Лучше быть человеку подобным порогу — Афтара недельной главы Ваешев

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1739

Лучше быть человеку подобным порогу, который все топчут

«Так сказал Г-сподь: за три преступления Израиля и за четыре не отвращу Я <гнева> от него: за то, что продают праведника за деньги и бедняка за <пару> башмаков» (Амос, 2:6).

Пишет Раши, что стих говорит о том, как духовное состояние народа Израиля опустилось до такого уровня, что судьи за взятку готовы были продать в рабство человека. А также готовы были так искривить закон против бедняка, чтобы тот был вынужден продать свое поле, находившееся между полей судей (так им удобнее обрабатывать свои поля и огораживать их для охраны), да еще вынуждали того несчастного продавать свое поле по выгодной им цене. И такие поступки сравнивает пророк с башмаками, потому что так было принято фиксировать приобретение поля, как сказано: «А в Израиле так велось издревле при выкупе и при обмене для подтверждения всякого дела: один снимал свой башмак и отдавал другому – это и было в Израиле свидетельством» (Рут, 4:7).

Мудрецы, устанавливавшие порядок афтарот, постановили читать именно этот отрывок из Пророков, потому что следует из мидраша, что в этом отрывке говорится о продаже братьями Йосефа, одной из основных тем нашей недельной главы. Также сказано в «Пиркей де-раби Элиэзер» (38), что, продав Йосефа ишмаэлитянам, братья выручили сумму в двадцать монет. Каждому досталось по две монеты, что соответствовало стоимости пары сандалий. Комментируя мидраш, пишет Радаль (рав Давид Лурия), что братья были уверены, что Йосеф превозносит себя и хочет над ними властвовать. Поэтому они продали его в рабство, чтобы принизить его, а на вырученные деньги купили сандалии, намекая на то, что человеку подобает вести себя скромно и быть ближе к земле, как сказано в трактате Сота (5а), что лучше быть человеку подобным порогу, который все топчут.

Не пробуди забытые обвинения

«За три преступления Израиля» – в этом стихе подчеркивается, что за продажу Йосефа царство десяти колен понесет наказание. Предшествовавший стих говорит о грехах Иудейского царства, но среди них не встречается упрек за продажу Йосефа, как в стихе, говорящем о грехах царства Израиля. И это удивляет: разве грех продажи Йосефа относится только к остальным коленам? Более того, говорят комментаторы, что основным инициатором продажи был именно Йеуда, сказавший: «Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь? Пойдем, продадим его ишмаэлитянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. И послушались его братья». Так почему же пророк обвиняет в этом грехе только Израильское царство?

На этот вопрос отвечает раби Йонатан Эйбешиц в своей книге «Тиферет Йонатан». Как мы уже упоминали выше, одной из главных причин ненависти братьев к Йосефу было опасение братьев, что Йосеф собирается воцариться над ними. Это был вызов прежде всего Йеуде, так как было известно, что царская власть в народе Израиля уготована именно его колену. Йеуда частично исправил свой грех еще в Египте, когда, представ перед Йосефом, вступился за Биньямина, доказывая, что в нем нет ненависти к сыновьям Рахели. Это подтверждают слова мидраша: «Сказал раби Хия бар Аба: “Все слова, что сказал Йеуда до того момента, пока не прервал его Йосеф – была в них попытка примирения с Йосефом и Биньямином”».

В более поздние времена, после правления иудейских царей Давида и Шломо, когда произошло разделение страны на два государства, сказали десять колен: «Что за доля у нас в Давиде? Нет нам удела у сына Ишая! По шатрам своим, Израиль!» После чего они поставили царем над собой Йеровама, подняв бунт против дома Давида и царей Иудейских. Говорит рав Эйбещиц, что сказав так, все колена Израилевы аннулировали то старое утверждение, что они продали Йосефа за его бунт против истинного царя – Йеуды, ведь сейчас они делают то же самое. Этим они вновь возбуждают обвинение против себя в том, что основатели их колен продали в рабство Йосефа.

Из слов рава Эйбешица мы учим важное правило. Человек оступился, совершив какой-то грех, но ему есть что сказать в свое оправдание, как мы видели в случае с продажей Йосефа, когда братья были уверены, что они отстаивают честь Йеуды. Однако спустя много поколений, когда потомки Йосефа сбросили ярмо царства Йеуды, они вновь пробудили забытое обвинение. Подобное использование этого правила встречается, например, в случае, когда человек видит, что некто гонится за другим с целью убийства. Закон говорит, что не только преследуемый имеет право на самооборону и может применить все средства для избавления от опасности (вплоть до убийства преследователя), но и даже наблюдающий со стороны может спасти жертву, убив преступника. Однако если в будущем этот избавитель сам оступится в подобных грехах, то задним числом будет считаться, что та пролитая кровь преследователя теперь остается на его совести.

Мудрецы так поясняют стихи в Теилим (50:18-20): «Если видел ты вора – знался с ним, и с прелюбодеями доля твоя (ты заодно). Рту своему дал ты волю для злословия, и язык твой сплетает обман. Сидишь, на брата своего наговариваешь, на сына матери твоей возводишь позор». Есть люди, которые ведут себя неправильно, не отдаляясь от нечестивцев и нарушителей. Но у них всегда есть что сказать в свое оправдание, ведь они из того типа людей, которые живут со всеми в мире и со всеми легко вступают в контакт. И пусть этот довод не может быть принят как искупление греха, однако, несомненно, может быть использован для облегчения наказания. Но если этот же человек, живущий в мире с нечестивцами, при этом еще злословит на своих близких и Б-гобоязненных людей – в таком случае на него ложится вина и за связь с нечестивцем. Ведь своим злословием он показывает, что является человеком вполне способным на ссоры и раздоры, так как же он оправдывается, говоря, что не в состоянии отказаться от связи с нечестивцем?


http://www.beerot.ru/?p=8416