Как нужно готовиться к Дарованию Торы?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1627
готовиться к дарованию Торы

Меня спросили, как нужно готовиться к Дарованию Торы. Замечателен удел спрашивающего, ведь он знает, что Тору можно получить лишь в соответствии с тем, как ты подготовился к этому.

Подготовка – это сосуд, в который можно «налить» благословение, и она настолько необходима, что «Моше самостоятельно добавил еще один день» (Шаббат, 87а). Стоило получить Тору на один день позже, чтобы добавить еще день подготовки!

В книге «Авней Незер» приводится замечательное доказательство, что событие влияет настолько, насколько подготовились к нему: сказано, что три первых дня недели связаны с прошедшим Шаббатом, а три последних дня недели – с будущим Шаббатом.

Это значит, что если готовились к Шаббату три дня, его влияние потом остается еще на три дня. А если к празднику готовятся тридцать дней (изучают его суть и законы, с ним связанные, готовят деньги на расходы к празднику), то и сияние его длится тридцать дней.

Само собой разумеется, что тут не идет речь только о количестве – сколько дней посвящают подготовке. Главным образом речь идет о качестве подготовки. Мудрецы уже говорили нам о важности подготовки – настолько, что подготовка свечей к зажиганию в Храме называлась служением Всевышнему, и делать это мог только коэн, а само по себе зажигание свечей не называлось служением, и зажечь их мог и не коэн.

Так в чем же заключается подготовка к Дарованию Торы?

Если мы узнаем, в чем суть Дарования Торы, что Всевышний желал укоренить в нас этим действием, мы сможем понять, что от нас требуется, и как нам следует к этому готовиться.

Что же, на самом деле, Всевышний желал достичь Дарованием Торы? Это написано в Торе прямым текстом: «Моше сказал народу: “Не бойтесь, ведь Б-г явился, чтобы насот — испытать вас…”». Однако у слова насот есть еще одно значение. Раши объясняет: «Слово насот означает поднять и возвысить, как сказано в Йешаяу: “поднимите знамя (нес)”». Возвысить вас в мире, чтобы вы прославились среди других народов тем, что Всевышний Сам раскрылся вам, и «чтобы был трепет перед Б-гом на ваших лицах, чтобы вы не грешили». Гемара объясняет: «”Трепет перед Ним на ваших лицах” – это стыд, “чтобы вы не грешили” – отсюда мы учим, что стыд приводит к страху перед грехом. Ведь стыдливый человек не скоро грешит, а о том, у кого нет стыда, известно, что его праотцы не стояли у горы Синай». РаН комментирует: «Поскольку смысл происходившего на горе Синай – “чтобы был трепет перед Б-гом на ваших лицах, чтобы вы не грешили”».

Получается, что целью Дарования Торы на горе Синай было внедрить в души евреев ощущение стыдливости, что является одним из признаков еврейства. На первый взгляд, это кажется слишком незначительным результатом для такого великого действия.

Однако, если внимательно изучить это дело, мы поймем, что нет более великого и важного, чем это чувство. Настолько, что в Пиркей Авот наши мудрецы говорят: «Дерзкому (дорога) в Геином, а стыдливому – в Ган Эден».

Теперь нам нужно еще больше разобраться: чем же так важна стыдливость, и почему Синайское откровение принесло нам ее?

Начнем с центральной идеи в учении Сабы из Новардока: «ощущение противоречия».

Напомним: во времена царя Ахава его жена, злодейка Иезевель, убила всех пророков, кроме тех, которых Овадья прятал в пещере. Остался лишь один – пророк Элияу. Во всем народе Израиля – осталось семь тысяч колен, которые не преклонились Баалу. Элияу постановил, и в Израиле началась засуха и голод, длившиеся три года. Он согласился молиться о дожде, при одном условии: что весь народ Израиля соберется на горе Кармель. Напротив него встанут 450 пророков Баала и построят жертвенники, и он (Элияу) построит жертвенник, и все увидят, на чей жертвенник спустится огонь с неба.

Когда они собрались, Элияу обратился к народу: «До каких пор вы будете хромать на обе ноги (на русском языке говорят “сидеть на двух стульях”)? Если Всевышний – Б-г, идите за Ним! А если Баал – идите за ним!»

Почему Элияу начал с этого? Почему не предложил сразу «экзамен огнем»?

Объясняет Саба из Новардока: тому, кто «сидит на двух стульях», не поможет проверка огнем. Ну, спустился огонь на жертвенник Всевышнему. А на жертвенник Баалу не спустился. И что? Это не помешает служить обоим.

