Я, Я – утешитель ваш! — Афтара недельной главы Шофтим

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1751

На этой неделе читается отрывок из книги пророка Йешаяу (51:12-23, 52:1-13). Это четвертая из «афтарот утешения», в которой пророк Йешаяу предсказывает и подробно описывает избавление сынов Израиля.

«Я, Я – утешитель ваш!»

Мидраш «Ялкут Шимони» на этот стих приводит притчу о царе, который разгневался на жену и прогнал ее из своего дворца. Когда гнев утих, царь стал звать жену обратно, но она ответила: «Я не вернусь, пока ты не увеличишь мою ктубу, сумму брачного договора, вдвое». Ктуба – это брачный договор, в котором указывается сумма, которую муж должен выплатить жене в случае развода. Это делается для того, чтобы застраховать положение жены, и чтобы мужу не было так легко избавиться от супруги. И чем больше сумма ктубы, тем лучше застрахована жена. Так и Всевышний сказал народу Израиля, находящемуся в изгнании: «Во время дарования Торы на горе Синай Я сказал вам: “Я, Всевышний Б-г ваш…”, но в Иерусалиме, в будущем, Я скажу вам дважды, укрепив обещание: “Я, Я – утешитель ваш!”».

Из книги «Мааданей Шмуэль» 

Кто мы?

«Кто ты, что боишься человека смертного и сына человеческого, который травой почитается? И забыл ты Г-спода, создавшего тебя, распростершего небеса и основавшего землю…» (Йешаяу, 51:12-13)

«Почему ты (народ Израиля) боишься? Может быть, ты не знаешь, кто ты? Разве ты не сын Авраама, Ицхака и Яакова, трех столпов, на которых держится весь мир? И при этом ты боишься сынов человеческих, которые сегодня живы, а завтра умрут! Не помнишь ты, как поступил Я с теми, кто пытался досаждать вам, с Амрафелем, который противостоял Аврааму. Забыл ты, как поступил Я с Авимелехом, досаждавшим Ицхаку, и как поступил Я с Эйсавом, досаждавшим Яакову. Как все они были повержены Мною пред вашими праотцами, так и любой, кто придет, чтобы противостоять вам, будет повержен» (Мидраш «Ялкут Йешаяу», ремез 474).

Пророк говорит нам, чтобы мы не боялись угроз простых смертных, из плоти и крови. Даже когда воображение рисует страшные картины вооруженных врагов, уверенных в своих силах и размахивающих оружием, мы должны помнить, что ни один из них не сможет даже сдвинуться с места и сделать шаг, если не будет на то разрешения Свыше.

Читайте Тору и Пророков, чтобы вспомнить о Щите Израиля и усилить упование на Всевышнего, защищающего нас всегда. Тогда будут повержены и обращены в бегство «страшные» враги, которые сегодня живы, а завтра – нет их. Помни, кто ты!Вспомните былые дни, пролистайте историю поколений – увидите и поймете, что рука Всевышнего была на замышлявших зло Израилю, что долей их были поражение и позор, и горек был их конец.

Ожидание избавления

«Голос ожидающих твоих (Сион) – возвысят они голос, вместе ликовать будут, ибо воочию увидят возвращение Б-га в Сион» (Йешаяу, 52:8). 

Видно, насколько велика возложенная на нас обязанность – страстно желать приближения дня восстановления Храма. Насколько мы будем счастливы, когда увидим в наших окнах свет избавления, а уши наши услышат песнопение небесной свиты ангелов перед снисходящей Шехиной (присутствием Всевышнего), возвращающейся в Цион. Но этого удостоятся лишь те, кто выполнял условие – страстно желал возвращения Шехины Всевышнего в Цион, тосковал по Храму, оплакивал его отсутствие.

Те, кто плачет здесь, будет весел и счастлив там. Тот, кто сеет свои слезы сейчас – пожнет радость и веселье в будущем. И уже сказали наши мудрецы в мидраше Теилим (17), что все евреи, погибшие от эпидемии во времена царя Давида, получили наказание Свыше за то, что не думали, не заботились и не стремились приблизить день, когда будет построен первый Храм.

Поэтому должны мы заботиться о том, чтобы пробудить в себе и раздуть в наших душах пламя тоски по пришествию Машиаха, когда произойдет раскрытие ШехиныВсевышнего.

Не довольствоваться тем, что имеешь в духовном

Сказано в трактате Мегила (26а), что при разделении земли Израиля между коленами территория Храмовой горы досталась по жребию коленам Йеуды и Биньямина. Йеуде принадлежала большая часть Храмовой горы – территория, на которой находилисьлишкаот и азара, помещения Храма. Биньямин унаследовал территорию, на которой находились олам, эйхаль и Кодеш а-кодашим, Святая святых. Полоса территории, принадлежащей Йеуде, вклинивалась во владения Биньямина, именно на этой полоске земли находился жертвенник. Праведник Биньямин очень сожалел об этой земле и постоянно испытывал страстное желание получить ее, как намекает Тора: «А о Биньямине сказал он (Моше): “Возлюбленный Б-гом будет жить в безопасности… он хранит его весь день и между плеч его обитает”» (Дварим, 33:12). Почему удостоился Биньямин быть тем, кто принимает у себя Шехину? Поясняет Раши: Биньямин видел пророческим даром, что жертвенник будет находиться не в его владении, и очень сожалел об этом.

Но это не совсем понятно. Если Биньямин знал, что так решено Свыше, и что это нельзя изменить, о чем он тогда сожалел? Да и разве не достаточно«компенсации» в виде Святая святых, которую он получил за свое сожаление?

Таково качество праведников – они никогда не останавливаются на достигнутом, они все время стремятся подняться выше в духовном. Их жажда неутолима, и они всегда движимы желанием еще и еще приблизиться к Всевышнему, и на это состояние души намекает нам пророк словами: «Голос ожидающих».

Из книги «Коль Цофаих»


http://www.beerot.ru/?p=4814