В афтаре читается отрывок из книги пророка Ирмияу (46:13-28). Как и в случае предыдущей главы, для афтары мудрецами был выбран отрывок, рассказывающий о расправе Всевышнего над Египтом, которую Он совершит рукою Невухаднецара. В этом отрывке стихи указывают на восстановление Египетской империи, «как в дни былые». Но вот только под «днями былыми» имеется в виду не время расцвета, а время, когда Египет еще не достиг своего величия.
После того как Ирмияу говорит о провидении Всевышнего и о Его руке, наказывающей народы мира, пророк направляет свой взгляд на изгнание, тяжелейшее из перенесенных народом Израиля. Пророк указывает нам на единственную известную ему сгулу (средство), при помощи которой можно пережить беду, и которая доступна каждому. Сгула эта – быть рабом Всевышнего: «А ты не бойся, раб Мой Яаков…». Когда можно не бояться? Когда ты – раб Всевышнего. И даже когда увидишь ты, что все народы мира восстают против тебя, чтобы воевать, и кажется, что ты один, – «Не бойся ты, раб Мой Яаков, – сказал Г-сподь, – ибо Я с тобою, ибо истреблю Я все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю Я; и накажу Я тебя по справедливости, но не уничтожу тебя» (Ирмияу, 46:28).
Египет подобен змею
«Голос его разнесется, как голос змеиный, так как идут <враги несметною> силою, с топорами пришли на него, как дровосеки» (Ирмияу, 46:22).
Когда сказал Всевышний змею «на чреве твоем ты будешь ходить», тогда спустились с небес ангелы, и отсекли ему руки и ноги, а крик его разносился до краев земли (Берешит Раба).
«Услышали народы о позоре твоем, и вопль твой наполнил землю» (Ирмияу, 46:12).
Вопль Египта во время его падения также был слышен от края земли и до края, подобно воплю змея.
В пророчестве Ирмияу говорится о падении Египта во времена фараона Нехо, когда на реке Ефрат ему было нанесено поражение войсками Невухаднецара. Однако это также напоминает о падении Египта во времена Моше, как сказано там, после казни первенцев: «…И был вопль великий во всей земле Египетской, подобного которому не было ранее и впредь не будет» (Шмот, 12:30).
Говорит мидраш: «Какую связь увидели мудрецы между отрубанием конечностей змея и Египтом? Отвечает раби Шимон бен Пази – потому что написано: “Голос его разнесется, как голос змеиный”. Как змей шепчет, а потом убивает, так и Египет вначале ворожит, а потом убивает. Как змей ползает, извиваясь, так и Египет – все пути его искривлены. Поэтому сказал Всевышний Моше: как змей искривлен, так и фараон искривлен, и когда он станет извиваться, то пусть Аарон покажет ему твой посох, говоря: “Этим ты будешь бит”».
Как видно, схожесть участи змея и Египта не только в их реакции на потерю величия (через отсечение конечностей), но также и в том, как их обоих лишают конечностей. Сказано о змее, что ангелы спустились с Небес, чтобы исполнить это. У пророка также говорится, что идут враги несметною силою с топорами. На что хотели обратить наше внимание мудрецы такой аллегорией?
Часто в источниках встречается, что змея называют иш таапухот – подменяющий ценности. Иными словами, основная его сущность – это ложь. Так действовал и фараон, утверждая, например, что он – божество, создавшее и себя, и реку Нил.
Поэтому была необходимость лишить и фараона, и змея возможности распространять эту ложь, принизить их и опустить на землю, лишив потенциала. Ради этого у них и отняли конечности. Поэтому говорят наши мудрецы о лжи: ле-шекер эйн раглаим – у лжи нет ног. То есть, та выгода, которую люди надеются приобрести от лжи, является не выгодой, а потерей.
Голоса, заполняющие весь мир
Сказано в трактате Йома (20б): «Три голоса разносятся по всему миру. Голос солнца, ликующий голос Рима и голос души, покидающей тело в момент смерти. Также добавляют: голос в момент рождения человека и голос ангела, ответственного за орошение земли». Поясняет Маарша, что здесь идет речь не о реальном голосе, а о явлении, впечатление от которого накладывается на весь мир. Или, как поясняет Маараль из Праги, под голосом подразумевается момент реализации потенциала, заложенного в чем-либо. Восходящее солнце наполняет светом весь мир. Голос ликования, доносящийся из дворцов Римской империи, провозглашает о распространении их власти над миром. Голос души, покидающей тело (как и в момент рождения), заполняет весь мир, потому что человек – это целый мир, как сказано: «Спасающий жизнь человеку – подобен тому, кто спасает целый мир, а лишающий человека жизни подобен тому, кто разрушил целый мир». И, наконец, ангел, ответственный за орошение земли, когда приказывает облакам пролить дожди на землю, а водам подземным – подняться и напоить поля, тем самым реализует потенциал власти, данной ему над всем миром.
Змей позарился на то, что не было ему положено, и за это Всевышний отобрал у него и то, что ему было дано. Сказал Творец: «Я установил тебя царем над всеми животными, Я дал тебе возможность ходить во весь рост. Теперь же, за то, что ты позарился на то, что тебе не положено, будешь ползать по земле». Лишившись ног, змей не просто был лишен возможности ходить с высоко поднятой головой, он был лишен царского положения! Однако наказание змея, как и падение Египта, не было действием, имеющим отношение лишь к ним самим. Эти события, ослабив силу и потенциал йецер а-ра, установили новую реальность во всем мире. Поэтому отголоски этих событий наполнили собой весь мир, повлияв на него и сделав его лучше.