«Что такое Ханука? (Раши объясняет: [Что означает вопрос] “Что такое Ханука?” [Он означает]: “В честь какого чуда ее установили?”») Передали нам мудрецы: 25 числа месяца кислев… [После того] как греки вошли в Храм, они осквернили все масло, которое было в нем, а когда царство Хашмонаим победило и разбило их, то стали проверять и нашли только один кувшин [чистого] масла, которое хранилось, запечатанное первосвященником. Но его хватало только для того, чтобы [менора] горела в течение одного дня. Произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год постановили сделать эти дни праздничными, с восхвалением и благодарением» (Шаббат, 21б).
Это необходимо осмыслить. Ведь в этот период всему народу Израиля угрожало полное уничтожение, не дай Б-г. Этот факт упоминается в ханукальной вставке к молитве: «Когда восстало злодейское эллинское царство на народ Твой, Израиль, чтобы заставить его забыть Тору Твою и нарушить законы воли Твоей». И тогда произошли великие чудеса: «Предал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки малочисленных… А Себе приобрёл Ты Имя великое и святое в мире Своем, и народу Своему, Израилю, Ты даровал спасение великое и избавление по сей день». На первый взгляд, было бы логичнее связать праздник Хануки именно с этим спасением. [Но праздник был установлен не в день победы над греками, а на следующий день, когда произошло чудо с маслом.] Разве можно сравнить чудо кувшинчика масла, необходимое для зажигания меноры в чистоте в течение семи дней, с чудом спасения, благодаря которому весь еврейский народ избежал уничтожения, сохранился, получил возможность изучать Тору и исполнять заповеди, причём не только в том поколении, а в течение всех последующих поколений?!
***
О том как Йосефа увели в Египет сказано (Берешит, 37:25): «Вот, караван ишмаэлитян приходит из Гилада, и верблюды их несут пряности, бальзам и лот; идут они, чтобы везти в Египет». Об этом сказали мудрецы (мидраш «Ялкут Шимони», ч. «Берешит», гл. 142): «Разве ишмаэлитяне не навьючивают исключительно кожи и дёготь? Но вот, посмотри: что Всевышний тогда уготовил этому праведнику (Йосефу): тюки, полные пряностей, источник благоухания вместо обычной вони, сопровождающей караваны».
На первый взгляд, это непонятно. Ведь это был столь тяжкий час, когда Йосефа насильно увели в Египет, когда он в одночасье испытал великое падение. Только недавно он был на самой вершине судьбы, любимый сын престарелого отца, которому Яаков передавал всю мудрость, приобретённую в домах учения Шема и Эвера. Теперь же он свалился в глубочайшую яму: его продали в рабство, да ещё в Египет, в место, опустившееся на все 49 уровней скверны. Египет был герметически закрыт, и ни один раб не смог сбежать оттуда. Поэтому всё шло к тому, что Йосеф уже никогда не выйдет на свободу. И всё это произошло так быстро и неожиданно, что у Йосефа совершенно не было времени свыкнуться с той ужасной ситуацией, в которую он попал. В столь мрачный час какая Йосефу разница, ощутит он запах смолы и дёгтя, или запах специй? Разве в такое тяжёлое время запах пряностей может чем-нибудь помочь Йосефу, или хотя бы поднять ему настроение? Это просто удивительно!
Но при более глубоком рассмотрении, мы увидим, что этот запах специй имел огромное значение!
Ибо смысл его заключался совсем не в том, чтобы Йосефу просто было приятно. Смысл его был в том, что в тот горький час, когда вся его жизнь неожиданно разрушилась, Йосеф мог дойти до состояния полного отчаяния, не дай Б-г. Создаётся впечатление, что Всевышний полностью скрылся от него — он потерян и забыт, не дай Б-г. В эту тяжкую минуту, ему с Небес намекнули, что в действительности всё обстоит совершенно иначе. Всевышний с ним, и постоянно управляет всем, что с ним происходит. Он не должен переставать полагаться на Него. Всевышний специально уготовил ему приятный запах, что в данном случае шло в разрез с обычным порядком вещей, чтобы показать ему, что он не потерян и не забыт. Наоборот, Всевышний «ведёт его за руку», и вместе с ним спускается в Египет. Это то, что Всевышний сказал Яакову (Берешит, 46:4): «Я спущусь с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно». Этот запах пряностей был для Йосефа лучом света в той тьме, в которую он был ввергнут. Именно благодаря запаху у Йосефа появилась надежда выкарабкаться из того тяжёлого положения, в котором он оказался. Это похоже на то, что сказал пророк Йона (2:5): «Изгнан я от очей Твоих, но увижу еще святой храм Твой». Комментарий Раши объясняет: «Когда увидел я, что Ты оживляешь меня всё это время, то понял, что ещё увижу святой храм Твой».
