Ханука — Праздник веры и упования

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Ноах Березовский

485

Сказано: «Спрашивают и объясняют законы праздника». Говорит Адмор, автор «Бейт Авраам»: «спрашивают» – это от слова «просят», и читай не алахот («законы»), а алихот (в данном случае – смысл, объяснение). То есть, мы просим Всевышнего, благословен Он, удостоиться проникнуть во внутренний смысл праздника. Еще можно сказать, что спрашивают и объясняют суть праздника и его особые качества . У каждого праздника есть его уникальные качества, отличающие его от других – будь то трепет перед Творцом, любовь к Нему, или другие качества, и каждый праздник освещает весь год своим особым качеством. В этом и заключается смысл изучения законов праздника – как именно войти в праздничные дни, и с чем выйти из них. Как приводится в книге «Торат Авот» о стихе (Теилим, 32): «Об этом следует молиться каждому праведнику в момент близости» – речь идет о моменте выхода из святости, когда заканчивается праздник или Шаббат. Как человек выходит из праздника, и с чем он выходит. Когда человеку ясна суть праздника, он знает, с какими духовными ценностями он должен выйти из него.

Два праздника – Ханука и Пурим – это последние из семи заповедей, добавленных нашими мудрецами, как сказано, что Ханука является последней из 620-ти заповедей – 613 заповедей Торы и семи заповедей мудрецов.

Наши мудрецы установили для народа Израиля праздники, которые будут сопровождать его на протяжении всего галута. Они видели, какое длинное изгнание ожидает евреев, сколько боли, мучений и страданий они будут переживать. Поэтому, чтобы народ Израиля смог выдержать этот длинный и горький галут, а не пропал в нем, не дай Б-г, наши мудрецы установили нам Хануку и Пурим, чей корень – вера и упование на Всевышнего, чтобы эти праздники сияли народу Израиля светом веры и упования во всех тяжелых ситуациях, в темных временах, которые переживают как отдельные люди, так и весь народ. Сила веры и упования поможет народу Израиля вынести и вытерпеть все.

Основа этих двух праздников – вера и упование на Творца, и именно в силу этого происходили чудеса. В Пурим был вынесен приговор полного уничтожения всех евреев, т.е. народ Израиля находился под угрозой физического исчезновения, не дай Б-г. Чудо спасения произошло уже после того, как приговор был подписан и запечатан царским перстнем-печатью. Причем, как мы знаем, имелся в виду Царь всех царей, Владыка мира. И приговор этот нельзя было отменить. «Письмо, запечатанное царской печатью, нельзя вернуть». В таком положении надежда на спасение была надеждой на чудо. Однако силой веры и упования на Творца, Мордехай и Эстер пробудили высшее милосердие и удостоились спасения,и тяжкий приговор превратился в избавление и спасение.

А в Хануку под большой угрозой находилось духовное существование народа Израиля, поскольку греки запретили соблюдать шаббат, освящать месяц и делать обрезание, эти вещи являются фундаментальной основой еврейской жизни, и велели: «Напишите на роге быка, что нет у вас доли и удела в Б-ге Израиля». И здесь тоже спасения удостоились силой веры, упования и уверенностью в Творце, когда горстка евреев вышла на войну.

Пишет Раши в своем комментарии на стих «сокруши чресла его врагов» (Дварим, 33:11), что двенадцать хашмонаев и Эльазар вышли воевать против десятков тысяч греков. Как мы говорим в специальной ханукальной вставке в молитву: «Ты отдал богатырей в руки слабых, и многих – в руки немногочисленных». Греческие воины были богатырями в самом прямом смысле, а евреи – на самом деле были слабыми, и они вышли воевать с огромными войсками. Так что надежда на победу была совершенно сверхъестественной. Однако силой своей веры и упования, поскольку им было совершенно ясно, что Всевышний не оставит Свой народ, они сделали возможным чудо, и исполнилось для них сказанное: «Не будут стыдиться все, надеющиеся на Тебя, и никогда не будут опозорены все, полагающиеся на Тебя».

