В эти дни есть одна интересная дата, о которой, я думаю, никто из наших слушателей не помнит, и не знает… Я бы тоже о ней забыл, если бы в эти дни не родился также и один из моих сыновей.
Это тридцатипятилетие Первой Ливанской войны.
Почему я хочу коснуться этой темы?
Начну с истории, связанной с началом этой войны. Мы жили тогда на юге, в городе Офаким, недалеко от одной из крупнейших израильских авиабаз. Поэтому о том, что началась война, мы узнали не из телевизора и не из газет – был шаббат – а по тому, что обычно тихая в шаббат авиабаза наполнилась шумом вылетов самолетов…
В вечернюю молитву моцей шаббат, мы говорили псалмы о спасении нашего народа, с большой душой…
Спустя четыре дня после начала войны, у меня родился сын. И в следующий шаббат у нас дома был шалом зохер…
За два дня до него, повсюду в новостях говорили об очень тяжелой операции, проведенной войсками, по уничтожению системы противовоздушной обороны сирийцев в Ливане… (это была «война с террористами», а на самом деле это была война с Сирией, просто проходившая в Ливане – и в воздухе).
Но детали этой операции я узнал только во время шалом зохер…
Дело в том, что один из членов штаба израильской авиации, один из высших офицеров, был человеком, сделавшим тшуву, и ставшим по-настоящему религиозным. Когда ему стало известно о планирующейся операции, а она была очень опасной – поскольку союзники Сирии, Советский Союз, снабдили сирийцев всеми способами поражения самолетов, какие только можно было найти… Поэтому, узнав дату, он позвонил своим друзьям в Бней-Браке, и попросил их оповестить людей о необходимости молиться.
И в Бней-Браке проезжали машины с рупорами, чтобы собрать людей на молитву, за успех этой операции. И успех был совершенно потрясающий! Как рассказывал рав Хаим Камиль у нас дома на шалом зохоре, были тяжелейшие воздушные бои; в воздухе одновременно находились 250 самолетов. Было сбито 60 сирийских самолетов – и ни одного израильского! (И не потому, что те были плохими летчиками – летчиками они были хорошими).
Это еще одно напоминание о силе наших молитв. У нас часто нет возможности влиять на события «прямым образом». Но на самом деле, у нас есть возможность влиять гораздо более прямым образом – влиять на корни вещей.
Наши молитвы часто могут оказывать влияние гораздо большее, чем любые другие действия…
Но я хочу обратить внимание на другой аспект этих событий. Эта война, Первая Ливанская, выглядела тогда в моих глазах очень странной…
Действительно, как воевать с террористами? Как мы видим сейчас, уже много лет весь мир воюет с Исламским государством – а те продолжают делать, что хотят. Взрывают людей по всему миру – делают теракты в Ираке, в Египте, во Франции, в Британии, в Иране… И все великие державы воюют с ними – Америка, Россия – а толку мало.
Я помню, как говорил об этом с равом Пинкусом, и он сказал мне «эта война – бессмысленная, потому что невозможно победить в войне с муравьями – где-то какой-то все равно спрячется» …Но я хочу сделать акцент на другом.
Я говорил об этом и с моим учителем, равом Хаимом Камилем, и он сказал мне совершенно другую вещь:
«Это не наше дело, почему – нам нужно молиться за жизнь наших братьев, которые там находятся в опасности, а кто и почему пошел на эту войну – об этом сказано «лев сарим бе-яд аШем» — сердца правителей – в руках Всевышнего».
Иногда человек представляет себе, что правитель, президент, премьер-министр, царь – это те, кто действительно имеет возможность выбора, они принимают решения…
На самом деле, это, может быть, самые подневольные люди в этом мире.
Всевышний им диктует то, что они делают. Таким, какими они являются. Более того, Всевышний выбирает правителей, которые подходят для управления на этот период…
При всем при этом, они действуют по плану Всевышнего, а не сами по себе.
