Трактат Рош а-шана приводит спор между нашими мудрецами, великими танаями раби Йеошуа и раби Элиэзером, о времени создания мира.
Раби Йеошуа, утверждающий, что мир создан в Нисане, говорит там: «В Нисане были освобождены [из Египта], в нисане будут освобождены [Машиахом] (Рош а-Шана, 11а)». Раби Элиэзер же, утверждающий, что мир создан в Тишрее, говорит: «В нисане были освобождены [из Египта], в Тишрее будут освобождены [Машиахом] (Там же).
Тосафот говорит по этому поводу: «То и то – слова Б-га живого». Также объясняет это Аризаль.
И это – очень важное правило, объясняющее многие разногласия в Торе.
Великий кабалист последних поколений рав Шалом Эльяшив, дед рава Йосефа Шалома Эльяшива, писал, что корень разногласий между мудрецами в том, что они постигали разные стороны духовных миров. Великий рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай) объясняет слова Аризаля, что внутренние духовные аспекты высших миров были сотворены в нисане, а внешние – в тишрее, а сотворение нашего материального мира по всем мнениям имело место в тишрее.
Высказывание раби Элиэзера я понимаю следующим образом. В Рош а-шана в начале Тишрея Всевышний подводит итог прошедшему году и строит план правления миром на следующий год, чтобы привести его к исправлению и общему избавлению. Это обновление является сутью Рош а-шана. Именно в этот день на шестой день Творения, первый день месяца Тишрей, Адам и его жена Хава были созданы Всевышним, согрешили и сделали тшуву (Берешит 1:27, 31; Рош а-шана, 10б; Зоар 1:37а). И этот же день предназначен Творцом для обновления мира в соответствии с Его замыслом.
В Рош а-шана и Йом Кипур мы молимся об окончательном избавлении.
При этом мы трубим в шофар перед молитвой мусаф и во время неё. Объясняет раби Ицхак, что повторное трубление предназначено для того, чтобы запутать сатана и не дать ему обвинять (Рош а-шана, 16). Однако здесь возникает вопрос: «Разве сатан не понял это за предыдущие годы»? Объясняет Раши, что, видя, насколько народ Израиля любит заповеди и, не довольствуясь минимумом, необходимым для исполнения заповеди трубления, повторяя трубление снова, сатан теряет основу для своего обвинения. Ведь оно состояло в том, что народ Израиля не любит заповеди. Теперь же ему нечего сказать (Раши там).
Тосафот, от имени автора книги «Арух», приводит объяснение, что когда трубят в шофар в Рош-аШана, услышав первое трубление, сатан начинает волноваться, но когда он слышит повторное трубление, то пугается, опасаясь, что это трубление шофара Машиаха, возвещающего об окончательном Избавлении, и не может сосредоточиться на обвинении (Тосфот там). То есть, получается, что, по мнению тосафот, сатану есть что сказать (в отличие от объяснения Раши), однако он боится за себя и не может этого сделать.
Сказано в книге Зоар, что Рош а-шана – это именно тот день, когда сатану предоставлено право обвинять.
В Йом Кипур такого права у него нет. Наша тшува и любовное отношение к заповедям способствует закрытию рта сатана-обвинителя. Эта тшува также может стать причиной побуждения Всевышнего к нашему окончательному избавлению. Мы должны понимать, что период до Рош а-шана – это время, когда от наших действий зависит всё. Именно наш выбор исправления и добра может не только улучшить Высший приговор нам, но и привести к окончательному избавлению, о котором мы молимся в Рош а-шана и Йом Кипур. Необходимо использовать это уникальное свойство нынешних святых дней, не поддаваясь на уловку дурного начала отложить это «на потом».
Когда мы говорим в молитве Рош а-шана и Йом Кипура, что исправление, молитва и благотворительность отменяют тяжкий приговор, это касается не только последующего времени, но и периода до Рош а-шана.
В этом году привычный нам окружающий мир заново перевернулся.
Оказалось, что большая европейская война возможна и сегодня. Это стало большим шоком для людей. Для нас это напоминание о том, что наши грехи дают духовные плоды, которые меняют материальный мир. Недавно в Иране объявили о создании беспилотника, задуманного специально для нанесения ударов по Хайфе и Тель-Авиву.
Источник силы наших врагов – это наши грехи. Они – порождают все силы зла.
Наша защита и наше оружие – это тшува, тфила и цдака (исправление, молитва и благотворительность).
Дай Б-г нам удостоиться связи со Всевышним и прихода Машиаха.
Подготовил: рав Цви Маламуд