«Маген Авраам» в законах Шаббата (п. 295) пишет, зачем, когда говорят 91-ю главу Теилим, последний ее стих «долголетием насыщу его и дам ему увидеть Мое спасение», повторяют дважды. Поскольку сказано в книге «ТаШБеЦ», что если повторить этот стих дважды, то вся глава будет насчитывать 130 слов. А 130 – это гематрия оскольку коэны-хашмонаи постоянно повторяли эту главу Теилим во время войны ип ,)הכהנים( «ынэослова «к одержали победу. То есть, именно это было оружием хашмонаев: они вышли на войну со словами Теилим , и силой их победили. Эта глава Теилим называется «Песнь (защиты от) бед», и, по сути, является песнью упования на Творца, поскольку вся она основана на вере, уповании и уверенности в спасении Творца, как сказано в ее начале: «Скажу Г-споду: «Ты – мое убежище и моя крепость, мой Б-г, на Которого я уповаю». Во всей этой главе царь Давид не упоминает свои заслуги перед Всевышним, поскольку даже если у человека нет никаких заслуг, и нет ничего, за что ему полагалась бы помощь, а есть только одно – «мой Б-г, на Которого я уповаю», сила упования настолько безгранична, что она открывает все врата спасения. Как сказано далее: «ведь Он спасает и от сетей ловца… ибо Своим ангелам велит Он охранять тебя на всех твоих путях. На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась о камень твоя нога. На льва и ядовитую змею наступишь, раздавишь молодого льва и дракона».

Нет ничего, что может одолеть упование на Творца – ни естественные опасности, ни сверхъестественные.

В этом и заключалась сила победы Хашмонаев – когда они вышли, слабые и немногочисленные, против множества богатырей, они не имели в виду, что это будет самоубийственная война, не дай Б-г. Нет, они были полностью уверены в своей победе. Поскольку естественным путем не было никаких шансов победить, они полностью пологались на Всевышнего, что Он спасет их, поскольку сила упования способна привести спасение даже вне рамок природы. Силой 91-й главы Теилим они разрушили все преграды между ними и Всевышним, и исполнилось для них «упадет тысяча рядом с тобой, и десять тысяч – справа от тебя, а тебя не тронет». Никакая сила не в состоянии выстоять против «тайного оружия» еврея – упования на Творца, которое «бьет больших царей и убивает великих правителей». Так произошло и с чудом Пурима – даже после вынесения приговора, Мордехай не кланялся Аману, как он сказал царице Эстер «свобода и спасение придут евреям из другого места».

Ему было абсолютно, без малейшей тени сомнения, ясно, что свобода и спасение придут к евреям, что на основе этого он послал Эстер рисковать своей жизнью. И действительно, в силу упования, что «не будут стыдиться и никогда не будут опозорены полагающиеся на Тебя», пришло великое спасение – евреи победили своих врагов.

Поэтому суть обоих этих праздников – укрепить в еврейском народе силу веры и упования, которая будет светить ему во всех тяжелых ситуациях,как естественных,так и сверхъестественных.

В этом смысле, произошедшее в Хануку и Пурим даже более велико, чем то, что произошедшее при выходе из Египта. При выходе из Египта евреи лишь были избавлены от египетского рабства, но не было победы над врагами. Поскольку в Египте они обладали лишь силой веры, как сказано у наших мудрецов: «В заслугу веры наши праотцы были избавлены от Египта», но из-за этого – они были всего лишь избавлены. Однако в Хануку и Пурим они обладали силой упования на Творца, и благодаря этому получили спасение более высокого уровня: в Пурим – как сказано «евреи победили своих врагов «, а в Хануку – царская власть вернулась в руки Израиля на более чем 200 лет, до разрушения Второго Бейт-Микдаша (см. Рамбам, «Законы Хануки», 3).

Есть силы, действующие в заслугу Торы и добрых дел, есть силы молитвы, но сила веры и упования превосходит их всех – это ключ к решению самых тяжелых проблем, которые еврей не может решить на протяжении всего остального года. Так было и с царицей Эстер: когда она вошла в зал Ахашвероша, полный идолов, Шехина покинула ее, и она сказала: «Г-сподь мой, почему Ты покинул меня?». Дальше она сказала: «Б-г мой, я взываю к Тебе днем, но Ты не отвечаешь…», — есть времена, когда и молитва не действует, поскольку есть обвинители Свыше, которые задерживают ее и не дают ей подняться к Всевышнему. Тогда остается единственный выход: уповать на Всевышнего, как сказала Эстер: «На Тебя уповали наши отцы, полагались на Тебя, и Ты вызволял их» (см. Теилим, 22), поскольку упование – это единственная вещь, которая помогает еврею всегда, в любой ситуации и отменяет все суровые приговоры даже в час сокрытия, когда кажется, что Всевышний покинул нас.

