«Шулхан арух», рассматривая законы Пурима, постановляет: если «Мегилат Эстэр» («Свиток Эстэр») читал мальчик в возрасте младше тринадцати лет (то есть до возраста бар-мицвы, когда он ещё по Торе не обязан исполнять заповеди), то взрослые, которые слушали его и не читали сами, не выполнили заповедь чтения Свитка. Причина в следующем. В ряде случаев, когда еврей выполняет заповедь за себя, эта заповедь может засчитаться так же и другому еврею, который её не исполнял. Если человек уже исполнил заповедь, а сейчас выполняет её только для того, чтобы она засчиталась его ближнему, в действие вступает принцип «все евреи в ответе друг за друга» («Швуот» 39а). Тесная духовная связь, царящая между евреями, даёт возможность в определённых случаях одному представителю еврейского народа исполнять заповедь за другого. В ситуации, когда человек ещё не успел исполнить заповедь, которая связана с чтением текста (чтение Торы или «Мегилат Эстэр») или произнесением благословений, эта заповедь может засчитаться всякому, кто будет слушать то, что читают, даже если бы не существовал принцип взаимной ответственности евреев. Ибо существует ещё одно правило: «тому, кто внимательно слушает, это засчитывается, как будто он сам произносит».
В приведённых правилах существуют определённые ограничения. Одно из них заключается в том, что исполнить заповедь один еврей за другого может, только если уровень обязанности того, кто выполняет заповедь активно, не ниже уровня обязанности того, кто выполняет её пассивно. Хотя мальчик, который ещё не достиг возраста тринадцати лет, тоже должен читать «Мегилат Эстэр», но уровень его обязанности отличается от уровня обязанности взрослого (старше тринадцати лет). Взрослым людям заповедано читать «Мегилат Эстэр» пророками, а ребёнок, не достигший возраста бар-мицвы, обязан выполнить эту заповедь, как и все остальные, только в рамках подготовки к «настоящему» исполнению, которое становится возможным по достижении тринадцати (у девочки – двенадцати) лет. Обязанность эта установлена мудрецами, поэтому, пока мальчик не достиг возраста тринадцати лет , он не может исполнить заповедь так, чтобы она «засчиталась» взрослому человеку.
Излагая законы зажигания ханукальных свечей, автор «Шулхан аруха» упоминает мнение некоторых законоучителей гласящее, что мальчик, достигший возраста, в котором его уже начинают приучать к исполнению заповедей (пять-шесть лет), но ещё не «взрослый» (то есть младше тринадцати лет), может зажечь свечи за всю семью, включая и взрослых. И это будет засчитано взрослым как выполнение заповеди. (Подчеркнём, что закон установлен в соответствии с другим мнением, согласно которому зажигание ребёнка, не достигшего возраста бар-мицвы, не «засчитывается» для взрослых).
Чем объясняется это различие между законами чтения Свитка и других заповедей и законами зажигания ханукальных свечей?
Можно объяснить его тем, что обязанность зажигать свечи возложена не на каждого члена семьи, а на всю семью в целом. Главное – чтобы в каждом доме были зажжены ханукальные свечи, а не чтобы каждый обязательно их зажёг (и так следует из слов рабэйну Нисима в комментарии к трактату «Псахим» 7б).
Если ханукальные свечи зажёг сумасшедший, глухонемой или ребёнок – это не считается исполнением заповеди, так как их разума недостаточно, чтобы посвятить свечи празднику Ханука. Однако есть те, кто считает, что ребёнок, достигший гиль хинух («возраст, когда ребенка начинают приучать исполнять заповеди), может зажечь ханукальные свечи для взрослых. Они объясняют это следующим образом: в этом возрасте ребёнок уже понимает, во имя чего он зажигает свечи, поэтому свечи по-настоящему считаются ханукальными. Однако, принятый закон гласит, что, хотя главное, чтобы в каждом доме были зажжены ханукальные свечи, их должен зажигать обязательно взрослый.
***
Самая предпочтительная форма исполнения заповеди зажигания ханукальных свечей – то, что Талмуд называет мэадрин («лучшее из лучшего») – согласно Рамбаму, следующая:
В первый день праздника (либо в канун праздника с заходом солнца, либо сразу после выхода звёзд, либо между заходом солнца и выходом звёзд – в соответствии с обычаем, принятым в данной общине) глава семейства зажигает одну свечу за каждого члена семьи. А затем добавляет по свече каждый день за каждого мужчину.
