Ки Таво — Как выражают благодарность? — Подготовка к Рош а-Шана

Дата: | Автор материала: Рав Ш. М. Валлах

3237
благодарность

Недельная глава Ки Таво

Наши мудрецы учат нас, что недельная глава Торы и уроки, которые мы можем выучить из нее, имеют отношение к времени, когда ее читают.

В Гемаре сказано, что есть связь между упреками, высказываемыми в главе Ки Таво, и концом года, чтобы исполнилось: «Пусть закончится год с его проклятиями, и начнется (новый) год с его благословениями». Однако и начало главы тесно связано с временем – две недели до Рош а-Шана, середина месяца милосердия и просьб о прощении, месяца нашей подготовки ко дню Суда.

Глава начинается с принесения первинок (бикурим). Человек идет на свое поле и видит на дереве первый инжир, первую гроздь винограда – и сразу же завязывает на них ленточку, чтобы она послужила знаком: эти плоды он принесет в дар Всевышнему. Даже если он живет на окраине страны, даже если дорога тяжела, он придет в Иерусалим, очистившись от своей нечистоты, и с ликованием и благодарностью поднимется на Храмовую гору, придет к коэну и взволнованно скажет: «Говорю я сегодня Г-споду, твоему Б-гу…» Пишет Раши: «Что я не неблагодарный!»

Всевышний дал мне поле, дал мне деревья, вырастил на них плоды – я благодарен Ему!

Новая мысль, которая звучит в главе Ки Таво, заключается в том, что мало словесного выражения благодарности, ощущения в сердце или слова: «Спасибо!» Благодарность должна порождать практические действия. Не какие-то мелочи, а взять самый дорогой плод, плод, который вырос первым, подняться в святой город, очиститься и прийти в Храм с красивой, украшенной, полной плодов корзиной, и поднять ее перед жертвенником. Прочесть всю главу о первинках и отдать ее коэну.

Любое действие меньше этого будет указывать на недостаток в глубине благодарности. Покажет, что эта благодарность лишь внешняя и поверхностная, совершенно не серьезная.

Около четырехсот тридцати лет назад еврейская семья приехала из Йемена на Святую Землю. Жизнь на новом месте была очень тяжелой. Родители умерли, оставив после себя круглого сироту, мальчика по имени Йеошуа. Будучи нищим и одиноким, он спал на полях и питался дикими растениями и остатками пищи, пока один человек не пожалел его и не взял к себе домой, на полное попечение. Так мальчик начал учиться и смог полностью посвятить себя Торе. Он учился у великого рава Бецалеля Ашкенази, автора книги «Шита Мекубецет», и великого рава Хаима Виталя, и сам стал одним из величайших мудрецов того времени. Его попечитель, так помогавший ему, не очень разбирался в Торе. На самом деле у него были трудности даже в изучении Мишны. В благодарность рав Йеошуа написал для своего благодетеля большой труд, ясно объясняющий всю Мишну, и так удостоил народ Израиля комментария к своду Мишны под названием «Млехет Шломо».

Вот как выражают благодарность!

Если бы мы приняли это всем сердцем, если бы глубоко осознавали это, наша жизнь была бы намного счастливее. Дети бы знали, что нет границ их благодарности родителям, которые даровали им жизнь, растили их с такой преданностью и великой любовью, и дали им все: крышу над головой, одежду и пищу.

А родители? Родители тоже должны быть благодарны детям: ведь, в конце концов, они внесли свет и радость в дом, каким угрюмым и мрачным был бы он без них!

А сами супруги – друг другу, ведь сказали мудрецы: «Тому, кто открыл дверь другу, тот обязан всей своей душой!», и «Нехорошо быть человеку одному», в унылом одиночестве. Ведь каждый из них сам по себе – только «половина тела». Как же он должен быть благодарен своему супругу, с которым построил семью.

А благодарность, как мы уже сказали, недостаточно выражать только чувствами и словами. Она должна найти выражение в поступках ради ближнего, в доказательствах того, что мы ценим и уважаем его. Если бы мы так жили, насколько крепче были бы семьи, не было бы отдаления, не было бы разводов!

Давайте задумаемся: народ Израиля парит в пустыне на ковре из облаков Славы, питается хлебом с Небес и пьет из чудесного колодца. «Уже сорок лет Г-сподь, Б-г твой, с тобой, и не было у тебя ни в чем недостатка». Сказано в «Мидраш Раба»: «Им нужно было только упомянуть какую-то вещь, и тут же она появлялась перед ними». Когда они проходили рядом с Аммоном и Моавом, те не встретили их хлебом и водой. За это они навечно потеряли право присоединиться к еврейскому народу! Поскольку должны были быть благодарны евреям, ведь в заслугу праотца Авраама Лот спасся из Сдома. А они не выразили свою благодарность.

Но разве евреям был нужен их хлеб и вода? Конечно же, нет. Может быть, в сердце они были благодарны, но не сочли нужным выразить это в поступках и предложить хлеб и воду, которые были совершенно не нужны еврейскому народу?

Но нет! Тот, кто ощущает настоящую благодарность, будет стараться всеми силами выразить ее, предлагать даже то, что не нужно!

Когда мы последний раз приходили домой с маленьким подарком, чтобы проявить внимание, выразить благодарность супругу или супруге?

А отсюда – подумаем более глубоко: если нужно настолько благодарить за первый плод, посвятить его и принести в Храм, то как же нужно благодарить за жизнь и за здоровье? И снова – благодарность должна выражаться в действиях, чтобы укорениться в душе и исходить из сердца. Если мы задумаемся над этим, то поймем, что у нас есть долг приносить «первинки» из своей жизни, посвящать час из своей жизни Всевышнему – час молитвы, час учебы Торы, час послушать урок и сделать другим хесед! Мы должны приносить в Храм самих себя! А в наше время «малый Храм» – это дома учения и молитвы.

Всевышний, благословен Он, дает нам постоянный заработок — на пропитание, одежду, и все наши нужды. Благодарность обязывает нас проявлять ее на практике: приносить «первинки» и от наших денег, давать на цдаку и благотворительность, поддерживать нуждающихся и содержать учреждения Торы.

Если мы используем эти недели на укрепление в сердце благодарности и ее проявление на деле – нет лучшей подготовки к началу нового года!

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=47744