Так произошло во времена Мордехая, который, совершенно не зная, откуда и как именно придет спасение, был полностью уверен, что Всевышний обязательно поможет евреям. Так произошло и с Хашмонаями в Хануку, когда не было никакой возможности спастись, и все молитвы были уже произнесены. Только сила упования на Творца спасла их – они пошли на самопожертвование, будучи уверенными, что Всевышний спасет их.

Это и есть фундамент еврея. У еврея есть великая Тора, и есть 613 заповедей, однако его основа – это вера и упование на Творца. Как сказано в книге «При а-арец» (гл. Ваера), что все испытания еврея – это испытания на веру, поскольку она является его основой. Вся борьба с материализмом греков состояла именно в этом. Греки желали отсечь евреев от их духовной основы, как видно из их постановления: «Напишите себе на роге быка: «Нет у нас удела в Б-ге Израиля»». И когда Всевышний послал нам спасение, оно касалось именно этого момента – показать, что даже когда сыны Израиля находятся на самой низкой ступени духовности,ниже десяти тфахим(место сил зла), они все равно связаны с Всевышним, благословен Он, без всяких условий; не потому, что достойны этого в соответствии со своим духовным уровнем, а потому, что они верят, что Всевышний не бросит и не оставит их, а сжалится над ними, как отец жалеет своих детей. И в противоположность идее греков – «нет у вас удела в Б-ге Израиля», оказывается, что даже на самом низком духовном уровне – у народа Израиля есть удел во Всевышнем, благословен Он.

На следующий год после чудесных событий мудрецы установили эти дни, как праздничные. Приводится в наших святых книгах , почему праздник не был установлен сразу же после победы над греками: наши мудрецы не знали, будет ли проявление присутствия Всевышнего во время Хануки повторяться каждый год, или это было одноразовое событие. Когда на следующий год они ощутили, что свет, излившийся в мир тогда, когда произошло чудо, пробуждается заново, они поняли, что это явление будет происходить всегда, каждый год. Тогда они установили, что эти дни будут праздничными днями. Так произошло с Пуримом, который был установлен, как праздник, на следующий год после всех событий, и так же произошло и с Ханукой. Так же как в тот год коэны- хашмонаи привели в мир этот свет Свыше посредством своей веры и упования на Творца, так и теперь, каждый год, еврей должен пробуждать в себе эти качества, чтобы привести в мир тот чудесный свет Хануки, который Всевышний даровал нам в те времена.

Это и является причиной того, что в заповеди ханукальных свечей есть возможность выполнять еще и еще улучшать способ ее выполнения – чего мы не находим в других заповедях. Поскольку у веры и упования есть бесконечное количество ступеней, можно выполнять эту заповедь все более и более лучшим образом. Ведь вера – это самая высшая ступень и самая низшая ступень. Как сказал святой Бааль Шем Тов: после всех моих духовных достижений и высоких духовных ступеней, на которые я поднялся, «я верю, как самый простой человек». А великий раби из Кобрина сказал о высказывании мудрецов (Тамид, 28а) «Каков прямой путь, который следует выбрать человеку? Следует приумножать веру!» Человеку в отношении всех своих душевных качеств не следует «прыгать» выше своего духовного уровня, но пусть как можно больше приумножает веру.

Поэтому, здесь есть разные уровни выполнения заповеди – есть хороший уровень, есть лучший, а есть еще лучший.

В этом и заключается смысл сказанного мудрецами прежних поколений, что после зажигания ханукальных свечей нужно говорить 91-ю главу Теилим. В наших книгах по Каббале приводится объяснение этого обычая: свечи Хануки зажигают на высоте ниже десяти тфахим, а это – место власти «внешних» (нечистых) сил, поэтому нужно очень следить, чтобы эти силы не «прилепились» к свечам. Поэтому-то и говорят 91-ю главу, «песнь (защиты от) бед», чтобы не дать этим силам осквернить ханукальные свечи. В других заповедях или в субботних свечах, которые обычно зажигают на высоте выше десяти тфахим, нет такой опасности. Кроме того, в соответствии со сказанным выше, что суть праздника Хануки в том, чтобы еврей пробудил себе упование на Творца, которого бы хватило на весь год. 91-ю главу говорят потому, что это «песнь упования». Говорят ее в момент зажигания свечей, поскольку этот момент более всего обладает способностью пробудить упование на Творца в заслугу Хашмонаев. Бывает, что упование на Творца является для человека туманным расплывчатым понятием. Свет ханукальных свечей обладает особым свойством озарить веру и упование так, что они станут светлыми и сияющими. Причем понятно, почему эту главу говорят и при зажигании ханукальных свечей в канун шаббата – ведь можно было бы сказать, что в шаббат у сил зла нет возможности «прилепиться» к святому.

