В предисловии к Мидрашу Эйха рассказывается о том, что после разрушения Второго Храма и изгнания евреев из Святой земли, все праотцы предстали на небесах перед Всевышним, чтобы молить о пощаде для своих потомков.
Сказал Авраам: «Владыка мира! За что Ты изгоняешь сыновей моих руками народов мира, которые убивают их? За что Ты разрушил Храм, место, где я принес в жертву своего сына Ицхака?» Ответил ему Всевышний: «Сыновья твои согрешили, преступив все, что написано в Торе».
Вновь предстал Авраам и сказал: «Владыка мира! В возрасте ста лет дал Ты мне сына, и когда достиг он возраста тридцати семи лет, приказал Ты мне принести его в жертву. И я не пожалел его, а сам связал и поднял на жертвенник, и Ты не вспомнишь мне это в заслугу и не пощадишь сыновей моих?»
Сказал Ицхак: «Владыка мира! Когда сказал мне отец: “Б-г усмотрит Себе ягненка для всесожжения…” то я (понимая, о чем идет речь), не мешкая, поднялся на жертвенник и подставил свою шею под нож. И Ты не вспомнишь мне это в заслугу и не пощадишь моих сыновей?»
Сказал Яаков: «Владыка мира! Разве не вынес я с честью испытание, когда жил в доме нечестивца Лавана? А когда вырвался от него, навстречу мне направился Эйсав, который хотел убить сыновей моих, и я готов был пожертвовать жизнью своей, защищая их. Сейчас же Ты отдаешь их на растерзание захватчикам – после того, как я растил их в муках и большую часть дней своих пребывал в страданиях, пока не поставил их на ноги? И Ты не вспомнишь мне это в заслугу и не смилостивишься над моими сыновьями?»
Сказал Моше: «Владыка мира! Верным пастухом был я народу Израиля. Сорок лет бежал перед ними, как конь, в пустыне, а когда пришло время войти в Святую Землю, Ты вынес мне приговор, что не войду я в эту землю и кости мои будут погребены в пустыне. Теперь же все, что мне остается, это оплакивать сыновей моих?»
Предстала Рахель и сказала: «Владыка мира! Яаков, раб твой, любил меня и работал за меня у отца семь лет. Когда же прошло семь лет, и пришло время женитьбы, отец решил заменить меня на мою сестру Лею. И я передала ей знаки, которые дал мне Яаков, чтобы не открылась подмена. Я смилостивилась над моей сестрой, не выставила ее на посрамление. Владыка мира! Как я, которая всего лишь из крови и плоти, не выставила сестру свою на осмеяние и ввела ее, соперницу, в свой дом?! Почему же Ты, Царь Живой, Сущий и Милосердный, не можешь простить сыновей моих и отправляешь их в изгнание, где они гибнут от меча и враги делают с ними все, что им вздумается? Ты гневаешься на них, за то что они поставили истукана в Храме Твоем. Но истукан не в состоянии сделать ничего, а я ввела в дом свой соперницу из крови и плоти, и смогла выдержать это испытание!» Услышав это, сказал Всевышний: «Ради тебя, Рахель, Я обещаю, что верну народ Израиля в его землю, как сказано у пророка (Ирмияу, 31:15-16): “Так сказал Г-сподь: удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой, – сказал Г-сподь, – возвратятся они из вражьей страны. И есть надежда будущему твоему, – сказал Г-сподь, – возвратятся сыны в пределы свои”».
Почему же только заслуги праматери Рахели были приняты Всевышним?
В трактате Йома (9б) сказано, что Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства, кровопролития и разврата, а Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу. Говорит Маараль, что первый Храм стоял в силу заслуг наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова. Качеством Авраама был хесед – благотворительность, Ицхака – гвура, могущество (как сказано: «Кто могуч? Тот, кто побеждает свое дурное начало»), Яакова – эмет, истина. Когда же народ Израиля стал грешить идолопоклонством, развратом и кровопролитием, – это перевесило заслуги праотцев, и первый Храм не мог больше существовать.
Говорит Маараль, что Второй Храм был отстроен в заслугу единства евреев, вернувшихся в землю Израиля, и это единство стало причиной снисхождения Шехины в среду народа. Когда же духовный уровень народа Израиля опустился настолько, что «беспричинная ненависть» в отношениях между людьми стала нормой, то Храм был разрушен, потому что был разрушен фундамент, на котором он держался.
Теперь можно понять, почему именно заслуги Рахели были приняты Всевышним для прощения сынов Израиля, изгнанных со своей земли.
Что приводят в качестве иллюстрации причины разрушения Второго Храма? Историю с Бар Камцей (см. Гитин, 55б), которого на глазах у многих знатных людей того поколения выгнали со свадьбы, а присутствовавшие не отреагировали на его посрамление. Рахель в качестве довода сказала, что она была готова ввести в дом соперницу, спасая ее от посрамления, и наши мудрецы определяют это, как «безвозмездная любовь». Придет «безвозмездная любовь» и исправит то, что было испорчено «беспричинной ненавистью».