Ханука — Два пути служения

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2619
два пути

Два объяснения спора между Бейт Шамай и Бейт Илель

Сказано в Гемаре (Шаббат, 21б): «Бейт Шамай говорит в первый день зажигать восемь свечей и дальше убавлять [по одной свече]. Бейт Илель говорит в первый день зажигать одну свечу, а дальше прибавлять [по одной свече]».

По поводу всех споров между Бейт Шамай и Бейт Илель говорит Гемара (Эрувин, 13б): «Вышла Бат Коль [один из уровней руах а-кодеш] и провозгласила: “И то, и другое – слова Б-га Живого, но закон устанавливается согласно Бейт Илель”». То есть мы не отвергаем мнения Бейт Шамай, просто закон определяется мнением Бейт Илель. Более того, Виленский Гаон утверждает, что в будущем закон будет определяться как раз мнением Бейт Шамай.

Давайте вдумаемся в суть спора Бейт Шамай и Бейт Илель о зажигании ханукальных свечей и попытаемся понять, почему в этом мире закон следует мнению Бейт Илель, добавляя каждый день по одной свече, а в Будущем мире – мнению Бейт Шамай, повелевая убавлять каждый день по одной свече.

Гемара (там же) приводит два объяснения этому спору. Первое: Бейт Шамай постановил зажигать свечи соответственно оставшимся дням праздника, то есть в первый день зажигают восемь свечей, так как впереди – восемь дней, и так далее, а Бейт Илель – соответственно прошедшим дням.

Согласно второму объяснению, мнение Бейт Шамай установлено по аналогии с жертвоприношением в Суккот. В Суккот приносили в жертву 70 быков, по числу семидесяти народов мира, при этом каждый день приносили на одного быка меньше: в первый день приносили тринадцать быков, во второй – двенадцать, и так далее, до седьмого дня праздника, когда в жертву приносили семь быков. Количество быков уменьшалось с каждым днем, ведь и народы мира со временем уходят со сцены. А мнение Бейт Илель соответствует принципу, согласно которому святость можно лишь увеличивать, но не уменьшать.

Духовный рост при помощи строительства и совершенствования

Здесь скрыта глубокая идея. Существуют две основы духовного роста человека – строительство, то есть добавление, и совершенствование, то есть убавление. Добавление основано на естественном стремлении человека расти и подниматься: еще один лист Гемары, еще одно доброе дело и так далее. Но есть еще один аспект работы человека над собой – убавление, то есть уточнение мелочей, проникновение в самую суть существования своей души, совершенствование и очищение. Например, сначала человек учит лист Гемары за два часа, второй раз тот же лист он учит за полтора часа, а потом – за час. Чем яснее становятся для него слова Гемары, тем меньше времени необходимо ему для изучения этого листа. Он анализирует свои сомнения, разрешает их и приходит к ясному пониманию сути проблемы. Сама проблема становится меньше, а понимание Гемары растет, количество переходит в качество.

Это имели в виду наши мудрецы, благословенной памяти.

Сказано в Гемаре (Йевамот, 49б): «Учение раби Элиэзера бен Яакова – чистый кав». Объясняет Раши: «Кав – малая мера, имя раби Элиэзера бен Яакова упоминается в Мишне сравнительно редко; чистый – во всех этих местах закон устанавливается по его мнению».

Этими словами мудрецы восхваляют раби Элиэзера бен Яакова. Разве констатация того факта, что его имя редко упоминается, является восхвалением? Дело в том, что редкое упоминание его имени и установление закона по его мнению – две части его служения Всевышнему, дополняющие друг друга и вытекающие одна из другой. Талмид хахам, который много говорит по любому поводу и в любое время, не сможет удостоиться, чтобы о нем сказали «чистый» – совершенный, точно улавливающий суть закона. «Пусть излагает ученикам материал кратчайшим способом» (Псахим, 3б). Центральная часть в человеческом служении Всевышнему – убавлять, уточняя и проясняя изучаемое в своем сознании, отбрасывая второстепенные детали, и сосредотачиваясь на главном.

«Дни, в которых нет проку»

Теперь можно понять, почему в Будущем мире закон будет определяться мнением Бейт Шамай. Рамбам так описывает Будущий мир: «Не желали пророки и мудрецы дней Машиаха ни для того, чтобы получить власть над миром, ни для того, чтобы управлять другими народами, ни для того, чтобы другие народы превозносили их, и ни для того, чтобы есть, пить и веселиться; а только для того, чтобы быть свободными для Торы и ее мудрости, чтобы не было у них никаких препятствий, чтобы удостоиться жизни в Будущем мире».

Необходимо разъяснить, каким образом в дни Машиаха можно будет удостоиться Будущего мира. Ведь известен комментарий наших мудрецов, благословенной памяти, на стих из Коэлет (12:1): «И помни о своем Создателе с юных дней, пока не пришли худые дни и не наступили годы, о которых скажешь: нет мне в них проку». Говорит Гемара (Шаббат, 151б): «”Годы, о которых скажешь: нет мне в них проку” – это дни Машиаха, в которых нет ни награды, ни наказания».

