А ты… возвращаешься ко мне — Афтара недельной главы Матот-Масей

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1662
матот-масей

В Шаббат Матот-Масей, когда читаются главы Матот и Масей, в афтаре читается отрывок из книги пророка Ирмияу (2:4-28, 3:4, 4:1-2).

«Ибо два зла совершил народ Мой: Меня, источник живой воды, оставили они и высекли себе водоемы, водоемы разбитые, которые воду не держат» (Ирмияу, 2:13).

В этом стихе есть разница между написанием и прочтением текста. В оригинальном тексте пишется слово беерот – источники, но по традиции это слово читается, как борот – ямы. Что хотел сказать пророк этим намеком?

Рамбам в «Илхот Авода Зара» (гл. 1) описывает то, как в мире началось духовное падение, приведшее человечество к идолопоклонству. Люди тех времен были не глупее нас, и они прекрасно знали, Кто и как управляет миром. Что есть ангелы, светила, небесные тела и другие слуги, посредством которых Всевышний управляет миром и т. д. Вот только со временем они стали ошибаться, полагая, что планеты и созвездия обладают собственными силами, и поэтому им подобает поклоняться. Это была огромная ошибка. Конечно, ангелы и звезды обладают силами, но права выбора у них нет. Они не обладают возможностью судить и принимать решения, потому что Всевышний не наделил их такими полномочиями.

Это можно объяснить на следующем примере. Еврей, работающий в религиозном коллективе, в праздник Пурим обязательно приготовит мишлоах манот. Несложно представить, что самый большой мишлоах получит начальник. Но почему начальник? Ведь на любом современном предприятии или в офисе самой большой и важной силой является компьютер или станок! Было бы правильно подарить самый большой мишлоах именно компьютеру! Да, но у техники нет права принятия решений – она всего лишь исполняет команды, которые дает человек.

На основании сказанного можно объяснить, почему в текстах пророков и у мудрецов часто встречается фраза Элоким хаим – Б-г живой.

Значит, кроме Творца – Б-га живого – есть еще и боги мертвые. Да, это верно, но кто они? Это и есть посредники и слуги Всевышнего – ангелы, планеты и созвездия. Они обладают беспредельными возможностями, но полностью подчиняются Творцу и выполняют Его волю.

Теперь вернемся к стиху из нашей афтары. Беер – это источник, у него есть собственные силы, из него выходит вода. Бор – это яма, она не обладает собственными силами, и может дать лишь ту воду, которую в нее предварительно налили. Поэтому пророк упрекает народ Израиля за то, что они оставили источник (беер) живой воды – Всевышнего – и увлеклись высеканием ям (борот), ошибочно считая их источниками.

«Сказано: ведь <если> муж отошлет жену свою, и она уйдет от него, и выйдет за другого, то разве возвратится он к ней снова? Не осквернится ли <этим> совершенно вся земля та? А ты вот развратничала со многими любовниками, и возвратишься ко Мне – сказал Г-сподь» (Ирмияу, 3:1).

Всевышний обещает, что хотя община Израиля и развратничала, тем не менее, Он вернет ее к себе. Это означает, что как бы ни вела себя община Израиля, все равно у нее есть возможность вернуться. Это не совсем понятно. Да, есть даже заповедь вновь жениться на своей разведенной жене. Но такая возможность существует лишь то время, пока бывшая супруга после развода не вышла замуж за другого мужчину. Тогда в стихах пророка Ирмияу есть противоречие. С одной стороны, он упрекает общину Израиля в том, что она отворачивалась от Всевышнего и уходила к другим мужьям. В то же время, в конце стиха, мы видим, что несмотря на все это, Всевышний вернет Свой народ! Но как это возможно? Разве по закону это не запрещено?

Рав Авраам Йеошуа Гешель из Кракова отвечает на этот вопрос просто. Для общины Израиля нет никаких препятствий, чтобы вернуться к Всевышнему – даже если они служили чужим богам.

Народы мира давно заявляют, что с тех пор, как евреи стали служить чужим богам, Всевышний дал нам разводное письмо. И Его пророк уже сказал: «И увидел Я, что после всего того, что прелюбодействовала распутная <страна> Израиля, <и> отослал Я ее, и дал ей разводное письмо» (Йехезкель, 3:8).

Но мы живем не по законам народов мира, а по законам, которые дал нам Сам Всевышний. И в отношении разведенной жены существует еще один закон. Если женщина развелась и вышла замуж вторично за глухонемого, то, в соответствии с алахой, такой брак не может считаться действительным, потому что глухонемой не может посвятить себе женщину! Такой человек вообще свободен от исполнения заповедей! А что говорит нам царь Давид об идолах народов мира: «Идолы их – серебро и золото, дело рук человеческих: рот у них – а не говорят, глаза у них – а не видят; уши у них – а не слышат, нос у них – а не обоняют; руки у них – а не осязают, ноги у них – а не ходят, не издают звука горлом своим» (Теилим, 115:4-7). Получается, что идолы не только глухонемые – они и вовсе лишены всех чувств!

А это значит, что как бы ни «старалась» община Израиля «выйти замуж» за чужих богов, все эти действия никогда не имели силы. А это означает, что для Всевышнего нет запрета вернуть Свою «супругу».


http://www.beerot.ru/?p=16739