Песах
— Очищение самих себя

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2268

В нашем народе заложено желание исполнять волю Творца. В ком-то из нас это желание проявляется более явно, а в ком-то оно скрыто. Откуда же в нас есть это стремление? Видится, что объяснение мы можем найти в самом определении нашей Б-жественной души, то, что называется «хелек Элока мималь», буквально – «частичка Б-жественного». Именно в силу этой Б-жественной души мы и хотим исполнить волю Творца, это – внутреннее желание наших душ!

Еще до греха первого человека появилась возможность отойти от воли Творца. Змей, соблазнив первого человека, вошел внутрь человека в виде йецер а-ра, дурного начала, и произошло так, что с тех пор наши желания далеко не всегда происходят из Б-жественной души. Напротив, зачастую, когда человек говорит или думает «я хочу», на самом деле, это говорит его дурное начало. Получается, что часть проявлений нашей воли – совсем не наша воля. Тот, кто стоял у горы Синай и слушал Творца, очистился, но после этого произошло много событий – грех Золотого Тельца, другие проступки. Наши очищенные души получили новые наслоения, так что теперь, когда мы говорим «я хочу», стоит всегда подозревать, что этого хочет наше дурное начало.

В Талмуде в трактате Брахот сказано, что есть три вида людей: грешники, праведники и «средние», «бейноним». Разница между этими категориями людей в том, кто по-настоящему принимает решения: праведниками правит их доброе начало, грешниками – их дурное начало, а «средними» людьми правит и то, и другое. Если мы хотим понять, в чем доля каждого из нас в исправлении греха Первого человека, нам стоит подумать, как сделать так, чтобы вернуть себя в состояние «до греха». Начало этого пути – как можно больше идти за своим хорошим началом, жить по Торе. Еще более высокий уровень – это идти за хорошим началом, йецер а-тов, не только заставляя себя перебарывать собственную натуру, но хотеть этого всем сердцем! В этом – самое большое исправление.

Когда мы говорим про Песах, у нас есть три заповеди, смысл которых как раз и состоит в том, чтобы искоренить в себе влияние дурного начала. Первая из этих заповедей – избавление от хамца, квасного, которое символизирует собой дурное начало. Наиболее ярко это проявляется в самом главном: оградить себя от всего квасного на Песах: не владеть, не пользоваться и не есть. Что касается именно продуктов на Песах, то хотя и весь год стоит устрожать и доверять только лучшим «экшерам» (свидетельствам о кошерности, выданным авторитетной организацией по надзору за кашрутом), в Песах это требование становится еще более важным. И особенно это должно касаться мацы. Ведь маца может легко стать хамцом! Как-то в разговоре с равом Шимшоном Довидом Пинкусом я упомянул, что ни разу не видел, как выпекают мацу. Рав Пинкус, мягко говоря, удивился: как можно не знать таких важных вещей? После этого я действительно пошел участвовать в изготовлении мацы перед Песахом, и открыл для себя много таких тонкостей, о которых даже не подозревал. После этого я еще много раз участвовал в выпечке мацы, и могу с уверенностью сказать, что процесс этот был далек от того, как многие из нас его себе идеально представляют. Буквально за одну минуту совершенно кашерная на Песах маца может превратиться в квасное, в треф! Поэтому следует особенно устрожать в праздник, и особенно выбирая мацу для Пасхального Седера: только самый лучший и проверенный «экшер»! Желательно (почти обязательно), чтобы маца была «шмура», и еще лучше – «хабура». В дни Песаха надо постараться приобрести самую лучшую мацу!

Вторая заповедь – корбан Песах – принесение пасхальной жертвы, символизирует собой удаление от всех видов идолопоклонства. Сейчас это кажется нам не таким актуальным, как во времена Исхода, но если каждый задумается о том, какое место в его жизни занимает подчинение другим людям, силам, теориям, кроме воли Творца, а тем более такие «безобидные» вещи, как астрология, хиромантия и прочее, то, скорее всего, каждый убедиться, что ему есть, от чего отдаляться.

Третья заповедь (необходимая для принесения пасхальной жертвы) – брит мила. Имеется в виду обязанность обрезать себя, своих детей, а в те времена, когда существовали рабы, – еще и еврейских рабов. Смысл этого в частности состоит в том, чтобы изжить из себя подчинение плотским вожделениям.

В эти дни мы все хотим «выйти из Египта». Египет символизирует для евреев не просто порабощение рабским трудом; более тяжелые последствия имело для нас порабощение египетской системой ценностей, египетскими пороками, похотью и тому подобным. Нам надо изжить из себя подчинение привлекательности всего этого зла, которое прочно сидит в нас.  В этом – истинный выход из Египта.

Всевышний через Моше сказал фараону: «пусть отпустит народ Мой, чтобы они служили Мне». Сначала, еще до служения, мы должны выйти из-под власти дурного начала – власти, в первую очередь, внутренней, а не внешней.

В ночь после первого дня праздника Песах мы начинаем считать «сфират а-омер», готовиться к получению Торы. Семь недель отсчета омера символизируют семь чистых дней, в течение которых женщина (и мужчина) очищает себя от тумат зав. Этот процесс очищения мы проходим каждый год, и было бы очень хорошо, если бы каждый год мы могли подниматься на новый уровень в очищении от всей скверны, которая в нас есть, чтобы заново удостоиться получения Торы.

Именно в этой ситуации мы можем удостоиться стать бней хорим, по-настоящему свободными людьми, прежде всего, свободными от своего дурного начала, от наших страстей. Тогда наша Б-жественная душа получит возможность проявиться в нас, и нами наконец-то будет руководить наше истинное желание: близость к Творцу и исполнение Его воли.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=13125