Видение Навухаднэцара
Но когда злодей Невухаднэцар увидел четыре царства, он увидел их в образе человека: «Этот идол – голова его из хорошего золота, грудь и руки из серебра, (а) чрево и бедра его из меди. Голени его из железа, а ступни его частью из железа, а частью из глины» (Даниэль, 2:32, 33). В представлении Невухаднэцара не было у этих царств изъяна, поэтому он видел их в человеческом образе, как Даниэль – царство Машиаха. Но при всем этом есть между ними большое различие, как объясняется далее. Была причина представить те четыре царства разом – в виде одного человека. Ведь в человеке есть четыре вещи: первая – сила разума; вторая, ниже ее, – сила низшей души; следующая, ниже ее – сила телесная, запечатленная исключительно в теле, – и это три части. Но есть здесь еще сила, общая для всех, включающая все те три вместе, как поясняется ниже. Мы объясняли суть упомянутых четырех вещей в нескольких местах, в связи со сказанным в Пиркей авот (4:22) о зависти, вожделении и стремлении к почестям, и здесь нет места говорить на эту тему подробно; вещи эти известны постигшим мудрость.
Но нет у всех этих сил достоинства, связанного с самой сутью человека как такового, сотворенного по образу Б-жьему, тогда как на самом деле у человека есть это дополнительное достоинство, и это – образ Б-жий, который над всем. [Как пишет Маараль (Дерех хаим, 3:14, 143): «И в этом – объяснение стиха: «Сделаем человека в образе Нашем, по подобию Нашему» (Берешит, 1:26), – ведь через лик его сияние и искра высших миров прилепляются к человеку… И этим отличается человек от всех сотворенных… И свет этот совершенно не материальный, но отделенный, Б-жественный, прилепившийся к человеку»]. Но такое не дано четырем царствам. И поскольку те четыре царства соответствуют силам человека, Навухаднэцар видел их во сне в образе человека. У них тоже есть в чем-то образ человеческий, поскольку в нескольких местах Писания они называются адам, – но есть различие: у Израиля образ Б-жественный – главное, и все второстепенно по отношению к нему, – ведь образ этот отделен от тела, вознесен над телом, и все прочее по сравнению с ним – ничто. И Навухаднэцар не видел тот образ без тела, а видел его стоящим – из золота, серебра, меди и железа. Ведь у народов мира есть образ, «отпечатанный» в природном, в вещах такого рода, которых удостоился. Навухаднэцар увидел этот образ – с головой из золота и руками серебряными. Притом золото, серебро, медь и железо в нем – главное, тогда как сам образ по сравнению с ними – ничто, ибо он – не отделенный и не вознесенный над телом, как у Израиля. Но когда Даниэль увидел царство Израиля, – он видел только образ, но никак не тело, как сказано: «И вот, с облаками небесными в образе человеческом пришел» (Даниэль, 7:13); и был там только образ Б-жий. Но когда злодей Навухаднэцар видел царства, – он видел образ, из золота, серебра, меди и железа, – ибо образ не был главным, он был лишь как бы «нарисован» на золоте и серебре, так, что форма никак не была главным.
Это объясняется так. Нет сомнения, что он видел четыре царства в образе человека потому, что эти четыре царства – как четыре силы, которые есть у человека. Первая из них – телесная, а вторая – это сила нефеш (низшей души), и, хотя она тоже имеет подобие с телом, как предыдущая, она не связана с природными свойствами его, как та. Третья же – это сила разума, совершенно отделенная от тела, ибо отделенность – свойство самого разума. И хотя мы ясно видим, что сила разума у человека – высшая, она, тем не менее, не столь уж правящая и сильная. И потому [Творец] устроил так, чтобы были эти царства, поскольку сила низшей души более действенна, как известно, а ниже ее – сила телесная, не столь уж действенная. И хотя сила разума, несомненно, более возвышенная, – правящей следует считать силу низшей души.
Царства Вавилона и Мидии
Поэтому следует соотнести силу низшей души с первым царством, поскольку у первого царства были важность и правление в наибольшей мере, как сказал о нем Даниэль, (Даниэль, 2:37): «Ты, царь, – царь царей». И то же сказал Даниэль о втором видении [Навухаднэцара] (там, 2:38): «Ты сам – голова из золота». И сказал (там, 7:4): «И крылья орлиные у него». Он – орел, парящий в высоте, как это будет объяснено; и это – соответственно части в человеке, относящейся к силе низшей души, которая есть сила правящая.
И было царство второе – царство Мадай, и это – сила телесная в человеке, сила низшая в сравнении с первой. И вся особенность этой силы телесной – что ей всегда недостает, и она всегда – получающая; и этому соответствует второе царство. И так сказал Даниэль о втором царстве (там, 7:5): «А вот другой зверь, второй, похожий на медведя…». И сказали наши мудрецы в главе Асара юхсин (Кидушин, 72а): «»А вот другой зверь, второй, похожий на медведя». Учил рав Йосеф: это персы, которые едят и пьют как медведь, и толстые и жирные (Раши) как медведь, и отращивают волосы как медведь, и нет у них покоя, как у медведя [посаженный на цепь, все время ходит кругами (Раши)]». Это означает, что они все время хотят поглощать, – таково их свойство. И потому сказано об этом царстве в Мегилат Эстер (Эстер, 10:1): «И обложил царь Ахашверош данью землю и острова морские». О чем говорит здесь Писание? О том лишь, что в этом – сила Ахашвероша, которому недостает и он постоянно желает утолить свою жажду к богатству, – и в этом была суть второго царства. И так сказал Даниэль об этом звере (там, 7:5): «И сказано ему было: встань, ешь много мяса!» И сказали мудрецы (Мегила, 11а): «Трое правили под всеми небесами: Ахав, Ахашверош и Невухаднецар… и раби Ханина сказал, что все сделались нищими в дни его [Ахашвероша]». [Так трактуется его имя: «ах!» – горестное восклицание; «раш» – нищий (Маарша)]. И все это – из-за того, что он жаждет утолить свои телесные вожделения. И когда Аман узнал об этом качестве Ахашвероша, – захотел он и того, чтобы тот продал ему Израиль за деньги, поскольку в том – сила Ахашвероша [в поглощении], – и таким образом он, не дай Б-г, проглотит Израиль. И поскольку Ахашверош постоянно хочет поглощать, – говорит он Аману: (Эстер, 3:11) «Деньги отданы тебе», – не то, что «я не хочу твоих денег», но лишь как: «я принимаю их у тебя и отдаю обратно, и не держу их у себя». И это потому, что подобное было бы для него великим позором – принять деньги и отдать целый народ на истребление за деньги. И только из любви к деньгам он принимает деньги – и отдает их Аману. Мы объясняли это в соответствующем месте; и истина в итоге состоит в том, что особенность второго царства – в стремлении и желании поглотить все.
продолжение следует
Перевод — рав Пинхас Перлов