Известно, что было два человека, очень сожалевших о том, что в свое время освободили ешиботников от армии – Бен Гурион и Моше Даян. Но когда они были в правительстве – то всячески содействовали тому, чтобы ешиботников от армии освободить. А после ухода в отставку – начались разговоры о том, что необходимо ешиботников мобилизовать… Об одном таком разговоре с Бен Гурионом упоминает в своей книге «В кругу великих» рав Шломо Лоренц. Он тогда сказал Бен Гуриону – когда ты был главой государства, твое сердце было в руках Всевышнего. А теперь ты пенсионер – и волен думать все, что ты хочешь.
Люди видят в тех или иных правителях – панацею от всех бед, или наоборот, причину всех бед…
Нам нужно быть евреями, которые понимают, что происходит.
Один из моих знакомых выразился по поводу избрания нового американского президента, господина Трампа, так: «Выпустили джинна из бутылки»
Я не согласен с таким определением. Трамп – не джинн, выпущенный из бутылки, а – новая форма управления Творца проявляется в мире, и для этого был подобран подходящий человек, который может ее проявить.
Если мы хоть немножко вдумаемся в эти вещи, то увидим, что миром управляет Творец. По большому счету, по природе вещей, у Трампа не было никаких шансов стать президентом! Но в нужные моменты – госпожа Клинтон вдруг теряла сознание, становилась больной, появлялись какие-то проблемы, факты, которые мешали… И в последний момент, происходит совершенно невероятная вещь, и он был избран президентом.
Почему, зачем? Потому что, что Всевышний замыслил – то и произойдет.
Нужно понимать, в чем находится свобода выбора у человека.
У главы правительства, зачастую, вся свобода выбора – просто подталкивать поезд, который и так идет. Есть «поезд, который идет» по своему маршруту – под управлением Всевышнего. Его же (главу правительства) посадили на место, где все выглядит так, как будто он этот поезд ведет… На самом же деле, он просто «толкает» идущий поезд.
Истинный выбор – находится у нас с вами. Выбор между добром и злом. Выбор, будет ли в этом мире исполнена воля Творца – нами, или не будет исполнена… Этот выбор решает – все. Он решает, как будет Всевышний миром управлять – к добру, или, не дай Б-г, не к добру…
В этом смысле, судьба мира гораздо больше зависит от нас с вами, чем от Трампа.
2.
Я помню очень хорошо, как мы на Святой Земле дрожали – без преувеличения – от страха перед первой войной Персидского залива.
Это было примерно 26 лет тому назад. В это же время в Кнессете шла речь о необходимости запретить выращивать свинину (так, на мой взгляд, правильнее это называть, чем выращиванием свиней) на Святой Земле.
Тогда была такая партия, Мерец, которую наш учитель, рав Ицхак Зильбер, называл Амалеком… Они решили протестовать против ущемления свободы есть свинину. Что же они сделали? Они наготовили множество сендвичей со свининой и раздавали прохожим – бесплатно.
Я сейчас не хочу говорить о мерзких деяниях Мереца того времени… мне важно вспомнить, что об этом сказал рав Шах. Он сказал так: «Я боюсь этого больше, чем того, что замышляет Саддам Хуссейн (тогдашний правитель Ирака)».
Когда мы говорим сейчас о том, что происходит в мире… Можно бояться войны в Персидском заливе сегодня, люди боятся ядерной войны на Дальнем Востоке, которая непонятно, куда еще может вылиться…
А нужно нам бояться, когда в Тель Авиве объявляется разрешенным нарушение шаббата, разрешают торговать во всех магазинах…
Нужно знать, где источник управления Творца. Он – не в сердцах правителей; не у Трампа, и не у Путина, и не у главы Северной или Южной Кореи; он находится у Всевышнего.
Что же влияет на него? – Наша с вами праведность, и наша греховность. На этом нам нужно сосредоточиться.