Чудо Хануки и назначение природы

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1219
назначение природы

Ежедневная цитата

[pull_quote_center]У еврея нет удела в Торе, пока он не поверит, что все, что с нами происходит, – это чудо…[/pull_quote_center]Рамбан (Шмот, 13:16)

Как известно, восемь дней мы зажигаем свечи в память о чуде с Менорой:  Хашмонаим зашли в Храм и зажгли Менору, и произошло чудо, и она горела на протяжении восьми дней, хотя масла там было на один день. Спрашивает «Бейт Йосеф»: почему же мы зажигаем ханукальные свечи восемь дней, ведь чудо происходило только семь дней (в том, что Менора горела первый день, не было никакого чуда).

Многие дают следующий ответ: первый день также считается чудом, ведь то, что Творец дает маслу возможность гореть – это тоже чудо, такое же проявление воли Творца, как и чудесное горение в течение семи дней.

Рамхаль в книге «Адир Бамаром» пишет, что постоянство законов природы вводит многих в заблуждение: кажется, будто все происходит само по себе, а не по воле Творца – высшего Властителя, Который правит всем мирозданием. Каждый должен осознавать, утверждает Рамхаль в книге «Даат Твунот», что «Творец – это единственная сила, которая управляет всем миром и каждым из творений, и нет другого Властителя и Правителя». Назначение природы – скрыть от нас Творца, чтобы предоставить каждому свободу выбора.

Однако когда Творец желает показать всем, что Он – истинный Властитель, и все законы природы подчиняются только Ему, Он делает так, что какое-то явление выходит за пределы природных законов. Мудрый человек, задумываясь над этим чудом, понимает, что оно открывает нам: все законы природы управляются Творцом и являются чудом в той же мере, как и тогда, когда они выходят за свои природные границы. По этой причине чудо на иврите называется словом нес (נס), что обозначает также «знамя», поскольку оно, как знамя, показывает, что в действительности вся природа – это чудо.

Поэтому после зажигания свечей мы говорим: «Разумеющие (бней бина) постановили восемь дней (зажигать ханукальные свечи)». В иврите есть два слова, которые обозначают мудрость: хохма и бина. Хохма – это само знание, а бина – способность выучить из полученного что-то иное, делать умозаключения. Тут употребляется слово бина, поскольку, только пользуясь способностью делать далеко идущие выводы, можно понять из ханукального чуда, что даже один день горения Меноры является проявлением воли Творца. И потому постановили зажигать свечи восемь дней.


http://www.beerot.ru/?p=8626