Святость Иерусалима: решение Трампа и Тора

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

4612

На протяжении многих веков изгнания наш народ не забывал о своей святой столице — Иерусалиме. Даже будучи оторванными от Святой Земли, на чужбине и в окружении ненавистников, евреи помнили о святом городе. У многих евреев есть обычай в будние дни перед благословением после трапезы говорить слова «Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забудется моя правая рука». Перед самым радостным событием в жизни каждого человека — когда он ведет под хупу своего сына — обязанность отца посыпать сыну голову пеплом на месте тфилина. Там же, под хупой, разбивают стакан. Оба этих обычая — память о разрушении нашего святого города. Во всех наших молитвах мы обращаемся ко Всевышнему с просьбой вернуться в Иерусалим. Мы просим, чтобы Творец вернул Шехину в Иерусалим, установил заново трон Давида. В «Биркат а-Мазон», в третьем благословении мы также просим о восстановлении Иерусалима.

Более того, не только для нашего народа статус Иерусалима как некоего особого, святого места, совершенно очевиден. Далеко не случайно у народов мира есть такой интерес к этому городу.

Совсем недавно бурную реакцию по всему миру вызвало решение американского президента Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля. Среди нашего народа это решение также вызвало большой резонанс. Нам важно оценить все эти события с позиции Торы и, прежде всего, чтобы напомнить самим себе, какое огромное сокровище у нас есть, какая великая святость скрыта в Иерусалиме.

Так что же такое Иерусалим? Почему именно этот город называется «святым»?

В наших сидурах есть покаянные молитвы, Слихот. В одной из них мы читаем следующее: «Я вспомню, Всевышний, и удивлюсь: мы видим, как каждый город — отстроен, а город Б-га принижен до преисподней». В этом отрывке есть четкое определение того, что такое Иерусалим — ир Элоким, город Б-га.

В трактате Бава Батра есть одно очень поучительное место. На листе 21а рассказывается, как раби Йеошуа бен Гамла открыл первый хедер — школу для мальчиков, в которой изучают Тору. В чем было новшество раби Йеошуа? Тора заповедует нам обучать своих детей. В идеале это должны делать сами родители. Но в силу того, что родители часто не могли сами обучать детей, раби Йеошуа бен Гамла открыл специальное место, где детей обучали Торе. Первый хедер был учрежден именно в Иерусалиме. Почему так? Говорит Гемара: «Сказано (Йешаяу, 2:3): “…Ибо из Сиона выйдет Тора и слово Г-спода — из Иерусалима”». Сион здесь – это не то, что называют в наше время горой Сион, а намек на Храм. Именно Иерусалим наиболее всего подходит для того, чтобы обучать Торе. Комментарий Тосафот там же говорит: «Из-за того, что в Иерусалиме ребенок видел большую святость и коэнов, занятых своим служением, он настраивал свое сердце больше на Б-гобоязненность и изучение Торы». Далее Тосафот пишет, что, когда человек кушал маасер шени (его надлежит съесть именно в Иерусалиме), он также наполнялся окружающей его святостью, обращал свое сердце к трепету перед Б-гом и изучению Торы. Здесь не имеется в виду только обучение детей Торе. «Из Сиона выйдет Тора» — также имеется в виду то, что в Иерусалиме заседал Санедрин.

Вернемся к отрывку из Слихот: «Город Б-га принижен до преисподней». Были люди, которые говорили, что часть Кинот 9 Ава нужно отменить, ведь Иерусалим — отстроен. Но то, что называется ир Элоким — город Б-га — этот город и сегодня на самом деле разрушен, «принижен до преисподней».

И вот совсем недавно американский президент признал Иерусалим столицей Израиля. Этот поступок не лишен глубокого смысла, но его нужно понять и оценить с позиции Торы и с учетом того, что мы сказали выше — о том, что такое Иерусалим.

