Один аврех пришел со своим сыном к великому раву Хаиму Каневскому и попросил, чтобы рав дал благословение мальчику.
«А в чем проблема?» – спросил рав.
«У него нет желания учиться…» – ответил отец.
«Сколько ему лет?»
«Четырнадцать».
«Ну, он уже после бар-мицвы, так он обязан учиться! Что, если у него нет особого желания накладывать тфиллин, он не будет это делать?»
Как все просто и ясно!
Учеба Торы – это повелительная заповедь, и нужно ее выполнять, неважно, есть желание или нет. Кстати, трепет перед Творцом – это тоже повелительная заповедь, как сказано: «Бойся Г-спода, Б-га твоего» (Дварим, 6:13). Почему же тогда царь Давид призывает: «Бойтесь Г-спода, святые Его!» (Теилим, 34:10)? Что, тот, кто не свят, не должен бояться своего Творца? Ведь это обязанность, и никто его от нее не освобождал!
Ответ вот каков: верно, обязаны все. Но способны на это цельно – лишь святые!
Давайте объясним.
Великие пророки дали нам знак: «Когда лев рычит, кто не испугается?» (Амос, 3:8) אריה (лев) – это, на самом деле, аббревиатура: Алеф – Элуль, Рейш – Рош а-Шана, Йуд – Йом-Кипур, hей – Ошана Раба. Ну, кто не испугается?
Кто? Да мы, мы не пугаемся! Почему? Очень просто: мы не слышим рык льва!
Куда же делся лев?
Тоже понятно: когда лев бродит по улицам – все боятся. Но когда его ловят и сажают в клетку, все успокаиваются…
В прежних поколениях люди ощущали Элуль «на улице» и боялись его. «Даже рыбы в воде дрожат в Элуле», — говорили раньше. Но сегодня, говорят, бояться не надо. Он в клетке, в зоопарке, волноваться нечего.
Людям кажется, что Небесный суд «заключен в клетку» книг по мусару, что, мол, им до этих «рыков». Не открывают книгу «Решит Хохма», где есть описания Геинома, и думают, что тем самым спрятали его.
Те, кто свят, знают, что Всевышний контролирует все, что Он награждает и наказывает. Что лев бродит по улицам. Так что они-то как раз и трепещут!
Давайте, я расскажу вам.
Тесть рава Йосефа-Дова Соловейчика, автора «Бейт а-Леви», жил в городе Воложин и был хасидом Койдин. Рабби из Койдина ездил из города в город и собирал деньги на поддержку цдаки рабби Меира Бааль а-нес, для жителей Земли Израиля. Среди прочего он посетил и своего хасида в Воложине. Тот поведал Рабби о своем гениальном зяте, который станет светочем народа Израиля. Рабби пожелал с ним познакомиться. Тесть провел его в кабинет своего зятя, и, войдя, рабби увидел, что тот усердно изучает часть «Шульхан Аруха» под названием «Хошен Мишпат». Сказал рабби: «Вы ведь знаете, что это – четвертая часть «Шульхан Аруха». Конечно же, тот знал.
«Если так, если вы дошли до четвертой части, то наверняка проучили и первые три?»
Разумеется, он проучил их и хорошо знает.
«Были у вас затруднения в каком-то законе?» – продолжил допытываться рабби.
«Да нет», — ответил рав Йосеф Дов. Все ему было ясно и понятно. «Кроме одного закона». Тот был ему непонятен, но рав Йосеф Дов отметил себе, что не нашел ответа, и продолжил учебу. «Какой же это закон?» – поинтересовался рабби.
«Первая алаха в первой части», — удивил его Бейт а-Леви.
Первый пункт широко известен: Рама цитирует слова Рамбама из «Руководителя заблудших» (гл.3, п.52): «Сказанное царем Давидом «Всегда я ощущаю Г-спода перед собой» – это великое правило Торы и достоинство праведников, которые ходят перед Всевышним. Поскольку человек сидит, двигается и ведет себя дома в одиночестве совсем не так, как он сидит, двигается и ведет себя, когда он находится перед великим царем. Да и разговоры, которые он ведет со своими домашними, очень отличаются и по форме, и по содержанию, от его речей в присутствии царя.