Теперь мы понимаем, что смысл чуда, которое произошло с Йосефом, заключался не просто в том, чтобы уберечь его от отталкивающего запаха. Он заключался в том, что Всевышний проявился ему, дабы он подбодрился, понял и почувствовал, что даже в этом положении он не покинут. Всевышний с ним, любит его и присылает ему запах специй. Из этого Йосеф должен заключить, что все страдания, которые он испытывает, Всевышний насылает на него только из любви.
***
Интересно, что Тора описывает несколько чудес, которые, на первый взгляд, были совершены для незначительных целей. Например, чудо, которое произошло при борьбе Давида и Голиафа. Написано (Шмуэль 1. 17:49): «И опустил Давид руку свою в суму, и взял оттуда камень, и метнул, и поразил филистимлянина в лоб, и камень вонзился в лоб его, и упал он лицом на землю». Тот, кого сильно ударили в лоб, должен упасть назад! Но было совершено чудо, необходимое для того, чтобы Давиду не пришлось идти слишком далеко, чтобы отрубить ему голову. Таким образом Давид выиграл двенадцать локтей и две пяди — рост Голиафа был шесть локтей с пядью (комментарий Раши, приведено от имени «Мидраш Теилим»; см. там стих 4 и комм. «Мецудат Цион»).
Это удивительно, особенно в свете того, что сказали нам мудрецы (трактат Шаббат, 53б, см. также Таанит, 24а): «Как скверен этот человек, из-за которого были нарушены законы природы»! Изменение законов природы — это вовсе не малозначимая вещь. А тут произошло нарушение законов природы для того, чтобы сэкономить Давиду несколько шагов, когда он шёл отрубать Голиафу голову. То дополнительно расстояние, которое ему пришлось бы пройти, не составляло для Давида абсолютно никакого затруднения.
***
Подобное явление можно также обнаружить в комментарии «Ор а-Хаим» (к стиху Берешит, 13:14). Написано: «Подними очи свои и посмотри с места, на котором ты теперь, к северу и к югу, и к востоку, и к западу». «Ор а-Хаим» пишет: «Написано “с места, на котором ты теперь” так как свершилось для Авраама великое чудо. Он видел с севера на юг и с востока на запад с одного места, не поворачиваясь». Это требуется как-то объяснить. Неужели Аврааму было так тяжело повернуться, чтобы осмотреть всю Землю Обетованную во всех направлениях? Ему в самом деле было необходимо это великое чудо? [В другом месте автор объясняет, что в действительности взгляд на всю землю Израиля одновременно качественно отличен от видения её по частям. Целое всегда качественно отличается от суммы составляющих. Но из слов «Ор а-Хаим» следует вывод, что чудо было необходимо для того, чтобы избавить Авраама от необходимости поворачивать голову.]
Следуя установленному нами принципу, в соответствии с которым некоторые чудеса нужны только для того, чтобы произошло «раскрытие Лика» Всевышнего, можно объяснить и эти чудеса. Но сначала — небольшая притча.
В одной семье потерялся чрезвычайно дорогой бриллиант, который передавался из поколения в поколение. Все члены семьи были глубоко расстроены и не жалели усилий на его поиски. После долгих и напряжённых розысков один из детей обнаружил потерянную драгоценность. Отец подошёл к нему и поцеловал его в лоб. Вся семья была весьма обрадована, и этот ребёнок радовался вместе со всеми. Но кроме общей радости, у него ещё была его собственная радость — поцелуй, который он получил от своего отца.
Именно в этом заключается великий смысл этих чудес. Нет никаких сомнений, что само чудо убийства Голиафа Давидом было великим чудом. Это было освящением Имени Творца и спасением для всего народа Израиля, включая самого Давида. Но Давид также удостоился своего собственного чуда, произошедшего специально для него, — своего собственного «поцелуя». Это чудо — падение Голиафа вперёд, благодаря которому Давид сэкономил двенадцать локтей и две пяди, не обладает собственной значимостью. Весь его смысл — это знак особого благорасположения по отношению к Давиду, в то время как для всего народа Израиля было совершено общее чудо. Наоборот, чем меньше была реальная необходимость в частном чуде, совершённом для Давида, тем больше это чудо является знаком особого расположения по отношению к нему.