Ашкеназский законоучитель Рамо постановил, что каждый мужчина в семье зажигает свечи сам.
Рабби Акива Эйгер поясняет: для того, чтобы не только хозяин дома, но и остальные мужчины семьи могли произнести благословение, зажигая ханукальные свечи, они должны иметь в виду, что их заповедь не исполняется при зажигании свечей хозяином дома. Мужчины, которые зажигают каждый свои ханукальные свечи, не считаются выполнившими заповедь, если зажёг только хозяин дома. То есть, зажигание хозяина дома им не засчитывается вообще, иначе их собственное зажигание не может считаться самостоятельной заповедью, а только «дополнением».
Поясним. Глава семейства по букве закона может ограничиться зажиганием одной свечи каждый день – за всех членов семьи. Мэадрин – предпочтительная форма выполнения заповеди – чтобы за каждого члена семьи зажгли по свече. Мэадрин мин а-мэадрин («лучшее из лучшего») – это прибавлять по свече каждый день Хануки. Если глава семьи, зажигая ханукальные свечи, собирался «включить» в исполнение заповеди остальных членов семейства, а они, со своей стороны, также хотели, чтобы глава семьи выполнил заповедь и за них, получается, что все выполнили заповедь на минимальном уровне. А если после этого каждый из них зажжёт свои ханукальные свечи, они выполнят идур – добавят элемент, поднимающий уровень исполнения заповеди. А на такое добавление произносить благословение не положено.
Поэтому рабби Акива Эйгер и предупредил тех, кто хочет зажечь самостоятельно, чтобы они не «принимали участие» в заповеди главы семейства, а зажигали изначально с целью выполнить заповедь зажигания ханукальных свечей. В этом случае каждый произносит благословение на своё зажигание, сам исполняет заповедь, и всё вместе будет считаться исполнением заповеди на уровне мэадрин – каждый мужчина в семье зажёг свои ханукальные свечи.
Упомянем ещё один закон, который приводит Рамо. При зажигании ханукальных свечей запрещено зажигать одну свечу заповеди от другой. По букве закона в течение всех восьми дней праздника заповедь считается выполненной уже во время зажигания первой свечи. Дополнительные свечи (которые зажигают во второй и последующие дни Хануки) – это элемент, поднимающий уровень исполнения заповеди до уровня мэадрин. Поскольку статус «дополнения к заповеди» ниже уровня исполнения заповеди как таковой, получается, что свечу с меньшим статусом зажигают от свечи с большим статусом, что является в какой-то мере проявлением «неуважения» к первой свече, статус которой выше.
Автор известного комментария «Маген Авраам» к «Шулхан арух» замечает: если в доме каждый мужчина зажигает свои ханукальные свечи, исполняя закон на уровне мэадрин (для каждого члена семьи своя личная ханукальная свеча), им запрещено зажигать свои свечи от свечи главы семейства. Глава семьи исполнял заповедь, как таковую, и, соответственно, статус его свечи выше, чем у свечей домочадцев, которые зажигают свои ханукальные свечи в рамках «дополнения к заповеди». И если они воспользуются огнём его свечи – это будет в какой-то мере проявлением «неуважения» к этой, главной свече.
Рабби Акива Эйгер не принимает мнение автора комментария «Маген Авраам». Ведь если, как было сказано выше, остальные мужчины семьи не «принимают участия» в заповеди главы семейства, то они исполняют заповедь зажигания свечей Хануки как таковую, а не как «дополнительный элемент», и их свечи не менее важны, чем свеча хозяина дома. И тогда – почему бы не зажечь их свечи от свечи хозяина дома?
Позицию автора комментария «Маген Авраам» можно объяснить, исходя из упомянутого выше принципа. Необходимо, чтобы в каждом доме горела свеча Хануки. И если один из членов семьи зажёг свечу, которая может считаться ханукальной, то обязанность выполнила вся семья. В таком случае свечи, которые зажёг хозяин дома, особенные – это ханукальные свечи семьи. И даже если другие мужчины семьи не «участвуют» в зажигании главы семейства, а зажигают свечи отдельно, выполняя заповедь самостоятельно, всё равно «семейные» ханукальные свечи важнее: их зажигание – это выполнение обязанности всей семьи – чтобы в каждом доме были зажжены ханукальные свечи. Поэтому автор комментария «Маген Авраам» и запретил зажигать свечи от свечи хозяина дома.
