Респонса рава «Цемах Цедек» — Сгулот против эпидемии

цемах цедек

Вопрос, который задали автору респонсы «Цемах цедек» (позднее ставшему главой Любавичевских хасидов).

[«Цемах цедек» — это важнейшая книга, хорошо известная всем, кто изучает Тору.]

«Дорогому и уважаемому и т. д.

Из-за наших великих грехов, нить суда натянута над нами уже несколько месяцев. Она истязает нас смертью, до такой степени, что почти не проходит дня, чтобы не умерли три или четыре человека, да избавит нас Милосердный. Поэтому мы не можем сохранять хладнокровие, не обратившись с мольбой к великому знатоку Торы (адресанту). Пусть и он почувствует наше горе, и пусть склонится к нам с великой добротой и могучим соболезнованием, сжалится над нами, и над нашими детьми и младенцами. Пусть укажет нам, что мы должны делать, чтобы пробудить Высший источник добра и жалости. Ведь нет никаких сомнений в том, что, кроме его собственных знаний, у него есть традиционные сгулот, полученные им от его деда, светоча глаз наших, духа нашего дыхания, великого и знаменитого знатока Торы, нашего учителя (Альтер Ребе, автора книг «Шулхан арух а-рав» и «Танья»), и его сына, тестя (адресанта), нашего учителя (Миттлер Ребе). Ведь действительно, каждое тело сокрушено возрастающей трагедией. Ибо за последние три месяца покинули нас около двухсот человек [в одном местечке]! Каждая душа скорбит о них, и каждое сердце болит. И мы полны печали и боли из-за распространения болезни. И не осталось у нас радости, и праздник обратился в траур.

И поэтому пусть Великий Мудрец (адресант) даст нам совет через посланников, знающих наше горе и несчастье. Мы падаем в ноги (нашего адресанта), чтобы указал нам, какие сгулот нам следует предпринять. Пусть он, в мудрости и праведности своей, действует невидимыми и тайными путями, скрытыми от плотских глаз.

Так мы просим и молим и т.д… (Подпись).»

Ответ Р. Менахема Мендла:

«Хоть я не достоин того, чтобы мне присылали подобные [важнейшие] вопросы, я не могу оставить вас без ответа, ибо это было бы неуважением к общине.

Помнится, что в подобном случае наш учитель (Альтер Ребе), благословенной памяти, приказал сделать то, что делал Раб Аха, как упоминается в святой книге «Зоар».

[Слова книги «Зоар» («медраш а-неелам): «Раби Аха велел жителям Кфар Тарша взять сорок человек, из самых праведных, разделить на группы из десяти, чтобы стали они в четырёх углах города и произнесли с большой концентрацией отрывок, связанный с воскурением (Шмот 30:34-36, 7-8) и с жертвоприношением. После этого, он сказал им, чтобы пошли к умирающим, и там произнесли также стихи «И сказал Моше Аарону: ’возьми совок и положи в него огня с жертвенника, и положи воскурения, и неси скорее к общине, и искупи их; ибо вышел гнев от Г-спода, начался мор… И стал он между мертвыми и живыми, и прекратился мор’ (Бамидбар 17:11-13).» После этого Раби Аха удалось привести всех жителей этого селения к раскаянию и возвращению к Всевышнему, а название его было изменено на Мата Махсая.] 

Кроме того, если эта эпидемия, по вашим словам, коснулась также детей, да избавит нас Милостивый, вот приводится в пятой главе трактата Авот (5:8):

«мор приходит в мир из-за того, что совершаются грехи, за которые Тора предписывает смертную казнь, и грешники не предаются суду, и из-за того, что не соблюдаются законы, связанные с плодами седьмого года.»

И поэтому, отцы и учителя должны отдалить своих воспитанников от греха, и высказать им порицание, чтобы раскаялись в своей безрассудности.

Кроме того, там приводится, что это наказание за кражу даров беднякам (которые Тора требует отделять от плодов). Поэтому, следует увеличить количество дарований на цдаку [для помощи нуждающимся], а благотворительность спасёт от самой смерти.

И объясняется в «Игерет а-кодеш», что есть очень большое и удивительное достоинство в том, чтобы давать подаяния много раз — даже если общая сумма остаётся той же.

[Тем более, это действенно, если общая сумма увеличится. Эта сгула не освобождает от необходимости сразу дать бедному то, что ему необходимо. Нельзя заставлять его просить много раз только для того, чтобы выполнить данную сгулу.]

И об этом пишет Рамбам в комментарии к книге Мишны, к словам (Авот 3:15) «всё по большинству действий». [Текст Рамбама: Достоинства не обретаются большими делами. Они обретаются большим количеством дел. Их можно достичь, сделав хорошее дело очень много раз — и таким образом они будут приобретены. А сделав большое хорошее дело один раз, человек не приобретёт положительное качество. Пример этого: если некто даст нуждающемуся, которому следует дать, тысячу динаров за один раз, то не обретёт таким образом качество щедрости в той мере, в которой его приобретет тот, кто отдаст тысячу динаров за тысячу раз, и даст каждый динар со щедростью. И таким образом, проявление щедрости умножится тысячу раз, и прочно войдёт в его душу. А у этого (который дал лишь один раз) душа пробудилась проявить великую щедрость только один раз, а потом пробуждение прошло.]

И также написал Левуш. Поэтому подобает каждому, у кого есть такая возможность, давал одну монету каждый час, и перед каждой молитвой, так, чтобы дать восемнадцать небольших монет каждый день.

Потом эти деньги можно отдать на благотворительность по своему усмотрению. И это в добавок к тому, что он дал бы и так. А тот, у кого нет такой возможности, пусть даст меньше. В любом случае, следует дать несколько монет каждый день.

Также следует исправить все весы и гири, ибо наказание за использование неправильных весов и гирь строже, чем наказание за разврат.

И сказано, что для того, чтобы предотвратить желтуху, следует очень строго следить за тем, чтобы каждое утро есть хлеб — ведь это спасает от болезней, связанных с желчным пузырём. И пусть Всевышний, в Своей жалости, снимет с них всякое заболевание.

В книге «Решит хохма» (врата Тшувы (возвращения), гл. 6) приводятся вещи, которые по словам Мудрецов способствуют долголетию.  Одна из них — «я никогда не спал в доме учения и т. д.». И поэтому следует делать то, что там написано.

И не вести пустые разговоры в доме учения, не дай Б-г, с момента, что ведущий начинает вести молитву, и до последнего Кадиша, во всех молитвах, утренней, дневной и вечерней. Кроме того, там приводится, что следует всегда быть правдивым. Истина приводит к долголетию. И тем более, следует делать то, что написано в десяти заповедях: «уважай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои».

http://www.beerot.ru/?p=50453