И подобным образом можно объяснить и чудо, совершённое для Авраама, когда он одним взглядом окинул всю Землю Израиля, без необходимости поворачивать голову. В этот момент он удостоился обещания (Берешит, 13:15-17): «Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. И сделаю потомство твое, как песок земной; так что, если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет. Встань, пройди по земле сей в длину ее и в ширину ее, ибо тебе Я дам ее». Здесь содержится обещание, что возникнет народ Израиля, а также обещание передать этому народу землю Кнаан. Благодаря этому всё мироздание достигнет той цели, для которой оно было создано. Но даже получая это обещание, Авраам удостоился ещё одного дополнительного «поцелуя». Для него свершилось чудо, благодаря которому ему не пришлось поворачиваться, чтобы осмотреть всю Землю Израиля. Это чудо было сделано не для всего народа, а только лично для Авраама — особое озарение, проявившее заслуженное Авраамом благоволение.
***
В соответствии с этим принципом также становится понятно то, что произошло с Йохевед. После того как дочь фараона Батья спасла Моше, «сказала ей дочь Фараона: возьми младенца сего и вскорми его мне; а я дам тебе плату. И взяла женщина младенца, и кормила его» (Шмот, 2:9). Мудрецы сказали об этом: «Мало того, что праведникам возвращают потерянное, они ещё и получают за это плату!.. Всевышний вернул ей сына, да ещё и дал ей за это жалование». На первый взгляд, непонятно, какой ценностью обладает полученная Йохевед плата по сравнению с великим чудом, которое произошло с ней. Ребёнок, за которым охотились египтяне и которого она сама вынуждена была положить в Нил, был спасён! И это спасение касалось не только ближайшей семьи Моше. Было известно, что Моше — это спаситель Израиля, и избавление из египетского рабства зависит именно от него, ни от кого другого. Следовательно, спасение Моше — это спасение всего народа Израиля. По сравнению с этим фактом, какое значение имеет плата, которую получила Йохевед?
В действительности это объясняется так же, как приведённые выше примеры. Плата, которую получала Йохевед, не имеет собственного значения. Весь её смысл — быть знаком благосклонности, предназначенным специально для Йохевед. Во времена великого избавления — спасения Моше, «я дам тебе плату» — ей было выказано особое благоволение.
***
Следуя этому положению, по которому чудо иногда является лишь «поцелуем», необходимым только для того, чтобы показать расположение Всевышнего, можно также понять смысл чуда кувшина с маслом и причину, по которой праздник Ханука был установлен именно в честь этого чуда. Даже несмотря на то, что это чудо невозможно сравнить по значимости с чудом спасения всего народа Израиля. В действительности это чудо, благодаря которому была дана возможность зажигать храмовую Менору в течение восьми дней в чистоте, является особым раскрытием любви Всевышнего к своему народу. Всё это чудо — как «поцелуй», особая благосклонность Всевышнего к еврейскому народу.
В отношениях между отцом и его детьми можно наблюдать, что любовь отца к детям прослеживается именно тогда, когда он даёт им вещи, в которых у них нет необходимости, «излишества». Если у отца есть отпрыск, которого он недолюбливает из-за того, что тот не избрал для себя путь благочестия, отец ему даёт только самое необходимое. Но если у него есть горячо любимый сын, приносящий ему великую радость, отец готов дать ему всё, что он захочет. Если мы это обдумаем, то поймём, что, хотя удовлетворять базовые потребности ребёнка важнее, чем одарять его всевозможными излишествами, тем не менее именно излишества являются признаком того, что отец высоко ценит своего сына. И чем меньше необходимость того, что отец даёт сыну, тем больше этот подарок выражает особую любовь к нему.
И это можно сказать о чуде Хануки.
Чудо военной победы над греками, когда сильные были переданы в руки слабых, и многочисленные — в руки малочисленных, было необходимостью. Благодаря этому чуду община Израиля смогла продолжить свое существование, и благодаря этому чуду было исполнено обещание, связанное с изучением Торы (Дварим, 31:21): «Не забудется она в устах потомства его». Но в этом чуде не настолько явно открылась любовь Всевышнего к народу Израиля. А чудо кувшина чистого масла, которое было совершено, только чтобы появилась возможность выполнить заповедь немного лучше, чудо, которое, в сравнении с другими чудесами Хануки, можно охарактеризовать как «излишество», являлось проявлением особого благорасположения. Это чудо показывает, что народ Израиля удостоился проявления великой любви Творца.
И именно в память о том, что народ Израиля удостоился не просто победы, а победы, в которой раскрылась любовь Творца, мудрецы установили эти восемь дней Хануки, чтобы мы «благодарили и восхваляли».
[Тот факт, что они удостоились именно такого чуда — чуда с проявлением благосклонности, которое указывает на великую любовь Всевышнего, является следствием особого качества Маккавеев. Они любили Всевышнего до такой степени, что пошли на самопожертвование ради освящения Его имени. Они вышли на войну, хоть и были слабыми и малочисленными, из-за того, что в их сердцах горела пламенная любовь к Творцу. И поэтому они удостоились чуда, являющегося проявлением любви.]
Перевод: рав Берл Набутовский