В трактате Ктубот (111а) написано, что есть три клятвы, которыми Всевышний заклял наш народ и народы мира. Одна из них — чтобы наш народ не поднялся в Иерусалим силой. Вторая — чтобы евреи в изгнании не восставали против народов мира. Третья — чтобы народы миры не порабощали нас слишком сильно. Когда была провозглашена «Декларация Бальфура» рав Меир Симха из Двинска увидел в этом событии разрешение народов мира подняться на Святую землю и по-настоящему восстановить здесь еврейскую общину. Аналогичный вывод из решения ООН о создании еврейского государства сделали многие мудрецы Торы: первая клятва с нас снята — можно вернуться на Святую Землю и строить свою страну.

Такое признание само по себе имеет вес. Это не пустые слова. Но эти события нужно правильно понять.

Это не Трамп и не США. Это не их воля. Сердца правителей — в руках у Творца.

Да, в свое время президент Труман поддержал основание государства Израиль, во многом — вопреки интересам США. Но это не его личное желание, он был лишь проводником воли Творца в этом мире. Нам нужно понять, что Всевышний говорит нам через такие события. Рав Моше Шапиро не раз повторял: мировые события — это то, как к нам обращается Творец. Это тоже Тора, но ее нужно правильно понимать, и это — очень сложно.

Я не берусь сейчас разъяснять смысл этих событий. Остановимся лишь на том, каково истинное значение понятия «столица еврейского государства».

От того, что в Иерусалиме появится американское посольство — святость города увеличится? Величайшие мудрецы Торы отрицали светский сионизм именно по этой причине — профанация святости нашей земли и Иерусалима. Святая Земля — место близости к Творцу, место величайшей святости в этом мире, в котором можно полноценно соблюдать заповеди Торы, место, подходящее для пророчества. Иерусалим был как большой Храмовый двор. Но тут появился новый подход — «ближневосточная Швейцария». Город Б-га по-прежнему принижен до преисподней — и даже больше, чем раньше. Несмотря на то, что внешне выглядит хорошо.

Изначально весь Иерусалим имел особую святость. Пасхальную жертву можно было есть только внутри стен города. По сути дела, Иерусалим всегда был расширением Храма. Обратимся к словам царя Давида, который и основал святой город (Теилим, 122): «Песнь ступеней Давида. Радовался я, когда сказали мне: в дом Б-га пойдем». Речь идет о том, что ненавистники говорили Давиду: когда, наконец, мы пойдем в Храм, в дом Б-га? Они хотели, чтобы Давид поскорее умер, и можно было построить Храм. Как известно, великий царь Давид не удостоился этого из-за того, что проливал кровь. Но Давид радуется тому, что люди хотят построить Храм!

Далее говорится: «Стояли наши ноги во вратах Иерусалима». Раши объясняет: «Мы получали возможность выстоять во время войны в любом месте — в силу врат Иерусалима, в которых занимаются Торой».

Иерусалим — место Торы, место Храма. Именно в этом его святость и особое величие, а не потому, что здесь находится парламент или сюда переедет американское посольство.

Война за сохранение святости Иерусалима не прекращается и в наши дни. Слова американского президента имеют смысл. И то, как наши ненавистники на это отреагировали — лишнее тому свидетельство. Но тут важно подчеркнуть то, о чем сказал раввин Старого города в Иерусалиме, рав Навенцель. Он выразил надежду, что решение американского президента приведет к тому, что люди обратят внимание на святость Иерусалима. Не посольства и министерства украшают Иерусалим. Его украшают места Торы, его украсит Храм, который будет отстроен.

В Теилим есть еще одно место, которое важно привести. Там идет речь о тшуве Давида после греха с Бат Шевой (бывшей женой Урии). Давид просит Творца, чтобы Он принял его тшуву и очистил. Среди прочего, он говорит следующее (Теилим, 51:20): «Сделай добро Сиону [Раши говорит, что Давид просит построить Храм в Иерусалиме в дни его сына, Шломо] и построй стены Иерусалима». Почему стены? И какое отношение это имеет к просьбам Давида о том, чтобы Творец простил его грехи?

