Откуда взялся Коронавирус?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

15186

ПРИЧИНА БОЛЕЗНЕЙ В МИРЕ И КОРОНАВИРУС:

Сейчас в мире распространяется из Китая новый опасный вирус из семейства так называемых коронавирусов.

Я хочу обсудить духовные корни такого рода вирусов и болезней вообще. В иврите есть поговорка, обыгрывающая сходство между словами «вирус» и авейрос («грехи» в ашкеназском произношении). Это не совсем шутка. В своей великой книге Даат твунот Рамхаль объясняет, в чем проявляются силы зла в этом мире. Одним из этих проявлений являются всевозможные болезни. Всевышний создал в мире систему святости, в которой раскрываются Его свет и добро. Но он же создал и систему зла. В первом благословении перед утренним чтением Шма мы называем Всевышнего словами «…создающий свет и творящий тьму, устанавливающий мир и творящий все». Что означает это «все»? У пророка Йешаягу, откуда взяты эти слова, написано немного иначе: «…и творящий зло (Йешаягу, 45:7)». В благословении его слова были изменены, чтобы сказать более красивым языком.

Речь здесь идет о созданной Всевышним потенциальной системе добра и зла.

Когда Адам и Хава согрешили, они тем самым дали силы этому потенциальному злу. Так же и во всех последующих поколениях наши добрые дела увеличивают силы добра в этом мире, а наши грехи увеличивают силы зла. Приведу маленький пример. В последних поколениях мы наблюдаем много проблем, связанных с детской дефектологией. Почему этого не было в предыдущих поколениях? Наш учитель рав Аарон Лейб Штейнман говорил по этому поводу, что, когда в этом мире так увеличились силы греха, нечего удивляться: это разрушает все.

В последние десятки лет наблюдается также страшнейший взрыв онкологических заболеваний.

Наш учитель Хазон Иш хорошо разбирался в медицине. К нему обращались за советами по поводу того, где делать операцию. У него спросили, может ли что-нибудь спасти мир от этой болезни? Хазон Иш ответил, что если бы не было этой болезни, то были бы вещи гораздо худшие. Объясню это на простом примере. Если у человека болит голова из-за недосыпа, ему может помочь лекарство «Акамоль». Но если голова болит из-за опухоли, оно не поможет. В иврите есть понятие типуль шореш, означающее решение проблемы в корне. Корень проблемы не в самой болезни, а в ее причинах.

Вопроса болезней и избавления от них Тора касается в недельных главах Бешалах и Мишпатим.

Сказано в недельной главе Бешалах: «И сказал (Всевышний, обращаясь к Моше): «Если будешь прислушиваться к гласу Г-спода, Б-га твоего, и то, что прямо в Его глазах, делать будешь, и будешь внимать Его заповедям и соблюдать все Его законы, то все болезни, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя; ибо Я, Г-сподь — твой целитель (Шмот, 15:26)»». Это означает, что, когда человек живет, выполняя замысел Всевышнего, это избавляет его от болезней. Болезни, вирусы, метастазы являются проявлением и посланниками в этом мире сил зла. Противопоставить этому мы можем исполнение заповеди Всевышнего: «…искорени зло из среды твоей (Дварим, 17:7)».

В масехет Брахот гемара приводит процитированное нами место в главе Бешалах, и говорит от имени Реш Лакиша, что того, кто занимается Торой, болезни оставляют.

На это его учитель раби Йоханан ответил, что это знают и ученики хедера, но кроме того, занимающийся Торой страдания еще и не получает. Как сказано в приведенном выше стихе: «…то все болезни не наведу на тебя (Брахот, 5а). В Мишлей также сказано, что «врачеванием будет это (занятия Торой) для тела твоего и освежением для костей твоих (Мишлей, 3:8. См. также Шмот, 15: 26. Раши там)». Эти вещи проверены жизнью. Рассказывают, что, как-то к Ребе из Цанз приехали в назначенное время важные посетители. Им сказали, что Ребе пошел давать урок в ешиву. Они решили дождаться его возвращения. Когда Ребе вернулся, он очень извинялся и объяснил им, что не мог их принять вовремя потому, что у него настолько болела голова, что он был не в состоянии с ними разговаривать, и пошел давать урок в ешиву, чтобы головная боль прошла (так оно и произошло).

Коронавирус, от которого сегодня все стремятся изолироваться, должен нас научить важной вещи.

В мире есть духовные «вирусы», поразившие не тысячи, а миллионы людей. От них тоже необходима надежная изоляция. Меры, которые принимаются сегодня, чтобы уберечься от коронавируса, должны научить нас оберегать себя и своих детей от всевозможной духовной заразы.

Наши мудрецы наказали нам молиться о собственном здоровье и здоровье близких.

Каждый может серьезно заболеть. От этого не застрахованы и большие люди. Болезнь – это еще и испытание. И период болезни может стать для человека самым важным периодом его жизни, когда он, несмотря на все страдания, не оставляет Тору, трудится над ней и полагается на Всевышнего. В этом случае болезнь становится для человека средством поднятия его духовного уровня.

Мы должны знать, что жизнь и смерть, здоровье и болезни – все от Всевышнего.

Это знание проявляется в искренней молитве о здоровье еще до возникновения болезни, в благодарности Творцу за здоровье и благополучие, и тогда нет необходимости получать очень болезненные уроки. Все правление всевышнего – к добру, и болезни приходят к людям как побуждение к возвращению к нему, как искупление грехов. Тяжко болеют и великие праведники (см. в гемаре Бава Меция о многолетних страданиях Раби (раби Иегуда а-Наси). Есть страдания, приходящие к праведникам ради искупления грехов поколения. Однако, как много страдают люди из-за собственных грехов! Эти страдания мы можем предотвратить собственным исправлением и молитвой.

К этому можно добавить сказанное мудрейшим из людей царем Шломо: «Цдака спасёт от смерти (Мишлей, 10:2; 11:4)».

Человек, несущий жизнь и пропитание другим, в соответствии с принципом «мера за меру» удостаивается спасения от смерти. Эти слова, приведенные в Мишлей дважды, объясняют наши великие комментаторы: имеется в виду спасение от преждевременной и тяжелой смерти в этом мире и от духовной смерти в мире грядущем. Все эти средства: молитва, тшува и цдака действенны и после того. Как человек заболевает. Однако наши мудрецы наказали нам молиться о здоровье до того, как человек заболел. Они объяснили, что когда уже заболел, то не так просто удостоиться выздоровления. Это, безусловно, относится и ко всему, сказанному выше.

Духовного и физического здоровья всем нам!

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=49797