Безмерное утешение — Афтара недельной главы Ваэтханан

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1233
утешение

«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Б-г ваш. Говорите к сердцу Йерушалаима и возвещайте ему, что завершен срок его, что прощена вина его, ибо принял он от руки Г-спода вдвое за все грехи свои» (Йешаяу, 40:1-2).

Спрашивается в мидраше «Берешит Раба» (Ваехи, 100:10): «О чем говорится в стихе: “А теперь не бойтесь. Я буду кормить вас и малюток ваших. И он утешал их, и говорил к их сердцам” (Берешит, 50:21). Разве говорят к сердцу человека? Обращаются к самому человеку. Поэтому поясняют: Йосеф успокаивал братьев, что нет у него намерений причинить им вред. И даже если бы хотел он этого, и такая возможность была у него, то все равно ему не стоило бы этого делать». То есть Йосеф говорил братьям не просто слова утешения, но слова, которым верит сердце.

Так будет и в будущем, когда Всевышний пошлет народу Израиля всех своих пророков, чтобы они утешили евреев. Но евреи откажутся принимать их утешения о бедах и несчастьях страшного изгнания. И только когда к пророкам присоединится Сам Всевышний, народ Израиля примет утешения из Его уст. Ведь когда-то сыны Яакова приняли утешения от Йосефа. А если человек может поверить словами другого человека, который может и соврать, то разве могут они не поверить Самому Всевышнему?!

И еще один дополнительный намек на будущее утешение Израиля учат наши мудрецы из слов Йосефа. Так пишет Рамбан в начале главы Ваехи: «В книге Даниэля рассказывается о сне, в котором Даниэль видел четырех зверей. Каждый зверь соответствовал одному из предстоящих народу Израиля изгнаний. И четвертый, самый страшный зверь, подобных которому нет в природе, соответствует последнему изгнанию Рима, в котором мы находимся по сегодняшний день.

Своими корнями это изгнание уходит еще к египетскому порабощению, в которое наши праотцы попали из-за того, что продали Йосефа. После этого и Яаков спустился в Египет из-за голода, в надежде, что сможет пережить там тяжелые времена. И они были уверены, что по окончании голода смогут оставить эту страну и вернуться в землю Кнаан, как это видно из стиха: “…пожить в этой земле пришли мы, потому что нет паствы овцам, что у рабов твоих” (Берешит, 47:4). Но этого не случилось, и затянулось их пребывание в Египте под властью фараона. Там умер Яаков, и лишь тело его Йосеф смог вынести оттуда.

Так было и в поздние времена, в изгнании, которое началось с союза между римлянами и Агриппой, последним царем эпохи Второго Храма. Вначале Рим пришел на помощь, но после Иерусалим попал в его руки, и вот с тех времен мы находимся в этом бесконечно длинном изгнании. И, в отличие от других изгнаний, этому не видно конца. Мы, словно мертвые, которые кричат: “Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша, покончено с нами” (Йехезкель, 37:11). Но поднимут нас из всех народов, как приношение Всевышнему… А мы удостоимся увидеть возмездие, восстанем из праха, и будем жить перед Ним».

Сила утешения Всевышнего

Что это за слова, которые принимает сердце утешающего, ведь известен пример близких друзей Иова, которые пытались утешить его, но не смогли? Чем отличались слова утешения Йосеф братьям, что сыны Яакова приняли их? Йосеф объяснил братьям, что в результате его продажи в рабство произошло огромное благо: «Вы замыслили дурное, но Б-г засчитал это, как добро» (Берешит, 50:20). Поэтому братья поверили, что Йосеф не держит зла и не станет им мстить.

Наши мудрецы учили в мидраше, что один из видов утешения – это утешение словами, которым человек доверяет. И это те слова, которые утешат народ Израиля. Слова Всевышнего, которыми он обещает утешить народ Израиля, также будут обращены к сердцу Иерусалима, как сказано в нашей афтаре: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Б-г ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что завершен срок его, что прощена вина его, ибо принял он от руки Г-спода вдвое за все грехи свои» (Йешаяу, 40:1-2).

Поясняют наши мудрецы, что настоящее утешение – это не только попытка утешить человека в его беде. Ведь сейчас он объят горем. Настоящее утешение приходит тогда, когда приходит осознание того, что причина нынешнего разрушения является также причиной будущего возрождения. И что без первого не было бы второго. Осознание этого принесет человеку двойную радость — не только радость от будущего избавления, но и радость о прошедших бедах, без которых будущее было бы невозможным.

И такова сила утешения Творца, которая принесет нам избавление с приходом Машиаха. Тогда мы увидим это воочию, а сейчас нам лишь даны пророчества об этом, свет которых радует душу и укрепляет веру.

 


http://www.beerot.ru/?p=42729