Воспрянь и освети, ибо пришел свет… — Афтара главы Ки Таво

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1940

Это шестая из семи «афтарот утешения», в которой пророк Йешаяу описывает время после избавления, когда засияет свет Всевышнего народу Израиля. Здесь мы также находим не только утешение в бедах, произошедших с народом Израиля в разные периоды истории в дни бейн а-мецарим, но также утешение после проклятий, встречающихся в нашей недельной главе.

«Воспрянь , и освети , ибо пришел свет  твоего , и слава Б-га над тобой воссияла!» (Йешаяу, 60:1). 

Сказано в мидраше «Ялкут Шимони»: «Сказал раби Йоханан, что сказанное в этом стихе можно сравнить с путником, которого сумерки застали в пути, а свеча в его руках погасла. Пришел случайный человек и зажег свечу, но через какое-то время она погасла. После этого пришел другой, и вновь зажег свечу, но и этот огонь погас. Сказал после этого путник: “Не стану больше зажигать огонь. Буду дожидаться утреннего света”. Так и сыновья Израиля сказали Всевышнему: мы сделали для Тебя менору во времена Моше, но она погасла. После был сделан светильник во времена царя Шломо, но и он погас. Отныне мы будем ожидать только настоящего света, света Всевышнего, как сказано: “Потому что у Тебя источник жизни, в свете Твоем видим мы свет” (Теилим, 36:10). И Всевышний сказал Израилю в ответ: “Воспрянь , и освети , ибо пришел свет твоего…”»

«И будут строить сыновья чужеземцев стены твои, и цари их будут служить тебе, ибо в гневе Моем поражал Я тебя и благословением Моим миловал Я тебя. … Ибо народ и царство, которые не будут служить тебе, погибнут, и народы эти будут разорены совершенно» (Йешаяу, 60:10).

Народы мира еще придут к Израилю, чтобы воцарить его над собой. А если кому-то покажутся слова пророка нереальными, то пусть вспомнят нашу историю: царь Хирам из Ливана очень любил царя Давида. Когда сын Давида, царь Шломо, начал строить Храм, Хирам присылал знаменитые ливанские кедры, необходимые для строительства. Когда же Храм был завершен, и вместе с его славой по всему миру распространилась слава и мудрость царя Шломо – тогда приходили в Израиль восхититься мудростью Шломо цари из далеких стран. При этом нельзя забывать, что вся та слава народа Израиля все же не выходила за рамки природного хода событий. Нам только остается представлять себе, каким будет величие Израиля, когда сбудутся эти пророчества Йешаяу, ведь все это будет сделано самим Всевышним.

Но прежде чем наводить порядок в отношениях с народами мира, мы должны навести порядок в своем народе, исправить себя, помочь другим сделать это, приблизить и вернуть как можно больше сыновей к их истинному Отцу.

Рассказывают историю о том, как однажды в одной повозке оказались несколько добропорядочных евреев. В основном это были хасиды, но с ними вместе ехал один из величайших мудрецов Торы в том поколении рав Эльханан Вассерман. Всю дорогу хасиды рассказывали о разных чудесных поступках, совершенных их Ребе. Закончив свои рассказы, они обратились к раву: «Рав Эльханан, вы ведь один из ближайших учеников великого Хафец Хаима. Расскажите нам о том, что он совершал». Ответил им рав Вассерман: «Все, что вы рассказывали до этого о праведниках, можно определить одним правилом: праведник постановляет – Всевышний выполняет. Это удивительно и прекрасно, и о Хафец Хаиме тоже можно было бы рассказать много таких историй. Но я думаю, что самое главное из его чудес – это то, что всю его жизнь можно определить другим правилом: Всевышний приказывает – праведник выполняет». Так и в нашей жизни: когда мы научимся выполнять волю Всевышнего, научимся понимать, чего в данный момент хотят от нас Небеса, – тогда и наши собратья, далекие от Творца, увидев нас, смогут приблизиться к Нему.

«Вместо меди принесу золото, и вместо железа принесу серебро, и вместо дерева – медь, и вместо камней – железо; и поставлю правителей твоих мир и притеснителей твоих – справедливость» (Йешаяу, 60:17).

В словах этих, кроме утешения, есть и призывы, приближающие нас к дням Рош а-Шана. Одной из проблем человека является отсутствие стремления выполнить роль, уготованную ему Свыше, отсутствие желания изменить себя в лучшую сторону. Но говорит пророк: «Еврей! Знай, что подобно тому, как Всевышний обещает, что вместо меди Он даст золото, и что дано изменять вещи внутри рамок природы, так и каждому человеку даны силы изменить себя, и пусть не говорит он: “Что я могу поделать – таким я родился”». Особенность месяца элуля в том, что в эти дни пробуждаются силы, дающие человеку дополнительные возможности духовного роста. Как написано в конце стиха, что вместо правителей и притеснителей твоих (вместо йецер а-ра, дурного начала, которое с одной стороны правит грешниками, а с другой стороны – притесняет их), человек будет жить в мире и справедливости, прежде всего с самим собой.

«Меньший станет тысячей, и младший – народом сильным. Я, Г-сподь, в назначенное время ускорю это» (Йешаяу, 60:22).

Говорят наши мудрецы, что есть два варианта избавления, две даты. Одна — в установленный срок. Время другой не определено, но ее установление и приближение зависит только от нас. Как сказано: «Если удостоятся чести, то придет избавление раньше установленного срока, если же нет, то все равно придет оно, но только – в назначенный срок».

Замечают комментаторы, что нигде в наших молитвах мудрецы не установили нам текст, в котором мы могли бы молиться о реализации обещания о воскрешении из мертвых. Так написано в наших молитвенниках: «И верен Ты Своему обещанию возвратить мертвым жизнь. Благословен Ты, Г-сподь, возвращающий мертвых к жизни!» Воскрешение из мертвых — это обещание Всевышнего, которое обязательно исполнится, хотим мы того или нет, и об этом не нужно молиться. А о чем же? Об изменении срока реализации этого обещания, о его приближении: «…и навечно восстанови его в скором времени…» (Иерусалим), «И росток дома Давида поскорее взрасти…» (Машиах бен Давид), «И да удостоимся мы увидеть своими глазами, как вернешься Ты…». Поэтому и заканчивает пророк свое пророчество словами: «… в назначенное время ускорю это».


http://www.beerot.ru/?p=5261