Вначале нужно было пробудить в людях ощущение противоречия, понимание и осознание того, что невозможно служить Творцу и Баалу одновременно! Только тогда экзамен огнем принесет пользу!

Старец из Новардока учит нас, что источник стыда – именно в этом ощущении внутреннего противоречия.

Представим себе уважаемого человека, сидящего на почетном месте в людной синагоге. Вдруг он встанет, снимет шляпу, снимет фрак – причем наполовину, так, что вторая половина висит на плече, и закатает рукав рубашки – и это у всех на виду. Конечно же, он такого не сделает – постесняется. Но ведь если он собирается надеть тфиллин, то он сделает это – без капли стыда!

Почему? Потому что суть чувства стыда – в противоречии между сознанием и действием. Если сознание говорит, что нужно следить за своим достоинством, а действия будут показывать обратное, человеку станет стыдно. Но если он соберется надеть тфиллин, сознание прикажет ему закатать рукав, и стыд тут совершенно неуместен.

Все мы знаем, как следует себя вести, знаем, что нужно исполнять Тору и заповеди. Как сказано (Шаббат, 31б): «Злодеи знают, что их путь ведет их к смерти, и они полны сожаления, и сердце постоянно бьет их». Но им не хватает ощущения противоречия. Следует вести себя так-то, а они ведут себя по-другому, – и что с того?

Рассказывают, что один нееврей работал на тяжелой работе и зарабатывал копейки, которые пропивал в кабаке. Однажды он шел мимо синагоги, и вдруг – глазам не верит: его сосед (тоже нееврей) выходит из синагоги, довольный и радостный.

— Ты чего там делал? – спрашивает.

— Евреи дают подаяние и своим, и нам, «ради мира». Так что я прохожу пару раз в день по синагоге – когда они молятся дневную молитву и вечернюю, и зарабатываю больше, чем когда работал в поле!

Услышал наш нееврей и решил попробовать. На следующий день пошел по синагогам и, действительно – копейка, еще копейка… Но он заметил, что евреям дают больше. Прислушался, что они там бормочут: «Цдака, цдака…»

Всю ночь тренировался, на следующий день заработал вдвое больше. Но тут заметил, что одному нищему дают намного больше. Спросил его, в чем секрет.

Тот ответил: «Я – гер цедек, а евреи любят геров!»

Ничего себе! На следующее утро изменил пластинку: «Подайте нищему гер цедеку!» Что ж, евреи открыли кошельки еще шире. Но наш нищий был человеком наблюдательным. Заметил, что сидит в сторонке один еврей очень достойного вида, учит что-то из большой книги. Изредка он встает и делает круг по синагоге – и ему дают не монетами, а банкнотами!

Что ж, он не поленился, решил узнать. Тот рассказал: «Я – внук святого Бааль Шем Това, а евреи помогают потомкам праведников!»

Вот оно что! На следующий день наш нищий ходил по синагогам с душещипательным текстом: «Дорогие евреи! Подайте гер цедеку, внуку святого Бааль Шем Това!»

Ну, чего ему не хватало? Ощущения противоречия!

Евреи в Египте жили в противоречии. С одной стороны – на 49-й ступени нечистоты, с другой – не изменили своих имен, одежды и языка. После девяти казней, уже в самый канун выхода, нужно было приказать им: «Уберите руки от идолов и возьмите себе заповеданный скот!» Ведь если бы не это – они могли бы взяться и за то, и за другое.

«Ослушались возле моря, на море Суф» – сказано в Теилим. Из этого мы учим, что идол, сделанный Михой прошел вместе с ними по морю. Указывали на Шехину, говоря: «Вот мой Б-г, прославлю Его!», а другой рукой обнимали идола…

Целью Дарования Торы было вызволить, вывести нас из этого. Недостаточно услышать из уст Всевышнего «Я – Б-г твой», нужно еще и «пусть не будет у тебя других богов при Мне». Это – два Речения, которые мы слышали на горе Синай. Закончилась эпоха противоречий, «до каких пор будете хромать на обе ноги». Знайте, какова истина, и стыдитесь поступать наоборот. Так что тот, кто не стыдлив – известно о нем, что не стоял у горы Синай!

А тот, кто стыдлив, нескоро будет грешить. Потому что у него есть это ощущение внутреннего противоречия. Это и есть подготовка к принятию Торы, и «экзамен» на ее принятие.

Будем ли мы стыдиться бездельничать во время изучения Торы, будем ли стыдиться насмехаться над ближним, молиться без душевного настроя, – или продолжим жить жизнью противоречий?


http://www.beerot.ru/?p=41763