Что такое Ту би-Шват?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1738
(Примечание автора: в этой статье обсуждается несколько важных законов, действительных в наше время. Законы трумот, маасрот и шмиты касаются в первую очередь тех, кто проживает в Святой Земле, а законы орлы в определенной степени относятся и к тем, кто живет за ее пределами. Автор надеется, что вся информация, которая здесь представлена, является правильной. Тем не менее, она недостаточно подробна для того, чтобы на нее можно было полагаться при практическом исполнении еврейского закона – алахи. Тот, у кого возникает вопрос, связанный с этими законами, должен проконсультироваться с соответствующими пособиями или с компетентным раввином.)

Что такое «Ту»?

Как известно, все буквы Святого Языка имеют численные значения. Традиционно, все числа в святых книгах обозначаются буквами. Чтобы написать цифру 15, нужно было бы использовать две буквы: י, численное значение которой равняется 10, и ה, численное значение которой – пять. Но так как это сочетание букв – одно из имен Всевышнего, к которым нужно относиться уважительно, установилась традиция для обозначения числа 15 использовать буквы ט – 9 и ו – 6. Такое число должно было читаться как «тет-вав», но для краткости принято произносить это сочетание не по буквам, а как одно слово – טוּ«ту». А слова «Ту би-Шват» означают «пятнадцатое число еврейского месяца шват».

Что такое Ту би-Шват?

Мишна в начале трактата Рош а-Шана говорит: «Есть четыре начала года. Первое нисана – это начало года царей и праздников паломничества. Первое элуля – это начало года десятины, отделяемой от мелкого скота; а рабби Элазар и рабби Шимон считают, что он первого тишрея. Первое тишрея – это начала года для отсчета лет, а также субботних и юбилейных годов, саженцев и овощей. Первое швата – начало года дерева, по мнению школы Шаммая; а школа Иллеля говорит: <начало года дерева> пятнадцатого числа этого месяца».

А традиционный перевод названия этого дня как «новый год деревьев» вообще звучит странно – разве деревья празднуют новый год?

Талмуд объясняет, что эта дата – пятнадцатое число месяца шват – имеет значение для трех групп законов, связанных с деревьями. Первая группа – это законы плодов, которые произрастают на саженцах в течение первых четырех лет после посадки: орла и нета реваи. Вторая группа – это законы даров бедным, и третья группа – это законы субботнего года.

Давайте вкратце объясним эти алахот, и разберемся, какое отношение к ним имеет день Ту би-Шват. Для этого обратимся к Рамбаму, который понятно и лаконично объясняет все основы еврейского закона.

Орла и Нета Реваи

Тора запретила пользоваться плодами молодого дерева в течение первых трех лет после посадки. Такие плоды называются орла. А в течение четвертого года эти плоды имеют статус нета реваи. Это означает, что их можно есть только в Иерусалиме и только в состоянии ритуальной чистоты, так же как вторую десятину – маасер шени. (Плоды нета реваи и маасер шени при определенных условиях можно выкупить. После этого их можно есть, как любые другие продукты, как мы и поступаем сегодня. А орлу выкупить нельзя.)

Три года орлы и год нета реваи не соответствуют возрасту дерева, а отсчитываются по календарным годам. Здесь-то и появляется первый пример значимости дня Ту би-Шват. Рамбам объясняет это таким образом (Законы маасер шени ве-керем реваи, гл. 9, ч. 8-10):

Первое тишрея – это начало года для орлы и для реваи. И с какого момента отсчитывают год? С момента посадки. И не считаем с начала года до начала <следующего> года, <т. е. не требуем, чтобы прошел полный год от Рош а-Шана до Рош а-Шана>, а засчитываем тридцать дней года как целый год. Но это только при условии, что саженец прижился в почве. Сколько времени нужно для этого? Дереву – две недели. Получается, что если посадил <дерево> за сорок четыре дня до Рош а-Шана, эти дни засчитываются как год. Тем не менее, плоды этого дерева нельзя будет есть до пятнадцатого швата – Рош а-Шана деревьев четвертого года. Каким образом? Например, если посадили дерево в десятый год после юбилейного года, то оно будет считаться орлой до пятнадцатого швата тринадцатого года. Все, что произрастет на этом дереве в течение этого времени, будет орлой – даже плоды, которые созрели уже после Ту би-Шват. А все, что произрастет с Ту би-Шват тринадцатого года до Ту би-Шват четырнадцатого года, будет считаться нета реваи

Получается, что дерево имело статус орлы в течение двух с половиной лет с момента посадки: полтора месяца десятого года, одиннадцатый и двенадцатый год, и четыре с половиной месяца тринадцатого года. И это имелось в виду в Талмуде, где сказано о законах орлы: «Тора смягчила закон в начале, но устрожила в конце». В начале отсчета лет орлы мы засчитали месяц роста за целый год, но зато в конце отсчета мы не можем начинать пользоваться плодами сразу с наступлением четвертого года. Мы обязаны ждать появления фруктов, которые завязались после пятнадцатого швата четвертого года.