***
Брискер Ров (рав Ицхак Зеев Соловейчик – раввин Брест-Литовска в начале прошлого века) пишет: когда речь шла о законах обрезания, мнения Рамбама и Рамо о дополнительном элементе заповеди разошлись. Есть ли самостоятельный смысл в дополнительном элементе заповеди, «украшающем» её, – идуре, или идур имеет смысл лишь тогда, когда он является продолжением заповеди? Также можно объяснить их разногласие и в отношении ханукальных свечей.
Согласно Рамбаму, после того, как глава семьи зажёг свои ханукальные свечи, заповедь выполнена. Если после этого другие мужчины семейства будут зажигать свои свечи, для хозяина дома это будет как идур (дополнительный элемент заповеди), уже не связанный с заповедью напрямую, и произносить благословение на такое зажигание невозможно, да и не имеет смысла. Рамо же считает, что этот дополнительный элемент важен сам по себе. И если остальные мужчины не «участвуют» в заповеди хозяина дома, а зажигают свечи каждый отдельно, в «сумме» это расценивается как мэадрин – лучшее исполнение заповеди – и для главы семьи.
Рав Шах в книге «Ави Эзри» задаёт вопрос: почему согласно Рамбаму в таком дополнении нет смысла?
Ведь когда глава семьи зажигает свечи, остальные мужчины не выполняют заповедь зажигания ханукальных свечей. Получается, что когда они зажигают свечи самостоятельно, они по-настоящему выполняют заповедь как таковую – и есть в этом великий смысл. И, конечно же, следует произнести благословение на такое зажигание, ведь каждый член семьи отдельно зажигает свои ханукальные свечи, а в итоге и вся семья выполняет заповедь на уровне мэадрин (лучшее исполнение заповеди).
На вопрос автора «Ави Эзри» так же можно было бы попытаться ответить, исходя из того же принципа. Когда свечи зажигает хозяин дома, он исполняет заповедь не только, как один из членов семьи, но и выполняет обязанность всей семьи: чтобы в доме горели ханукальные свечи. И после того, как глава семьи зажёг свечи, обязанность семьи выполнена. Зажигание всех остальных ханукальных свечей – это уже дополнительные элементы. Согласно Рамо, эти элементы важны и на них можно произнести благословение, а Рамбам считает, что в самом дополнении, если оно оторвано от заповеди, смысла нет, и произносить на него благословение невозможно.
***
В отношении практической алахи, до сих пор речь шла о свечах, которые зажигают мужчины. Хотя обязанность эта возложена на женщин так же, как и на мужчин, ибо чудо Хануки произошло так же и благодаря заслугам женщин.
Однако обычай народа Израиля, что женщины не зажигают ханукальные свечи, а участвуют в зажигании главы семьи. Почему же им не зажечь свечи отдельно, каждой для себя, как это делают мужчины, которые не «участвуют» в зажигании главы семьи?
Автор книги «Мишна брура» цитирует из книги «Олат Шмуэль»: «Женщины не принимают участие в мэадрин – выполнении дополнительного элемента заповеди».
«И всё же, – продолжает автор книги «Мишна брура», – если женщины хотят, они могут не «участвовать» в выполнении заповеди хозяином дома, а зажечь свечи отдельно и даже произнести благословение, так как ашкеназские женщины произносят благословения и на исполнение тех заповедей, которые они выполнять не обязаны (связанных с временными рамками)».
Возникает вопрос: если женщина не «участвовала» в заповеди хозяина дома, тогда она выполняет заповедь как таковую, зажигая свечи сама. Как же можно сказать, что женщина произносит благословение на зажигание ханукальных свечей «потому что ашкеназки произносят благословение и на выполнение тех заповедей, выполнять которые не обязаны»? Ведь поскольку народ удостоился чуда, в том числе, благодаря и женщинам, женщины также обязаны зажигать ханукальные свечи!
И на этот вопрос можно ответить, исходя из уже знакомого нам принципа. Если обязанность семьи исполнена (свечи были зажжены), то каждое следующее зажигание будет уже мэадрин – дополнительным элементом. А это уже предписание, связанное со временем, от выполнения которого женщина, согласно общему правилу еврейского закона, освобождена. То есть обязанность женщины состоит в том, чтобы в доме были зажжены свечи, а исполнение дополнительных элементов – это отдельное постановление, связанное с временными рамками. Однако этот вопрос требует дополнительного углубленного изучения.