Дело в том, что тшува приводит к восстановлению Иерусалима.

Тшува всего народа приводит Машиаха и приближает восстановление Храма. Поэтому, когда Давид раскаивается и просит Творца вернуть ему утерянные духовные достоинства, он просит Творца о построении Храма и строительстве стен Иерусалима. И в силу нашей тшувы мы также можем просить у Творца о восстановлении Храма и стен Иерусалима.

Но остается еще один вопрос — почему именно стены? Давид просил о крепости, которую было бы легко оборонять? Очевидно, нет. Здесь имеются в виду и физические стены тоже. Но основной смысл — это духовные стены. Те, которые отделяют святость от будничного. Иерусалим должен быть святым, отделенным от всякой нечистоты. Ир Элоким – это место присутствия Шехины!

Мы должны для себя уяснить, о чем мы просим Творца три раза в день, что говорим в «Биркат а-Мазон»? Мы просим об американском посольстве в Иерусалиме? О том, чтобы президент США признал Иерусалим столицей Израиля? Об этом молились наши отцы и деды в самые страшные дни изгнаний?! Великий хасидский наставник, рав Йекутиэль Йеуда Альберштам, который потерял всю семью в Холокосте, прошел ад на земле в концлагерях, рассказывал о том моменте, когда их, полуживых трупов, освободили союзники: «Мы ждали англичан?! Нет! Мы ждали машиаха!» А чего ждем мы с вами? Американского посольства в Иерусалиме или Храма?

В конце ханукального гимна «Маоз Цур» мы говорим о спасении из Эдомского изгнания. И если некоторых наших братьев так радует американское признание Иерусалима, то это значит, что мы еще очень далеки от избавления. И даже на Святой Земле изгнание Эдома, его власть, очень сильны.

В книге одного из больших раввинов Израиля, рава Моше Мордехая Карпа я видел одно замечание по поводу Хануки. События тех дней были величайшим спасением. И, на первый взгляд, это спасение гораздо важнее, чем чудо свечей меноры. Греки всеми силами пытались оторвать народ Израиля от Торы, оскверняли еврейских девушек, убивали. Страшнейший период в истории нашего народа. И вот Маккавеи освобождают наш народ от страшного греческого ига, от постановлений, направленных на то, чтобы духовно нас уничтожить. Так почему в Хануку мы, в первую очередь, вспоминаем о чуде со свечами меноры? Постараемся объяснить это.

Одним из аспектов греческого порабощения было осквернение Храма, были установлены идолы и сделаны 13 проломов в одной из внутренних стен Храма. Одно из значений слова «Ханука» связано с освящением Иерусалима и Храма. Приводят наши мудрецы, что, когда Моше спустил с горы Синай вторые скрижали на исходе Йом Кипура, он передал народу Израиля заповедь о строительстве Мишкана. Народ Израиля собрал все необходимое для строительства к 25 Кислева. Но Всевышний отложил завершение строительства Храма и сказал, что этот день уготован для освящения Храма Маккавеями.

Истинное освобождение народа Израиля — когда среди нас присутствует Шехина.

Поэтому освобождение от греческого ига — это лишь часть произошедшего чуда. Именно поэтому Рамбан, объясняя, почему книга Шмот называется сефер а-Геула (хотя далеко не вся она посвящена исходу из Египта), пишет, что освобождение наступило в тот момент, когда был построен Мишкан и в нем воцарилась Шехина. После освящения Храма Маккавеями Всевышний явил чудо, которое на самом деле и было свидетельством подлинного избавления.

Истинное восстановление Иерусалима зависит от исправления каждого из нас, от присутствия Шехины в наших домах, от нашей тшувы!

продолжение — в статье о дне 10 Тевета

Подготовил рав Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=39388