Ханука и еврейский дом

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1566
ханука и еврейский дом

Известно, что все праздники нашего народа — не просто памятные даты из календаря. В эти дни каждый год мы заново удостаиваемся того великого света Свыше, который сопровождал это событие, являлся духовным источником праздника. Каждый год наш народ по сути заново переживает то или иное событие нашей великой истории. В чем же выражался этот великий свет в дни Хануки? Безусловно, несмотря на победу в войне, речь, прежде всего, идет о чуде со свечами Меноры.

На первый взгляд, в этом чуде не было ничего нового. Гемара в трактате Шаббат говорит, что в хорошие времена чудо с Менорой в Храме было ежедневным. Так называемый «западный светильник» напоминал о присутствии Шехины в нашем народе. Во все светильники заливалось одинаковое количество масла. Но только «западный светильник» горел не только ночью, но и днем, и от него зажигали остальные свечи. То есть чудо было практически постоянным. Этого чуда могло не быть из-за сокрытия Лика Творца в силу грехов. Но в хорошие времена оно было постоянным. И чудо Хануки было фактически раскрытием того, постоянного, чуда.

Рамхаль пишет о нескольких уровнях влияния высшего духовного мира на наш материальный мир. Более возвышенный уровень этого влияния проявляется в том, что в нашем мире происходят события, которые относятся к миру духовному. Это и есть чудеса. Высочайший уровень присутствия Шехины в нашем народе это и есть проявление высшего духовного мира, которое сопровождается чудесами.

Известная мишна из трактата Авот говорит о десяти чудесах в Иерусалимском Храме. В конце первой главы трактата Йома говорится и о других чудесах Храма. Храм был местом присутствия Шехины, в нем встречались материальный и духовные миры. Более того, Виленский Гаон пишет, что чудо Хануки — не особенно удивительное событие: дело происходило в Эрец Исраэль, стоял Храм. А вот чудо Пурима, произошедшее в изгнании, это действительно великое чудо.

Сегодня нет у нас ни Храма ни Меноры. У нас есть остатки былого величия, так называемая «Шехина в изгнании», Шехинта бе-галута. Это само по себе — великий дар Всевышнего. Места присутствия Шехины — места изучения Торы. Даже там, где один человек сидит и учит Тору — присутствует Шехина. Исходя из сказанного выше, изучение Торы именно в Хануку имеет особый статус.

Спрашивает рав Нафтали Цви Йеуда Берлин из Воложина (Нацив): почему в Храме было два предмета, которые связаны с Торой? Речь идет про Аарон а-Кодеш, в котором хранился свиток Торы и Скрижали Завета, а кроме него, вне Святая Святых, была Менора. Пишет Нацив, что Письменная Тора хранилась в Святая Святых. А Устную — символизирует Менора.

Рамбан (глава Беаалотха) пишет, что зажжение Меноры было утешением для Аарона, у которого не было удела в приношениях глав колен. Рамбан объясняет, что имеется в виду не просто зажигание Меноры в Храме, но и события Хануки. Казалось бы, речь идет только о заповеди зажигания Меноры. Но остается непонятным, чем это важнее, чем все жертвы, приносимые в Храме. Более того, в наши дни у коэнов нет какого-то особого удела в зажигании ханукии. Видится, что это нужно объяснить так: самоотверженность коэнов в занятиях Торой стала причиной того, что они удостоились заново освятить Храм, заново зажечь Менору, удостоились чуда с маслом, которое горело восемь дней. Так как Менора символизировала Устную Тору, то это стало причиной величайшего расцвета ее изучения во времена Второго Храма. Раскрытие Устной Торы произошло именно в период Второго Храма, хотя, безусловно, она была получена нами на горе Синай.

В связи со сказанным выше, возникает большой вопрос: получается, что в Хануку нужно еще больше заниматься изучением Торы? Тем не менее, в Хануку обычно учатся как раз меньше. Я задал этот вопрос близкому ученику рава Эльяшива, раву Ицхаку Дарзи. Он сказал, что много раз задавал рав Эльяшиву и раву Шломо Залману Ойербаху один вопрос: почему жена не может зажечь ханукию, а муж в это время будет спокойно учиться в колеле? Тем не менее в нашем народе так не принято поступать. Отцы семейств оставляют учебу и работу и буквально бегут зажигать ханукальные свечи. Почему так? Рав Дарзи приводит следующий ответ от имени рава Эльяшива. Сказано у Рамбама про Хануку, что зажигание свечей — «очень любимая заповедь». Через исполнение этой заповеди мы прилепляем себя к самой Торе. А прилепить себя к Торе — более важно, чем ее изучение. Но чтобы заповедь действительно стала любимой, ее нельзя исполнить при помощи посланника.

Сказано, что тот, кто расторопен в заповеди зажигания свечей (имеются в виду шаббатние свечи и свечи Хануки) удостаивается того, чтобы он и его дети стали мудрецами Торы. Безусловно, для реализации этого необходимо учиться также и самому. Но есть одна проблема: тысячи евреев исполняют это, но, к сожалению, не удостаиваются стать мудрецами. В трактате Шаббат (22б) о ханукальных свечах сказано: «По свече — на человека и его дом». «Его дом» — это и семья и буквально дом как место, где зажигают свечи. Очень важно помнить, что у нас есть еще одно место присутствия Шехины в нашем народе, помимо Храма и мест изучения Торы. Речь идет о наших еврейских домах. Впервые в Торе местом присутствия Шехины был назван шатер нашей праматери Сары. Там говорится об облаке над ее шатром. Мы знаем, что, когда мужчина и женщина удостаиваются — их дом становится местом присутствия Шехины.

