«Седьмой пост установлен третьего Тишрея, потому что в этот день был убит Гедалия бен Ахикам. И кто его убил? Ишмаэль бен Нетания, и это должно научить нас тому, что смерть праведников подобна сожжению Храма» (Рош а-Шана, 18а).
Гемара устанавливает связь между смертью Гедалии бен Ахикама и разрушением Храма, и это вызывает несколько вопросов. Прежде всего, почему именно в память о смерти Гедалии был установлен пост? Второй вопрос: какая связь между этим событием и разрушением Храма?
Отвечая на эти вопросы, нужно сказать, что есть разница между смертями праведников, потому что когда они умерли (своей смертью), то все же умерли за свои грехи, и поэтому смерть их не воспринимается как трагедия, или как сожжение Храма. Но Гедалия, который погиб преждевременно, от руки человека, у которого было права выбора, – его смерть воспринимается тяжелее.
Все же остается вопрос: ведь сколько праведников и пророков погибли от рук неевреев, и, тем не менее, не был установлен пост в день их преждевременной смерти. И на это можно ответить, так: в конце концов, смерть праведников является искуплением грехов для всего поколения, и поэтому можно сказать, что и такая смерть не совсем воспринимается как великая трагедия. Однако Гедалия был убит Ишмаэлем, который сам был из народа Израиля и, кроме того, из царского рода. А этот факт не позволяет сказать, что его смерть является искуплением. Но даже наоборот – стала причиной большого гнева Всевышнего на Израиль (пророки Захария и Йешаяу также были убиты своими соплеменниками, но посты в день их смерти не был установлены, так как это произошло во время существования Храма).
«Пней Йеошуа», (Рош а-Шана, 18б)