Отделение даров

Еще одна важная группа законов, для которых нам важен день Ту би-Шват. Это правила отделения даров от плодов дерева. Как известно, от фруктов, овощей и злаков, произрастающих на Святой Земле, необходимо отделять дары – бикурим, трумот, маасрот, халу, лекет, шихеха, пеа, перет и олелот. При этом трумот и маасрот отделяются следующим образом: берется какое-то количество плодов, и от него отделяются дары в определенной алахой пропорции. Закон гласит, что отделение плодов одного года от плодов другого года недействительно.

Приведем простой пример: В корзине находится 25 маслин одного года, и 25 маслин другого года. Из корзины вытаскивают одну маслину с намерением отделить Труму на все. После этого только те маслины, которые произросли в один год с отделенной маслиной, считаются «исправленными», а по отношению к остальным маслинам отделение вообще не засчитывается. Они сохраняют статус «тевель» – плоды, запрещенные в употребление.

Для того чтобы этот закон приобрел смысл, необходимо установить точку во времени, в которой кончается один год и начинается другой. По закону Торы, для деревьев этой точкой является Ту би-Шват. Рамбам пишет (Законы трумот, гл. 5, ч. 11): «Если сорвал этрог в день до Ту би-Шват до заката, а потом сорвал еще один этрог после заката, невозможно отделить труму от одного этрога с тем, чтобы это засчиталось также и для второго этрога, так как первое тишрея – это начало года для десятин злаков, бобовых и овощей, а Ту би-Шват – это начало года для десятины дерева». Надо заметить, что этрог обладает особым статусом. Он отличается от всех других фруктов тем, что его принадлежность к году определяется моментом срывания с дерева, а не завязью.

«Год рождения» также важен для нас тем, что он определяет, какой вид десятины мы должны отделять от продуктов. Ибо в третий и шестой год цикла шмиты вместо маасер шени от плодов отделяют маасер ани – десятину бедняка.

Субботний год

Третья важнейшая группа законов, для которой день Ту би-Шват обладает значимостью, – это законы седьмого, «субботнего» года. Как известно, еврейский календарь делит время на семи- и пятидесятилетние циклы. Плоды, выросшие в субботний год, имеют совсем другой статус и подчиняются иным законам, нежели плоды шести «будничных» лет. Чтобы определить, к какому году относятся плоды, необходимо установить дату, которая соответствовала бы концу одного года, и началу следующего. Для плодов дерева такой датой является Ту би-Шват. Как и в случае других законов, связанных с деревьями, при определении «года рождения» фруктов, мы рассматриваем дату их завязи. Только этрог ассоциируется с тем годом, в котором его сорвали с дерева. Причина этого в том, что в отличие от других деревьев, этрог – это не сезонное растение. Плоды этрога могут оставаться на дереве и расти в течение нескольких лет.

Почему Ту би-Шват?

Сказано в трактате Рош а-Шана (14а), что к Ту би-Шват выпадает большая часть дождей года. Что имели в виду мудрецы?

Как известно, деревья растут неравномерно. Это видно из колец, которые образуются в стволе дерева, и которые можно легко обнаружить в его поперечном сечении. Зимой дерево «впадает в спячку», а весной начинается период бурного роста, который несколько замедляется в течение года и почти останавливается к следующей зиме.

В Земле Израиля, где дожди идут только в холодный сезон, большая часть осадков обычно выпадает до Ту би-Шват. И именно в этот период деревья пробуждаются от зимнего отдыха и начинают активно вбирать воду, которую Всевышний послал им в этом году. В день Ту би-Шват начинается новый цикл в жизни дерева, поэтому именно этот день считается переломным с точки зрения законов, связанных с его плодами.

Значение дня

Тора сравнивает человека с деревом, как написано (Дварим, 20:19): «Ибо дерево полевое есть человек». Чем же человек похож на дерево? Мидраш говорит, что, как цель существования дерева – это фрукты, так и цель существования человека – принести плоды. Какие же плоды может произвести человек? Тора, заповеди, добрые дела, хорошие дети – это плоды человека. Недаром пророк (Йешаяу, 56:3) называет бездетного человека «сухим деревом». (Но после этого сразу же говорит, что, кроме детей, у человека есть и другие плоды – соблюдение Субботы, в частности, и исполнение Завета, Торы, – вообще.) Человек, который не заботится о своих плодах, ведет бесцельное существование.

Автор книги «Хидушей а-Рим» (рав Ицхак Меир Алтер из Гур) пишет, что в месяц шват в мир спускается особое изобилие познаний и объяснений Торы, как написано (Дварим, 1:3-5): «И было в сороковом году, в одиннадцатом месяце, в первый <день> месяца… начал Моше разъяснять это Учение». Одиннадцатый месяц – это месяц шват, так как отсчет месяцев начинается с нисана. В начале месяца это изобилие чувствуют только самые большие мудрецы и праведники, а к середине месяца поток знаний Торы достигает и простых людей. Книга «Бней Йиссахар» (рав Цви-Элимелех Шапиро из Динова) объясняет, что мнение школы Шамая, по которому новый год деревьев наступает первого числа месяца шват, (см. мишну, которую мы привели в начале статьи) соответствует их подходу, который характеризуется качеством придирчивой строгости. Начало еврейского месяца, когда луна скрыта от глаз, соответствует этому качеству. В свете этого становится понятным утверждение «Хидушей а-Рим»: в начале месяца изобилие знаний Торы достигает только тех, кто его действительно заслужил неустанной работой над ее постижением, постоянным самосовершенствованием и очищением.