Однажды пришли с вопросом к раву Моше Файнштейну: когда говорят о том, что мужчина и женщина удостоились присутствия Шехины — речь идет о больших праведниках и мудрецах, как Хафец Хаим. Но простые люди разве имеются в виду? Рав Файнштейн был очень недоволен услышанным и ответил: «Не изгоняйте Шехину из еврейских домов!» Каждый еврей, необязательно великий мудрец Торы, может удостоиться присутствия Шехины в своем доме.

Сказано, что тот, у кого нет жены — у него нет Торы. Это звучит очень странно. Посмотрите на замечательных юных учеников ешив — разве у них нет Торы? Хорошо бы нам всем так учиться, как они. Почему же у них «нет Торы»? Но есть определенный уровень постижения Торы, который мужчина может обрести только вместе с женой. Женщина ассоциируется с понятием бина (понимание), а мужчина — с понятием даат (мудрость). В Пиркей Авот сказано, что если нет бины, то нет и даат — если нет понимания и постижения, то нет и мудрости. Эти два аспекта разума объединяются, когда появляется еврейская семья.

Возвращаясь к сказанному в трактате Шаббат «По свече — на человека и его дом», нужно отметить следующее. Для полноценного исполнения заповеди зажигания свечей требуется настоящее единение внутри семьи, настоящий крепкий еврейский дом. И поэтому Ханука – это радость в доме. Свет Хануки — это свет еврейского дома, свет единения еврейской семьи. Этот свет и является причиной присутствия Шехины в наших домах. Для полноценного постижения Торы наши дома должны стать местом присутствия Шехины. Там, где нет единения семьи, нет радости в доме, нет и полноценного постижения Торы. Только в случае подлинного единения семьи мы можем говорить о полноценном исполнении заповеди зажигания ханукальных свечей. Так можно разъяснить ответ рава Эльяшива на вопрос о том, почему в Хануку учатся меньше, хотя, казалось бы, нужно учиться больше.

Одним из запретов, которые наложили греки на наш народ, был запрет на освящение месяца, кидуш а-ходеш. Известный комментарий Раши говорит, что именно с этой заповеди должна начинаться Тора. В Талмуде говорится, что освящение месяца влияет на физическое состояние человека. То есть не только законы природы влияют на человека, но и то, как Санедрин в Иерусалиме освящает месяц. Тот факт, что у евреев была возможность влиять на физическую природу этого мира, не просто мешал грекам. Это противоречило всему их мироощущению. И с этим они начали бороться прежде всего.

Но есть еще одна важная деталь в истории борьбы греческой культуры с Торой, на которую не всегда обращают внимание. Известно, что греки оскверняли дочерей Израиля — так называемое «право первой ночи». И в этом злодейский замысел греков проявился гораздо сильнее, чем в запрете освящения месяца. Поразить, осквернить связь между мужем и женой — это подорвать основу присутствия Шехины в нашем народе. Более того, говорится, что греки запрещали мужу и жене уединяться. Дома должны были быть открытыми. Если дом был заперт, его обитателям грозила смерть! Таков был план греков — уничтожить все то, что объединяет евреев, что дает нашему народу единение с Творцом.

Именно поэтому помимо изучения Торы в Хануку у нас есть еще одна великая обязанность — объединить всю нашу семью. Большинство из нас не выросло в домах больших праведников и мудрецов. Многие росли в неполных семьях. Так откуда мы можем знать, что такое настоящая еврейская семья? В ешиве этому тоже не учат. Жениху и невесте дают благословение, чтобы они построили биньян адей ад — «вечное здание». Но как его строить?

Рав Пинкус приводил пример того, что такое события Хануки. Представьте себе горстку ешиботников, которые взяли ножи из столовой и пошли воевать. Но Хашмонаим не были сумасшедшими! Их поступок — не поступок сумасшедших! В Хануку мы говорим в молитве о «богатырях» (гиборим) и «слабых» (халашим). Если говорить о физической силе, то понятно, что богатыри — это греки, а слабые — та горстка евреев, которая вышла на войну с ними. Но вот что касается силы духа, то тут все наоборот.

Это же касается и нашего с вами вопроса — как строить еврейскую семью. Давайте вспомним: сколько у каждого из нас было преград и проблем на пути к Торе? Сколько нужно было преодолеть, чтобы совершить тшуву? Но в каждом из нас нашлась та самая «капля чистого оливкового масла»! И из этой капли — не в силу наших заслуг, а в силу помощи Свыше — мы разожгли наш светильник Торы и веры! Одно из проявлений нашей жизненной силы — это борьба. Поэтому мы в Хануку благодарим Творца аль а-милхамот — «за войны». Войны – это не только физическая борьба с врагом. Это еще и постоянная война, которую мы ведем с дурным началом внутри нас, со скверной мира, которая окружает нас снаружи. В глубине души мы понимаем, что Всевышний помогает нам несмотря ни на что. С одной стороны — у нас есть множество проблем. Тяжело строить семью по Торе, имея такой «багаж» прошлой жизни, который есть у каждого из нас. Но тут нам нужно взять пример с Хашмонаим и «выйти на войну» со всей скверной и трудностями, положившись на великую помощь Творца. Нам нужно знать, что Всевышний дает нам силы плыть против течения, побеждать наше дурное начало. Для каждого из нас Всевышний уже совершил множество чудес, проведя по пути тшувы. Из этого мы должны выучить, что и в построении еврейского дома — при условии большой духовной работы с нашей стороны — нас ожидает великая помощь Свыше! Да удостоимся все мы того, чтобы наши дома наполнились радостью и светом Торы, чтобы наши дети захотели пойти по пути служения Творцу! Веселой и светлой Хануки!

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=39185