Однако, поскольку главная суть праздника – это упование на Творца, о котором говорится в этой главе, «скажу Г- споду: «Ты – мое прибежище и моя крепость», и даже если я со своей стороны недостоин этого, все же «Б-го мой – буду уповать на Него», а если «Б-г мой, на Тебя я надеялся», то «не устыжусь». Сила упования – это самая могучая сила, которой обладает еврей, и она поддерживает его в самых тяжких случаях. Всевышний как бы говорит: «Поскольку он уповает на Меня – Я пошлю ему спасение и милосердие».

В соответствии со сказанным выше можно понять, почему ханукальной вставке мы благодарим Всевышнего «за явные и скрытые чудеса, за спасения, и за войны…» Ведь, казалось бы, зачем благодарить за войны? Это нежелательная вещь, войны вели лишь в безвыходных ситуациях, так зачем благодарить Всевышнего за войны, в то время, когда мы благодарим Его за явные и скрытые чудеса, которые Он совершил для наших предков? Ответ таков: когда греческие власти оккупировали землю Израиля, казалось, что, согласно естественному ходу вещей, у народа Израиля нет никаких шансов выжить, не дай Б-г. Как приводится в Мидраше Танхума (Тазриа, 11), что тот, кто не выполнил приказ написать на роге быка «нет у нас удела в Б-ге Израиля», должен был быть казнен, и поэтому казалось, что у народа Израиля просто нет больше будущего. У всей этой войны с греками не было никаких шансов. Греция в то время была великой империей, ее солдаты были сильными и опытными воинами, а против них вышла горстка коэнов-Хашмонаев. Какой смысл было выходить на безнадежную войну? Если смотреть в рамках естественного хода вещей – им ничего не оставалось, как только отчаяться. Однако Всевышний, чтобы они не отчаялись, укрепил их и вдохнул дух упования. И они действительно укрепились в своем уповании на Всевышнего, что Он – милосердный Отец, и не оставит Свой народ, и вышли воевать с греками силой своего упования. Поэтому-то мы и благодарим за войны: война сама по себе – это вещь отрицательная, но война с греками была великой милостью Всевышнего, что евреи не отчаялись, а вышли на войну, уповая на Него. Когда евреи отчаиваются, они питают своим отчаянием «другую сторону» (силы зла), а здесь упование на Всевышнего дало им силы выйти на войну, и, хотя они – слабы, но они идут на войну вместе с Творцом, для Которого вся греческая доблесть – ничто, поэтому победа была обеспечена.

Конечно, обычно не полагаются на чудо, но коэны-хашмонаи были твердо уверены в спасении. Как сказано в Теилим (125): «Уповающие на Г-спода подобны горе Цион – не поколеблется она, пребудет вовек». Как существование горы Цион очевидно и постоянно, и она никогда не будет разрушена, так и те, кто уповают на Творца – их упование абсолютно и цельно, без тени сомнений. Таким было упование хашмонаев, они не вышли на войну, чтобы погибнуть, они были совершенно уверены, что Творец спасет их. Как сказано в молитве Амида: «дай хорошую награду всем, кто поистине уповает на Твое Имя». Бывает, что человек уповает и полагается на Всевышнего, но, с другой стороны, делает все, что в его силах, чтобы «помочь» Всевышнему решить его проблему. Однако смысл упования в том, что «поистине уповают на Твое Имя», что ясно понимают, что нет другого пути. Так коэны вышли на войну, когда увидели положение еврейского народа и поняли, что больше не могут выносить бремя злодейского греческого царства. Они были уверены, что Всевышний поможет им, поскольку невозможно, чтобы Он оставил народ Израиля на погибель, не дай Б-г.

В этом и заключается суть законов Хануки: еврей должен задуматься, с чем он приходит к этому празднику, и с чем выйдет из него. Ведь вся идея Хануки – это укрепить веру и упование на Всевышнего, и еврей должен взять себе из этого святого праздника силу веры и упования на весь год, и благодаря этому будет спасен и избавлен от всех бед и несчастий.

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90067