Тем более, когда человек почувствует всем сердцем, что великий Царь, Святой, благословен Он, Чья Слава наполняет всю землю, находится над ним и видит все его дела, как сказано: «Спрячется ли человек в тайниках, и Я его не увижу?» (Ирмияу, 23:24), сразу же наполнят его трепет и смирение, страх перед Всевышним, благословен Он, и стыд перед Ним всегда».
«Так что здесь непонятно?» – удивился рабби.
«Да очень просто, — объяснил Бейт а-Леви, — Рамбам обещает, что, когда человек почувствует всем сердцем, что Всевышний стоит над ним и видит его дела, сразу же придут к нему трепет и смирение, страх и стыд.
А я размышляю над этим – и они не наполняют меня сразу же».
Это было единственное место, которое ему было трудно понять среди всех четырех частей «Шульхан Аруха»!
Рабби тут же ответил ему: «Это вообще не вопрос, Моше – истина, и Тора его – истина [рабби имел в виду наших учителей – рава Моше бен Маймона и рава Моше Исерлиша, Рама]. На самом деле, если человек прочувствует это всем сердцем, страх придет немедленно! Что у Вас занимает время – это именно дать словам проникнуть из мозга в сердце, от «узнал сегодня» до «положил на свое сердце». Однако, когда они наконец проникают в сердце, трепет сразу же охватывает человека и он ощущает страх перед Всевышним и Его грозным величием!»
«Пойдут за Творцом, как лев зарычит» (Ошеа, 11:10).
«Бойтесь Б-га, святые Его» – поскольку только они слышат этот рык!
А ведь «лев рычит – кто не испугается»!
У меня к вам просьба. Ночью, когда царит полная тишина, войдите в зал, встаньте у книжного шкафа со святыми книгами и прислушайтесь. Ну, услышали?
Нет? Быть того не может, послушайте еще раз!
Все равно не слышите? Тогда, может, стоит сходить к врачу, сделать проверку слуха.
Ведь Рамхаль в его книге «Путь праведных» (гл.5) пишет, что пророк Ишаяу «голосил, как журавль», говоря: «А теперь вам не до шуток (насмешники): как бы ни стали слишком крепкими ваши путы!» (Ишаяу, 28:22) Во второй главе он пишет, что пророк кричал: «Обратите внимание на свои пути!» (Хагай, 1:5). А в первой главе – что наши мудрецы «голосили, как журавли»: «Сказано в Торе: «Да не будет у тебя видно срамного». Срам уст – это нескромные разговоры» .
Ну, разве нет ТаНаХа и Мидрашей в вашем книжном шкафу? Конечно же, есть. Так как же вы не слышите отчаянные крики пророков и мудрецов?
И почему Рамхаль их слышал?
Ладно, Пятикнижие у вас есть? Тора? Ее вы слышите?
Тоже нет? А как же рабби Элиезер слышал? «Сказал рабби Элиезер: «Я слышал своими ушами, как говорит Б-г Воинств. Что Он говорил? «Смотри, Я дал тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло. Выбери жизнь!»» (Пиркей де-рабби Элиезер, 15)
Почему раббан Гамлиэль (Макот, 24а), рабби Акива (Кидушин, 81б и др.), рабби Йоханан (Хагига, 5а) и рабби Йонатан (Йома, 9б), рабби Эльазар, рабби Ами и рабби Аси, рав Йосеф и рав Уна (Хагига, 4б) плакали, когда читали пронизывающие до глубины души стихи ТаНаХа?! Как же исполнилось для нас пророчество Ишаяу (6:10): «Покрываются жиром сердце этого народа и уши его глохнут»?
Все мы умеем цитировать слова рабби Исраэля Салантера («Ор Исраэль», 14): «В былые времена, как я знал, каждого человека охватывала дрожь от голоса, взывающего: «Святой Элуль!»»
А мы – не слышим и не дрожим!
Разве не правы те, кто говорили, что Элуль скончался, и только в ешивах еще отмечают его йорцайт (годовщину его смерти)?
Ой-ой-ой, господа… Элуль скончался? Наши сердца угасли совсем??!
(В этом году рык льва Элуля и Грозных Дней оглушительно прозвучал В Симхат Тора. Хотим ли мы услышать его или стараемся убрать обратно в клетку лозунгами “вместе победим”? — прим. ред.)
Перевод: г-жа Л. Шухман