Кроме того, Талмуд утверждает, что ученики Шамая обладали более острым разумом, чем ученики Илеля. «Хидушей а-Рим» говорит, что благодаря своему отточенному восприятию, ученики Шамая чувствовали изобилие Торы раньше, чем ученики Илеля.

Середина месяца, пятнадцатое число – это полнолуние.

Яркий свет луны символизирует изобильное раскрытие Торы всем, даже тем, кто этого не совсем достоин. Такой подход характерен для школы Иллеля. Поэтому, по их мнению, новый год деревьев – пятнадцатого числа месяца.

Мудрецы Талмуда сказали (Бава Кама, 17а и 82а, Авода Зара, 5б): «Вода символизирует Тору». Теперь прослеживаются удивительные параллели между деревом и человеком: Моше объяснил Тору в месяце шват, так как этот месяц особенно благоприятен для восприятия Торы. А познание Торы – это основной источник духовного роста для человека. В этот же месяц деревья Святой Земли пробуждаются от зимнего ступора и начинают бурно расти, активно впитывая воду, которая символизирует Тору. Конечно, эти параллели – не случайное совпадение. «Хидушей а-Рим» говорит, что духовное изобилие (поток постижения Торы) первично. Оно начинается в духовных сферах и влечет за собой также поток изобилия в физическом мире, так как все, что происходит с материей, является лишь отражением духовных процессов.

Это помогает понять, почему Тора называет человека деревом, и какое значение месяц шват имеет даже для тех, кто не занимается сельским хозяйством.

«Человек – дерево полевое»

Но на этом схожесть между человеком и деревом не заканчивается. Все заповеди, связанные с Ту би-Шват, так или иначе показывают нам, как должен себя вести человек.

Запрет пользоваться плодами молодого дерева – орла – говорит о том, как важно охранять маленького ребенка от всевозможных посторонних влияний, и растить его в атмосфере святости.

Традиция не стричь волосы мальчикам до возраста трех лет напрямую связана с законами орлы.

Из законов отделения даров тоже можно извлечь важный урок о правильном поведении.

Урожай, собранный в Святой Земле, имеет статус тевель и запрещен в употребление. Чтобы сделать его пригодным для использования с точки зрения законов Торы, необходимо отделить от него дары – труму, маасер и маасер шени или маасер ани. Таким же должен быть подход ко всем доходам, которые человек получает: в первую очередь нужно определить, сколько денег уйдет на исполнение заповедей (таких, как покупка мезузы), на образование детей, на благотворительность, и только после этого использовать оставшиеся ресурсы на собственные нужды. То же самое относится к распорядку дня – даже если большую часть времени человек вынужден посвящать будничным занятиям: работе, уходу за детьми и за домом и тому подобное, он должен в первую очередь позаботиться о том, чтобы у него было установленное время для ежедневного изучения Торы.

Теперь, наконец, рассмотрим и третью группу заповедей, связанных с Ту би-Шват – законы субботнего года, или шмиты.

Несложно понять, чему мы должны научиться, размышляя об этих законах. Всевышний повелел нам целый год сидеть сложа руки, не занимаясь сельским хозяйством и полагаясь только на Его помощь. Это важнейший урок упования на Всевышнего! Законы шмиты показывают нам, что единственный фактор, который действительно влияет на наше благосостояние – это провидение свыше. Поэтому, когда мы заботимся об обеспечении себя и своей семьи, мы в первую очередь должны руководствоваться законами Торы, и только после этого – соображениями выгоды. Ибо только Всевышний решает, в каких количествах и каким образом к нам придет достаток. И невозможно рассчитывать, что, нарушая Его волю, мы получим больше, чем то, что Он решил дать нам.

Завязь плода (то есть самое начало его появления, которое следует непосредственно за отмиранием цветка) определяет его принадлежность к тому или иному году. Этот закон учит нас важному принципу в воспитании детей: самое главное – это начало! Начальный период развития зависит от родителей больше, чем более поздние его стадии. Поэтому так важно, чтобы родители давали маленьким детям пить воду знаний только из чистого источника. (Хотя и в более позднем возрасте это имеет огромное значение.)

Ориентируясь на эти законы, мы, с Б-жей помощью, можем сделать так, чтобы начало года деревьев стало также началом года для людей, началом года для нас.

Надеюсь, что в этот Ту би-Шват мы удостоимся испить из чистых родников Святой Торы, которые Всевышний откроет нам, и с ее помощью будем весь год производить обильные и приятные плоды!


http://www.beerot.ru/?p=51932