Когда придет Машиах, закончится этап нашего строительства. Что же имеет в виду Рамбам, говоря, что в дни Машиаха мудрецы будут заниматься Торой, чтобы удостоиться жизни в Будущем мире?

Можно было бы сказать, что, по мнению Рамбама, есть два противоречивых утверждения. И он устанавливает закон в соответствии с одним из них. И все же попробуем разрешить это противоречие.

Рассказывается, что Бааль Шем Тов при помощи духа святого постижения (руах а-кодеш) спросил Аризаля, почему тот оставил после себя так много недоступных вещей, не опустил их на тот уровень, на котором можно было бы их использовать. Ответил ему Аризаль: «Что поделать, не успел…» (известно, что он умер в молодом возрасте).

Его слова нуждаются в пояснении, ведь известно, что Аризаль передавал скрытую Тору раву Хаиму Виталю уже после своей смерти. Что же значит «не успел», если у него была возможность передать после смерти то, что не успел при жизни?

Дело в том, что человек после смерти не может открыть ничего нового. Он может лишь более углубленно изучать то, что уже выучил.

И поэтому Хафец Хаим учил нас, что каждый еврей должен пройти за свою жизнь весь Талмуд хотя бы один раз, пусть даже на поверхностном уровне («Китвей Аба Мари», стр. 122). Еврей, ни разу не учивший трактат Йевамот, не сможет выучить его в Будущем мире, ибо там нет возможности учить что-то новое. Но если он учил Йевамот, пусть даже поверхностно, в Будущем мире он сможет достичь более глубокого понимания.

И именно это имел в виду Аризаль, говоря «не успел». Ничего нового он не мог открыть, а лишь добавить к пониманию того, что было открыто им в этом мире, на новом уровне.

И так можно объяснить слова Рамбама. Дни Машиаха – это «дни, в которых нет проку», нет возможности строить. Усердные ученики таковыми и останутся, но лоботрясы не смогут превратиться в усердных учеников, поскольку в это время не будет злого начала, не будет возможности обновлять и строить, а только совершенствовать уже имеющееся. Усердный ученик сможет продолжить усердно учить весь Талмуд, и таким образом удостоиться Будущего мира: «Желали пророки и мудрецы дней Машиаха только для того, чтобы быть свободными для Торы и ее мудрости, чтобы удостоиться жизни в Будущем мире».

В этом мире – строительство, в Будущем мире — совершенствование

По мнению Бейт Илель, служение человека заключается в добавлении, то есть непрерывном духовном строительстве, и это наша задача в этом мире. Но по мнению Бейт Шамай, служение – это убавление, то есть совершенствование и углубление уже существующего, и это реальность Будущего мира.

Закон определяется мнением Бейт Илель, ведь этот мир – мир строительства. На самом деле, человеку все время следует помнить и мнение Бейт Шамай – совершенствоваться, продвигаться не только количественно, но и качественно, но основная работа в этом мире – добавление. В будущем закон будет определяться мнением Бейт Шамай. Тогда уже не будет возможности строить, а только выращивать и совершенствовать то, что есть, убавляя, превращая восемь свечей в одну – чистую и совершенную свечу.

По мнению Бейт Илель, суть служения – в увеличении святости, по мнению Бейт Шамай, служение должно соответствовать жертвоприношениям в Суккот. То есть, человек должен помнить, что были на свете семьдесят народов, и они постепенно потеряли свое величие. Так и его служение должно уменьшить и очистить все нееврейское внутри него. Меньше интересоваться происходящим вокруг, меньше читать газет… Так будет постепенно уменьшаться влияние на его душу всего нееврейского, что есть в нем.

«Оставшиеся дни» и «прошедшие дни»

Гемара приводит еще одно объяснение спора Бейт Шамай и Бейт Илель. Бейт Шамай повелевает зажигать свечи соответственно оставшимся дням праздника, а Бейт Илель – соответственно прошедшим дням.

И это еще один взгляд на проблему. По мнению Бейт Илель, это напутствие большинству народа – осознавать и ценить любое продвижение в служении Всевышнему. Заканчивая изучение трактата, мы должны чувствовать: «Слава Б‑гу, я закончил Брахот – зажег одну свечу, закончил Шаббат – зажег вторую свечу, закончил Эрувин – зажег третью свечу», и так далее, в соответствии с прошедшими днями.  Бейт Шамай, напротив, дает совет избранным – искать дополнительные возможности продвижения в служении Всевышнему. Заканчивая очередной трактат, еврей должен думать: «Верно, я закончил один трактат, но мне осталось выучить еще много других…». В соответствии с оставшимися днями.

В этом мире закон устанавливается по мнению Бейт Илель. Человек должен сам себя поощрять, вглядываясь в то, что он уже успел за прожитую жизнь, и так продолжать строить свой духовный мир. Но в будущем закон будет устанавливаться по мнению Бейт Шамай – вам Свыше напомнят о том, что вы не успели: «Ты закончил этот трактат, но остались другие, которые ты должен закончить».

Приучив себя смотреть на происходящее по мнению Бейт Илель, в соответствии с прошедшими днями, человек наполняется воодушевлением и желанием и дальше продолжать учить святую Тору и служить Всевышнему, благословенному.

Перевод – Х. Берман


http://www.beerot.ru/?p=29787