Не изменить своему предназначению — Афтара недельной главы Матот

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2108

«И было сказано мне слово Г-сподне: прежде чем Я создал тебя во чреве, Я знал тебя, и прежде чем ты вышел из утробы, Я посвятил тебя, пророком народов Я поставил тебя. И сказал я: увы, Г-споди Б-же, ведь я не умею говорить, ибо я (еще) отрок. Но Г-сподь сказал мне: не говори: “я отрок”, а иди к кому бы Я ни послал тебя, и все то, что Я прикажу тебе, ты будешь говорить» (Ирмияу, 1:4-7).

«Еще до твоего зарождения в утробе матери разглядел Я, что будешь ты пророком и достоин пророчества» (Мецудат Давид). 

«Нужно понять, почему Всевышний послал с этой миссией именно пророка Ирмияу? И возможно, это было потому, что Всевышний знал о том, что Ирмияу откажется идти и увещевать народ. Поэтому, чтобы укрепить его сердце, и сообщил ему Всевышний, что роль пророка была уготована ему еще со времен, когда был он в утробе матери» (Радак). 

Есть люди, души которых появились на свет в соответствии с всеобъемлющим замыслом. Им уготована часть общей задачи – хранить и соблюдать Тору и ее заповеди, или исправлять то, что было испорчено или не исправлено в предыдущих перевоплощениях. И хотя каждый человек приходит в этот мир со своей определенной целью, тем не менее, все их можно отнести к «задачам всеобщего замысла». Спускаясь в этот мир, такие души служат общим целям, и если одна из них не выполнит в полной мере свою роль, то существуют сотни и тысячи других, которые могут восполнить недостающее. Так многие задачи доходят до их полного завершения, а заповеди святой Торы выполняются и не могут быть забыты.

Хотя каждая душа должна реализовать свою часть в исправлении мира и может перевоплотиться неоднократно для завершения своей миссии в этом мире, иногда спускаются в этот мир особые души, предназначение которых отличается от «общего замысла». Всевышний создает их, чтобы направить в наш мир для решения особых, возвышенных и судьбоносных задач. Тогда нет им замены, и некому выполнить их роль, и свыше оказывают давление на этого избранного, и подталкивают его к тому, чтобы он довел возложенную на него миссию до конца.

Моше-рабейну предназначалось стать избавителем народа Израиля, и если он отказывается от этой роли, то его отказ не может быть принят, ибо нет другого, подобного ему, кто мог бы взять эту роль на себя. Как сказано в мидраше: если не ты избавишь их, то никто другой не избавит их (Шмот Раба, 3:3).

Царь Давид принес в мир Б-жественные песнопения и восхваления Всевышнему, и только он и никто другой мог открыть этот глубочайший мир песнопений Творцу, книгу Теилим. Именно поэтому с Небес ему были посланы многочисленные скитания и изгнания и другие беды. Они оставили неизгладимый след на струнах его души, и он как будто превратился в живую арфу, превозносящую и распространяющую славу Всевышнего (Ялкут Шимони).

Царь Шауль утратил царский трон, и не дано было ему прощение, потому что не реализовал свое особое предназначение, уготованное только ему и никому другому. Поэтому когда он оступился и прошел мимо цели, тем самым он отказался от выполнения своей миссии, и это невозможно было исправить.

Сказали наши мудрецы в трактате Санедрин (91б), что всякий, кто удерживает слова закона и не доносит их до учеников, подобен тому, кто лишает их наследия отцов.

Так и пророку Ирмияу было уготовано стать увещевателем народов. Это роль, сложнее которой вряд ли можно себе представить. Когда же пророк пытается избежать этой участи, утверждая, что он юн и не обладает даром красноречия, отвечает ему Всевышний, что ради этой роли он был освящен уже в утробе матери. И, возможно, поэтому Ирмияу перечисляется среди четырех людей, о которых учат из стихов, что они не просто были рожденными на свет, а были “йецирим” – то есть особыми творениями. Первый – это Адам, как сказано: «И создал (ва-йицер) Г-подь Б-г человека из праха земного…» (Берешит, 2:7). Второй – это наш праотец Яаков, как сказано: «И ныне так говорит Г-сподь, сотворивший тебя, Яаков, и создавший (ва-йоцерха) тебя, Исраэль…»  (Йешаяу, 43:1). Третий – это пророк Йешаяу, как сказано: «И ныне сказал Г-осподь, создавший (йоцри) меня…» (Йешаяу, 49:5). И четвертый – пророк Ирмияу, как сказано о нем в нашей афтаре: «Прежде чем Я создал (эцорха) тебя во чреве…».

По книге «Ор Хадаш».


http://www.beerot.ru/?p=3501