёт Омера со второго дня Песаха, исправляя себя духовно. Физическое освобождение нашего народа от египетского рабства, безусловно, тоже было важно. Но в первую очередь речь идёт о начале его освобождения от духовного порабощения верованиями и обычаями египтян. Превращение же народа Израиля в ухудшенную разновидность народов мира не имеет никакого отношения к понятию свободы. Нам нужно молиться о том, чтобы наш народ осознал это и вернулся к своим истокам, и чтобы все мы удостоились истинного освобождения. В основе этого освобождения лежит наше освобождение от собственного дурного начала. И наш путь к нему – изучение и распространение Торы.
Подготовил: рав Цви Маламуд